Смертная казнь - как исключительная мера наказания

Уверен, пишет И.И. Карпец, что нет! В прессе тоже обоснованно замечают, что

замена смертной казни адским в современных российских условиях пожизненным

заключением далеко не такой уж гуманный акт, как это зачастую

представляется. Избави Бог от такого гуманизма, который уготован вечным

зэкам пишут журналисты побывавшие в тюрьме, в которой сидят пожизненно

заключённые. У них отобрали даже надежду умереть на свободе и прибавили ещё

массу ограничений, способных превратить человека в жвачное животное .

Ситуация осложняется ещё и тем, что в России существует пока лишь одна

подобная тюрьма, находящаяся в Вологодской области. И та в полуразрушенном

состоянии, с многочисленными материальными проблемами, недостатком самого

необходимого. Можно ли сказать безоговорочно после этого, что существует

уже приемлемая альтернатива смертной казни? Думается, положительный ответ

на дж ный вопрос давать рано.

При проведении политики на планомерное и основательное свёртывание

смертной казни требуется учёт и того непременного факта, что

рассматриваемый институт выступает продуктом общественного сознания, что

одним из мощнейших побудительных мотивов его живучести является месть.

Месть сильное чувство, которое и в современном обществе даёт о себе знать в

виде различного рода агрессивных действий. Смертная казнь в определённой

мере выступает специфической формой её нейтрализации на государственном

уровне, актом необходимой самозащиты.

Однако если общество движется к отказу от смертной казни, оно должно

найти достойную замену подобному ограничителю. Такими факторами могут стать

высокая общая и политико правовая культура, религия, в целом духовная

сфера. Наличие либо отсутствие смертной казни это своеобразный индикатор

уровня культуры и качества жизни, безопасности и общественных

умонастроений. Вот почему в благополучных в социально экономическом

отношении (в сытых и во многом умиротворённых) странах к смертной казни

относятся гораздо спокойнее, философски, не так обостренно, как это имеет

место в неустроенных, слабо развитых государствах. Между тем важно, чтобы

процесс отмени смертной казни протекал естественно, тогда у общества не

возникнет желания в некоторых критических ситуациях сразу браться за данный

исключительный вид правового ограничения. Такого решения можно добиться

после глубокого убеждения в том, что подобная мера наказания неприемлема в

гуманном и демократическом обществе. Следовательно, полностью отменить

смертную казнь целесообразно лишь при становлении истинно гражданского

общества и правовой государственности, при наличии и эффективном

функционировании которых сдерживают роль смертной казни не выдержит

конкуренции с другими (не обязательно, кстати, правовыми) средствами более

цивилизованными, человечными, нравственными, справедливыми, когда возможно

будет наказать гражданина не лишая его самого дорогого гуманистического

права права на жизнь. Тем самым будет преодолен разрыв между словом и делом

в таком важном вопросе, что позволит не только говорить об идеалах

гуманизма, но и достигать их наиболее фундаментальным путём на практике.

Ведь отмена смертной казни это вопрос не отдельных лиц, это вопрос,

который должен быть решен всем обществом. Только таким образом увеличатся

обеспечительные возможности других социальных институтов и механизмов,

сформируется позитивное отношение гражданина к правопрядку в целом, как к

порядку напрямую зависимому и от него лично. Только при реальном вплетении

в социальные ткани гражданственности, повышения политической и правовой

культуры, более высоком уровне жизни и стабильности могут соответственно

измениться оценки в общественном мнении и люди поймут, что настало время

действительно без ущерба для идей справедливости, и моральных принципов

наиболее полноценно воплощать в жизнь идеалы гуманизма. Такая отмена будет

самым убеждённым актом. Тех же, кто спешит, хочется предостеречь известным

изречением: спешите медленнее . Подобное нетерпение в общем то объяснимо:

хочется побыстрее достичь гуманистических идей, приблизиться к

цивилизованному уровню отношений в обществе. Однако зачастую забываем, что

гуманизм и демократию нельзя кем то установить, пусть даже и в

законодательном порядке (вернее установить можно, но этого, как показывает

жизнь, мало). Это процесс, в котором участвуют сами люди, которые,

утверждая собственное достоинство и защищая свои права вносят тем самым

вклад в так нужное для всех нас дело. Мы сами должны решить этот сложный,

неоднозначный вопрос в соответствии с нашими лучшими традициями, в том

числе и христианскими, согласно нашему пониманию не только выгоды (не

вполне доказанной) нынешней страшноватой злобы дня , но и закладывания

более долгосрочных оснований российского быта, совести и нравственности. Мы

должны учитывать при этом различного рода политические факторы, но не

основываться полностью на них . Только осознание необходимости

инициативного поведения в социально экономической, политической, духовной и

правовой сферах, повышение культуры, возрождение внеправовой (социальной)

регуляции, достижение качественно нового уровня народовластия, становления

саморазвивающегося гражданского общества сможет стать настоящей гарантией

прав человека, как высшей ценности. Вот почему, по нашему мнению, нельзя

полностью согласиться и с выводом из статьи Когда убивает государство.

Смертна казнь против прав человека , где в излишне упрощённой и

категоричной форме провозглашается, что единственной гарантией того, что

жизнь осужденного не будет зависеть от изменений политического курса,

является закрепление отмены смертной казни в законодательстве .

Иначе говоря, проблему смертной казни важно рассматривать в более

широком контексте, во всей взаимозависимости социально экономических,

политико правовых, духовно нравственных факторов. Еще А.Ф. Кистяковский

отмечал необходимость устойчивой связи между социальной обстановкой в целом

и смертной казнью. Он писал, что подлинная отмена смертной казни происходит

не столько от рефлектированных убеждений нескольких мыслителей, не столько

по воле законодателя, сколько вследствие тех полустихийных,

полурефлективных перемен, которые свершаются в боле или менее значительной

массе народа .

Надо основательно и самозаконно решать подобный вопрос, когда общество

выстрадает его и будет готово осознанно отказаться от смертной казни, будет

достаточно сильным и богатым, чтобы жить по правилам, а не по исключениям.

Никто так не будет выполнять тех или иных решений, как тот, кто осознанно

их принял в своих же собственных интересах. Когда общество научится

защищать жизнь своих законопослушных граждан, добьётся от большей части

населения уважения к праву, вот тогда и наступят объективные основания для

отмены смертной казни, что, безусловно, буде настоящей победой гуманизма и

прав человека.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ЗА И ПРОТИВ

«Смертная казнь в России пока окончательно

не отменена»

И. М. Тараканов, прокурор.

- Говорить о том, что смертная казнь в России однозначно отменена, пока

преждевременно. Конституционный Суд РФ в своем решении руководствовался

тем, что граждане России находятся не в равных условиях при осуществлении

права на защиту. В тех регионах, где отсутствует суд присяжных, данное

право нарушается (сегодня суды присяжных существуют только в 9 субъектах

федерации. - Прим. автора.). Поэтому, пока не будет принят закон «О суде

присяжных» и введены суды присяжных во всех регионах, обычные суды не

смогут выносить смертные приговоры, причем даже там, где суды присяжных уже

работают. Введение суда присяжных повсеместно - процедура очень

дорогостоящая и в нынешних кризисных условиях практически неосуществимая.

По крайней мере, в ближайшие годы.

Я считаю, что смертная казнь в России должна быть. Наше общество не готово

к ее отмене. Тем более что она не носит массового характера и применяется в

случаях, когда оставление человека в живых несоразмерно с теми злодеяниями,

которые он совершил.

«Если зло не ограничивать, оно наглеет», -

считает отец Виктор Сергеев, священник Александро-Невского собора.

- Церковь говорит, что начальник жизни и смерти - это Господь наш Иисус

Христос. Своей заповедью «Не убий» Господь подчеркивает, что жизнь

человеческая свята. Поэтому, с богословской точки зрения, церковь отвергает

казни, но в то же время церковь живет в реальном мире и вынуждена смиряться

с тем, что в этом мире существует.

Есть категория людей, которые ведут себя как звери и человеческое начало в

них полностью растоптано. Было бы идеальным решением вопроса изолировать

таких людей от общества на каком-нибудь острове, где они не могли бы

принести никому вреда, кроме себя самих. Под давлением международных

организаций в России временно приостановлено вынесение смертных приговоров,

грядет амнистия. Думается мне, что не совсем это годное средство. Надо

искать другой подход, сделать так, чтобы люди не совершали преступлений.

«Наказание должно быть соразмерно вине»

Судья Верховного Суда УР Ю. С. Карлышева.

- У меня нет однозначного отношения к смертной казни. С одной стороны, мне

было бы проще работать, если бы смертную казнь вообще отменили, поскольку

не нами дана жизнь, то и не нам ее отбирать. С другой стороны, как иначе

должно поступать с человеком, который опасен для общества тем, что,

оказавшись снова на свободе, будет продолжать сеять смерть. Пожизненное

лишение свободы по сути есть избавление общества от опасного преступника,

но где гарантия, что при нашем нестабильном законодательстве он когда-

нибудь не окажется на воле. Отмена смертной казни в России - чисто

политическое решение, и с позиции поднятия престижа страны в мире в нем

есть разумный момент. С точки зрения предупреждения преступности, смертная

казнь являлась сдерживающим фактором, своего рода дамокловым мечом, хотя

страх смерти не всегда останавливает, поскольку каждый преступник в душе

надеется, что уж ему-то удастся избежать наказания. И все-таки, если

человек решается на убийство и знает, что жизнь у него не отнимут, его уже

точно ничто не остановит. Так что, думаю, в России еще не созрели условия

для окончательной отмены смертной казни.

Пожизненное лишение свободы страшнее смерти

В. Г. Востриков, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью

МВД УР.

- Я не понимаю, почему в уголовной практике разделяют зверское убийство и

какое-либо иное. И то и другое отнимают жизнь, а значит, по сути своей

одинаковы. Будь моя воля, я бы отменил смертную казнь, поскольку, как

показывает опыт, уровень преступности не зависит от отмены или введения

смертной казни. В России ежедневно совершаются сотни тяжких преступлений,

год от года все больше людей умирают насильственной смертью как от рук

профессиональных киллеров, так и обычных бытовых убийц. Мы видим, что

смертная казнь их не останавливает. За любое умышленное убийство я бы давал

пожизненное заключение. Это отнюдь не проявление снисхождения к

преступникам, а как раз наоборот. Пожизненное содержание под стражей в

одиночной камере куда страшнее, чем мгновенная смерть. Не зря же многие

преступники, осужденные к пожизненной изоляции от общества, говорят, что

лучше бы их расстреляли.

СУДЫ ПРОДОЛЖАЮТ ВЫНОСИТЬ СМЕРТНЫЕ ПРИГОВОРЫ

----- Отмена смертной казни предусмотрена Конституцией Российской

Федерации. Согласно части 2 статьи 20 Конституции, смертная казнь

допускается как временное установление, "впредь до ее отмены".

----- В настоящее время 57 стран отменили смертную казнь за все

преступления, из них 24 страны запретили этот вид наказания в своих

конституциях. 16 стран отменили смертную казнь в мирное время. 30

государств, сохранивших смертную казнь в своем законодательстве, не

применяют ее на практике как минимум на протяжении последних десяти лет.

Около 100 стран сохраняют смертную казнь в законодательстве и применяют ее.

----- Все государства - члены Совета Европы отказались от применения

смертной казни. Страны Прибалтики, Болгария и Польша, не отменившие

смертную казнь законодательно, в последние годы не исполняют смертных

приговоров. На Украине смертная казнь приводится в исполнение .

----- Дискуссии об отмене смертной казни в последнее время поутихли. С

одной стороны разговоры становятся вроде бы бессмысленными, поскольку по

общим наблюдениям, власть на общественное мнение почти не реагирует. С

другой стороны, прокоммунистическая Государственная Дума отказалась принять

закон о моратории на смертную казнь, а президент остановить смертные казни

своим единоличным решением не хочет. Совет Европы, который принял в свои

ряды Россию, выдвинув одним из условий этого - отмену смертной казни в

стране, на своем требовании сейчас активно не настаивает. Таким образом,

вокруг отмены смертной казни идет вялая и неопределенная возня, которая не

предполагает какого-либо результата.

----- Как и всякий желающий усидеть на двух стульях сразу, президент Ельцин

(стремясь и у демократов отметиться, и красных не разозлить) не

предпринимает шагов, ясно обозначающих его позицию. 8 января он подписал

закон о внесении изменений в статьи 184 и 185 Уголовно - исполнительного

кодекса Российской Федерации. Смысл этих изменений таков. Если раньше

приговоренный к смертной казни отказывался писать прошение о помиловании,

то акт об этом, подписанный администрацией тюрьмы и прокурором, направлялся

в Верховный Суд и Генеральную прокуратуру. Для приведения приговора в

исполнение было необходимо заключение этих двух инстанций и сам акт об

отказе от обращения за помилованием. Теперь же этот акт Верховный Суд и

Генеральная прокуратура направляют Президенту и он окончательно решает

судьбу приговоренного. Если Президент решает не применять помилование,

заключенного казнят.

----- Таким образом, на пути от вынесения смертного приговора до его

исполнения добавилась еще одна обязательная инстанция - президент России.

Очевидно, это должно убедить Запад, что практически смертные казни в России

прекратятся.

----- Между тем шесть депутатов Государственной Думы -А.Александров,

В.Борщев, А.Дзасохов, В.Зоркальцев, Ю.Полдников и Ю.Рыбаков предложили

проект закона "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни".

Проект небольшой и мы перепечатываем его полностью:

----- "Настоящий Федеральный закон принимается на основании статьи 20

Конституции Российской Федерации и во исполнение международных обязательств

Российской Федерации.

----- Статья 1. Ввести мораторий на исполнение наказания в виде смертной

казни со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

----- Статья 2. Наказание в виде смертной казни в Российской Федерации не

подлежит исполнению в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего

Федерального закона.

----- Статья 3. Лица, осужденные к смертной казни, в помиловании которых

было отказано Президентом Российской Федерации, содержатся в исправительных

колониях особого режима.

----- Статья 4. По истечении времени действия моратория на исполнение

наказания в виде смертной казни, осужденный имеет право вновь обратиться с

ходатайством о помиловании, которое Президентом Российской Федерации

рассматривается в установленном законом порядке.

----- Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его

официального опубликования."

----- В пространной пояснительной записке к законопроекту депутаты, в

частности, пишут:

----- "Вопреки некоторым утверждениям, организованная преступность не

заинтересована в отмене смертной казни. Напротив, преступные группировки

зачастую практикуют вовлечение в свою деятельность посторонних лиц,

становящихся второстепенными участниками преступлений, на которых

возлагается вся тяжесть ответственности вплоть до применения к ним смертной

казни.

----- При решении вопроса о смертной казни особое значение приобретают

судебные ошибки, уровень которых может быть достаточно высок, в том числе

по причине недобросовестной или неквалифицированной защиты обвиняемого.

Зачастую обвиняемый, не имеющий возможности оплатить работу опытного

адвоката на всех стадиях процесса, находится в неравном положении по

сравнению с более обеспеченными обвиняемыми. В случае исполнения смертных

приговоров судебные ошибки становятся неисправимыми."

----- Это далеко не все аргументы, которыми авторы подкрепляют свой

законопроект. Маловероятно, однако, что за этот проект в нынешней Думе

проголосует достаточно депутатов, чтобы он стал законом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кистяковский А. Исследование о смертной казни. Киев, 1867.

2. Смертная казнь: за и против. / Под ред. С.Г. Келиной. М.: Юрид. лит.

1989.

3. УК РСФСР от 24 мая 1996 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты