Смертная казнь - как исключительная мера наказания

ней. Логика тут простая: если государство опекает своих граждан а одном

(создаёт условия для безработицы зачастую искусственным путём, следит за

уравнительно унизительным существованием граждан и т.п.), то почему оно не

может проявить заботу в другом и наказывать исключительной мерой тех, кто

нарушает интересы попечителя (и в большей степени за государственные и так

называемые хозяйственны преступления, когда человек пытается обмануть либо

обокрасть своего благодетеля). Тут речь идет не о справедливости, а скорее

о мести, о гонении за неблагодарность к государству родителю . Для таких

отеческих отношений вполне могут подойти слова Тараса Бульбы, сказанные им

в известной ситуации своему сыну Андрею: я тебя породил, я тебя и убью .

Ещё одна причина социально психологическая и политико правовая

инфантильность граждан, вытекающая из предыдущих причин и сложившаяся в

результате абсолютного регламентирования жизнедеятельности человека Именно

эти факторы стали основной широкого действия принципа инициатива наказуема

. Тот, кем часто и упорно руководят, писал ещё на рубеже XVIII XIX веков

немецкий философ гуманист Вильгельм фон Гумбольдт, легко приходит к тому,

что добровольно отказывается от предоставленной ему доли самостоятельности,

которой он располагает. Он считает себя свободным от забот, которые несут

за него другие .., и так же, как каждый сам полагается на заботу и помощь

государства, он и пожалуй, в ещё большей степени предоставляет государству

заботиться о судьбе своих сограждан. А это в свою очередь ослабляет

сочувствие к другом людям и пожелание оказывать помощь друг другу . Таким

образом, сформировалась привычка, стереотип, что именно государство будет

решать все основные проблемы общества, в том числе и проблему борьбы с

преступностью, используя при этом даже традиционно социальные средства,

выражающиеся в воспитании подрастающего поколения в укреплении нравов и

т.п. Между тем в данном вопросе общество должны быть независимо от

государства и должно самостоятельно использовать необходимые социальные

санкции. Поддержание морали, верно пишет Э.Ю. Соловьев, дело институтов

гражданского общества (семьи, школы, религиозных общин, добровольных

организаций и союзов), а не государством служб.

Всё перечисленное свидетельствует о том, что пока мы не избавимся этих

причин, пока не преодолеем подобные препятствия постановка вопроса об

отмене смертной казни будет в определённой мере искусственным, а потому и

преждевременным фактом. В условиях слабости действий нравственных и

религиозных норм, хрупкости демократических институтов и традиций,

отсутствия правовой государственности (несмотря на декларативные заявления

об обратном в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ 1993 года) отказ от смертной казни

не обоснован.

Созрело ли общество для принятия кардинального решения или к нему надо

идти постепенно, пишет в этой связи И.И. Карпец. Применительно проблеме

отмены смертной казни со всей определённостью утверждаю: нет, не созрело,

поскольку оно содержит в себе те недостатки и серьёзные противоречия,

которые ведут к тяжким преступлениям. Идеальные представления надо

сопоставлять с суровыми реалиями жизни .

Отказ от такого вида наказания следует расценивать не как немедленное

требование, а как стремление, что в общем то и выражено в ч. 2 ст. 20

Конституции РФ: Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться

федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо

тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей .

В данном конституционном положении говорится о допустимости применения

смертной казни впредь до её отмены . Отсюда следует, что наше общество и

государство ставят в перспективе цель отказаться от данного весьма

жестокого юридического средства, к чему собственно призывают и международно

правовые документы. Однако подобная отмена, на наш взгляд, станет возможной

в полной мере лишь в будущем, когда для этого будут созданы необходимые

предпосылки, когда с этим будет согласно большинство граждан.

Между тем одним из условий принятие России в Совет Европы была (и по

сути остаётся) отмена смертной казни как высшей меры наказания и

соответствующего ограничения в нашем государстве. Для реализации данного

условия российская делегация должна подписать Протокол 6 (относительно

отмены смертной казни) от 28 апреля 1083 года ж Конвенции о защите прав

человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года в течения одного года со

времени вступления в Совет Европы и ратифицировать его не позже, чем через

три года.

Прошедшее в конце января 1997 года очередное заседание сессии

Парламентской ассамблей Совета Европы было крайне неприятным для России. В

принятой резолюции её представителей официально предупредили, что в случае

невыполнения взятых на себя обязательств по объявлению моратория на

смертную казнь будет поставлен вопрос о приостановлении полномочий

российской делегации в Совете Европы. И хотя в принципе с идеей отмены

смертной казни (правда, в перспективе) российское общество в целом

согласно, думается, в современный период данный вопрос нужно решать не

столь быстро и прямолинейно, как это определено в Протоколе 6 и в разного

рода резолюциях.

В частности, на наш взгляд, излишне категоричны ориентиры названных

документов. Так, в ряде статей однозначно установлено, что смертная казнь

отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни и казнён (ст.

1), что оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании

статьи 64 Конвенции не допускаются (ст. 4).

В решении подобных проблем важна гибкость и поэтапность. И вот почему.

Во первых, три года не тот срок, через который в России принципиально

изменится ситуация. Ведь необходимыми условиями отмены этого страшного

возмездия должны быть, в частности, следующие: нормализация социально

экономической обстановки в стране, рост благосостояния населения, реальные

успехи в борьбе с преступностью, сокращение числа умышленных убийств вообще

и умышленных убийств при отягчающих обстоятельствах в особенности,

повышение общей и политико правовой культуры граждан и должностных лиц и

пр.

Подобные факторы, бесспорно, благоприятно бы повлияли и на

общественное мнение россиян, которое пока не готово к отмене смертной

казни. И к тому есть основания. Достаточно сказать, что смертность от

убийств в нашей стране по сравнению с Европой с учётом численности

населения в 20 раз выше у мужчин и в 12 раз у женщин. Поэтому Совет Европы,

как справедливо отмечает В. Лукин, не должен ставить перед нами это

ультимативное требование: либо немедленно в указанные сроки переломите

через колено значительную часть российского общественного мнения, либо вас

лишат мандата.

Во вторых, есть немало других членов Совета Европы (в частности,

Греция, Румыния и др.), которые оставили смертную казнь высшей мерой

наказания. Кстати говоря, сами члены Совета Европы данный непростой вопрос

решали не сразу и не вдруг (как это предлагается новым членам а постепенно

двигаясь по пути сокращения применения названного вида правового

ограничения. Это видно из текста ст. 1 Европейской Конвенции о защите прав

человека и основных свобод 1950 года, где сказано, что никто не может быть

умышленно лишён жизни иначе как во исполнение смертного приговора,

вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом

предусмотрено такое наказание . И только через 33 года (в 1983 году)

подписывается Протокол 6 относительно полной отмены смертной казни.

В этот период свободными от критики оказывались такие страны, как

Бельгия, Испания и Италия, которые, уже являясь членами Совета Европы

долгое время сохраняли в своём законодательстве смертную казнь (в Бельгии,

правда, она фактически не применялась).

В третьих, не высказывается резких оценок и в адрес таких

демократических государств, как США, Канада, Япония, которые недавно

получили статус наблюдателей в Совете Европы и которые, судя по их

юридической практике, вовсе не думают в ближайшее время отменять данную

весьма жёсткую меру государственного принуждения.

В четвёртых, в России за последние годы значительно сократилось число

статей в УК, в соответствий с которыми приговаривают к смертной казни и,

следовательно, сфера этого ограничения сама весьма сильно ограничивается.

Что называется процесс пошёл и нет необходимости его искусственно

форсировать, принимая волевые, административные (но социально

неподготовленные) решения, которые в принципе в ближайшее время не могут

изменить существующее положение вещей. Принятие же Президентом РФ 27

февраля 1907 года Распоряжения О подписании Протокола 6 (относительно

отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года к Конвенции о защите прав

человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года больше свидетельствует о

том, что власть пытается заработать на этой акции определённый политический

капитал (показать себя демократической, цивилизованной, гуманной), нежели

действительно изменить к лучшему реальные общественные отношения (проводить

подлини народные реформы, создавать условия для истинного, а не показного

народовластия, рационально разделить власть, обеспечивать права человека и

прежде всего право на жизнь и не столько убийц, сколько их жертв и т.п.). В

этой связи подобный акт вполне можно расценивать как одну и: форм

проявления международно правового популизма, как желание взгляде

респектабельно на фоне несбыточных обещаний и развала государственности.

Сейчас уже становится привычным сравнивать, как конкретные вопросы

решаются у нас и в развитых странах, прежде всего в США. Однако и там

данная проблема преодолевается неоднозначно и весьма непросто. В США

смертная казнь, как вид наказания, предусматривается федеральным

законодательством и Уголовными кодексами 38 штатов. Причём, если в штате

Нью Йорк она была отменена, то в Нью Джерси и Огайо восстановлена.

В США по отношению к рассматриваемому институту наблюдаются свои

приливы и отливы в общественном мнении и реальной юридической практике.

После снижения интереса к этому, якобы, устаревшему репрессивному

инструменту, он вновь заявлял о себе, возрождаясь из небытия. Проблема

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты