Смертная казнь: за и против

предусматривается в законе, и назначается только при совершении самых

тяжких преступлений.

Практика судов Российской Федерации отвечает обоим этим направлениям.

Рассматриваемое наказание назначается только за особо тяжкие преступления

против жизни, да и то в самых тяжких случаях. Например, в 1995 году в

России осуждено за умышленные убийства 19268 человек, за совершение при

отягчающих обстоятельствах – 5020. Исключительная мера наказания назначена

143 осужденным, что составляет 0,7% от всех осужденных за умышленное

убийство или 2,8 % от числа осужденных за умышленные убийства при

отягчающих обстоятельствах. По другим статьям Уголовного кодекса в 1995

году к смертной казни не было приговорено ни одного человека. На практике

смертные приговоры приводятся в исполнение значительно реже: в 1992 году

Комиссией по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации

рассмотрено 56 дел осужденных к смертной казни, помиловано 55 человек (98,2

%), в 1993 году рассмотрено 153, помиловано 149 (97,3%), в 1994 г

рассмотрено 137, помиловано 124 (90,5%). Всего в 1992 – 1994 годах ежегодно

приводились в исполнение по десять приговоров. Иначе обстоит дело в других

странах. С 1965 года более 50 стран расширили перечень преступлений, за

которые может быть назначена смертная казнь. Двадцать две страны применяли

смертную казнь за преступление, связанные с безопасностью страны. Среди

этих деяний значительная часть политические преступления. Тринадцать стран

установили расширенную меру наказания за терроризм, в том числе за угон

самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников (Египет,

СССР, Индонезия, Кувейт, США, Япония). В двенадцать странах смертную казнь

применяли за половые преступления: в Пакистане, Тунисе, Таиланде и Сомали –

за прелюбодеяние, в этих же странах, а также в Египте, Южной Корее и ЮАР –

за изнасилование, в Сирии – за половое надругательство над ребенком, за

половую связь между не мусульманином и мусульманкой.

Двадцать две страны установили смертную казнь за преступления

связанные с незаконным оборотом наркотиков (Китай, Иран, Малайзия,

Сингапур, Бирма, Индонезия, Египет и др.) Заметим, что еще в 1979г таких

стран было только десять.

В некоторых государствах существует смертная казнь за похищение людей

(Малайзия), нарушения общественного порядка, включая хулиганство,

содержание публичного дома и за игнорирование, показ или продажу

порнографии (Китай), управление транспортным средствам в нетрезвом

состоянии, повлекшее человеческие жертвы (Болгария), а в Ливии смертная

казнь была предусмотрена за злоупотребление спиртных напитков.

В 15 странах (Болгария, Гана, Иран, Нигерия, Южная Корея, Саудовская

Аравия, Сомали, ЮАР, Судан и другие) смертная казнь была введена за

экономические преступления (коррупция, хищение государственных средств,

нападение на сотрудников таможни, вооруженный разбой). В семи из этих стран

исключительная мера наказания может применяться за хищения в особо крупных

размерах и получение взяток.

Как видим, несмотря на то, что в целом сообщество с пониманием

относится к призывам о сокращении применения смертной казни, эта тенденция

далеко не всеобщая. В основном это объясняется ростом преступности или

некоторых категорий преступлений. Проблема смертной казни сложна и

неоднозначна. Нельзя решать ее, не взвесив все «за» и «против», не

руководствуясь реалиями жизни.

3. Смертная казнь: против

Смертная казнь как вид наказания за действительно тяжкие преступления

– важная составная часть уголовного законодательства. По ее наличию или

отсутствию, иногда с разной степенью обоснованности, судят о

демократичности государства.

Как уже говорилось в вышесказанном, что только взвешенный подход, учет

реалий жизни и состояние общества могут подсказать то или иное решение.

Известно, что формы, методы и средства борьбы с преступностью в разных

социально – политических системах различны. Отличаются и взгляды на них,

даже в рамках одной системы. Отношение к смертной казни ,как к мере

наказания (и как к наказанию вообще), включает в методы его исполнения –

важный показатель уровня социального и культурного развития общества. Чем

он ниже и грубее и примитивнее формы «воспитания» его членов наказанием,

тем пренебрежительнее отношение к человеку и его жизни. Сегодня мы говорим

о смертной казни как о мере наказания, назначаемой судом. Но ведь были

периоды в истории, когда казнили без суда, попросту умерщвляли. Смерти

предавались те, кто посягал на чужую жизнь, на чужое имущество, на чью-то

власть, те, кто только думал о власти, даже те, кто был просто неугоден

имевшим право казнить или присваивал себе такое право

Сродни казни были и жестокие наказания, пытки, которые очень часто

кончались смертью человека. Сформулированные многовековой практикой обычай

казнить преступников (нередко невиновных) и непокорных повлиял на воззрения

политиков, творцов, законов, правоприменителей и общества в целом. Наше

общество воспитано по идеологии, допускающей, оправдывающей, обосновывающей

право власти и законодателя казнить. Это право закреплено в уголовных

законах. И поныне у нас будут заблуждения, что без жесткости с

преступностью не справиться. Опросы общественного мнения по поводу

сохранения или отмены в нашем законодательстве смертной казни подтверждают,

что большинство людей выступают за ее сохранение. Сложилось парадоксальное

положение: требуя гуманного отношения к себе люди бесчеловечны по отношению

к другим.

За что в законодательстве разных стран и разных времен

предусматривалась смертная казнь? В основном, конечно же, она была

установлена за лишение жизни другого человека, но эта мера наказания также

предусматривалась за крупные хищения общественного, государственного и

личного (частного) имущества. Но на деле ею карались прежде и караются ныне

такие преступления, как крупные хищения государственного, общественного и

личного (частного) имущества. Во всяком случае наше законодательство за

хищение государственного и общественного имущества казнь предусматривает.

Та же мера назначается за взятничество при отягчающих обстоятельствах.

Общественное мнение в таких случаях обычно возмущают большие суммы

преступной наживы. Отсюда и требование наказать пожестче и даже применить

высшую меру. Получается, что преступник оказался «умнее» тех, кто призван

собственность охранять. Это спорное суждение было высказано в истории

английского уголовного права

В рамках проблемы смертной казни есть один принципиальный вопрос: что

дороже _ любое имущество, деньги или человеческая жизнь? Трудно не

согласиться с тем, что человеческая жизнь, безусловно, дорогая, и, поэтому

от применения смертной казни за преступления имущественного характера нужно

решительно отказаться.

В ряде стран высшая мера предусматривается и за другие преступления,

например, связанные с наркотиками. Но, как известно, это не остановило

стремительного распространения наркомании по всему миру.

Смертную казнь человечество применяло и за ересь, и за инакомыслие

политического характера. А уж о разного рода ярлыках и говорить не

приходится. И мы забываем, что не так давно расправы, кончавшиеся

расстрелами, начинались именно с навешивания политических ярлыков. Это

относится к истории не только нашей страны, но и многих других. Всплески

репрессий и широкое применение смертной казни против действительных и

мнимых противников в борьбе за власть завершали политические обвинения и

преследования за несогласие, противостояние религиозных групп. Поэтому в

первую очередь необходимо отказаться от применения высшей меры наказания по

политическим соображениям. Опасность сохранения смертной казни в законе,

даже если она не применяется, заключается в том, что в случае изменения

политического курса, исполнение смертных приговоров может возобновиться.

Казнь старшины Уилфреда Хокера в 1982 году после судебного разбирательства,

длившегося всего один день и проходившего в упрощенном порядке, была первой

казнью в Суринаме более чем за 50 лет. После смены правительства в 1984

году, возобновились смертные казни на Маврикии, таким образом, закончился

более чем 23-х летний период, в течение которого смертная казнь не

применялась. Другими странами, где после 10-ти летнего или более

продолжительного перерыва в последнее десятилетие были возобновлены

смертные казни, являются: Бенин, Доминика, Гайана, Сент-Кристофор и Мевис и

Сент-Люсия.

Единственной гарантией того, что жизнь осужденного не будет зависеть

от изменений политического курса, является закрепление отмены смертной

казни в законодательстве.

Особо стоит вопрос о применении смертной казни за преступления против

мира и человечества. Долгий путь человечества к осознанию необходимости

исключения войн, уничтожающих нации, народы, культуру привел к первому во

всемирной истории Суду Народов в Нюрнберге над военными преступниками в

1946 году. И смертная казнь была справедливым воздействием вдохновителем и

организатором войны за причиненное им зло. Кроме криминологических,

рационально-научных аргументов против смертной казни существуют доводы

философско-этнического характера. Жизнь, по выражению А.С. Пушкина – «дар

бесценный», дана человеку провидением, дарована свыше и не земными силами,

какими бы всемогущими они не казались, ее отнимать. Общество, государство

устанавливают в какой степени можно ограничить свободу преступника, но жить

или не жить человеку, они решать не должны.

Особо следует подчеркнуть, что смертная казнь, как и любая смерть

человека, имеет необратимый характер, а судебные ошибки, как известно,

неизбежны, они всегда существововали, существуют и, к сожалению, сохранятся

в будущем. В результате жизнь человека может оборваться вследствие

неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой ошибки.

На протяжении последнего десятилетия имели место казни осужденных, чья

виновность вызывала серьезные сомнения. Были и случаи освобождения из-под

стражи после того, как пересмотр дела показал, что осуждение ошибочно.

Определить количество казненных, оказавшихся невиновными, невозможно (в

исследовании, опубликованном в 1987 году, отмечалось, что в США только в

нынешнем веке казнены 23 невиновных человека). После смерти осужденного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты