находится более одного миллиона человек. Они содержатся в 731
исправительной колонии, в 191 тюрьме и следственных изоляторах. Надо ли
строить новые учреждения и искать дополнительные деньги, если речь идет об
одной тысяче, т.е. меньше чем 0,1 % от общего количества осужденных. Дело в
ином. Для кого-то неприемлема сама идея отказа от смертной казни и
вхождение России в семью европейских стран, где, за редким исключением,
такого вида наказания давно уже нет.
Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в
своем последнем пятилетнем исследовании 1996 года отмечает усиливающуюся
тенденцию к отмене смертной казни как в законодательстве многих стран, так
и на практике. С 1989 и до конца 1995 года эту меру наказания отменили еще
25 стран. Таким образом, уже к концу1995 года смертная казнь была полностью
отменена в 72 странах, еще в 30 странах она отменена де-факто и в 90
странах сохранена.
Чевертого октября 1994 года Парламентская ассамблея Совета Европы
(ПАСЕ) в рекомендации №1246 подчеркнула, что смертной казни не должно быть
места в обющеуголовных системах цивилизованных государств. Среди стран,
отказавшихся от смертной казни в этот период, можно назвать Ирландию,
Венгрию, Румынию, Чехию, Словакию, Швейцарию, Грецию. В 1993 году мораторий
на смертную казнь ввела Болгария, в 1994 году ее полностью отменили Молдова
и Италия, а в 1995 году – Испания и ЮАР. В 1996 году о введении моратория
на смертную казнь сообщили Литва и Латвия, а в начале 1997 года о полной
отмене смертной казни объявила Эстония, где это наказание не приводилось в
исполнение с 1991 года. В специальных заявлениях правительства почти всех
стран, отменивших смертную казнь, отметили, что эта мера не соответствует
современным представлениям о наиболее эффективных средствах борьбы с
преступностью. В ближайшее время ожидается отмена смертной казни в Латвии,
Польше и Литве. Довольно быстрыми темпами растет число стран, которые
находятся в процессе перехода к отмене смертной казни или введения
моратория на ее исполнение. Вместе с тем эволюция в этом направлении не
является повсеместной. В некоторых странах налицо противоположные
тенденции: либо восстановление смертной казни (в том числе в двух штатах
США), либо заметное расширение сферы ее применения (Китай, Корея,
Саудовская Аравия). По данным «Международной амнистии» к 1995 году 87 %
всех казней в мире приходилось на долю Китая, Ирана и Нигерии. По тем же
данным, по числу казненных в 1995 году Казахстан занимал четвертое место в
мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии.
7. Смертная казнь и общественное мнение
Учитывая, что ссылка на общественное мнение – весьма распространенный
довод сторонников смертной казни, его исследование является особенно
важным. Наиболее широко ее исследования ведутся в США, где опросы
общественного мнения стали не только традицией, но и атрибутом повседневной
жизни.
В любой стране смертная казнь – это не только институт уголовного
права, не только инструмент уголовной политики, это - феномен
социокультурный. Отношение к этому институту формируется на основа сложного
взаимодействия исторических, политических, культурных, правовых и многих
других социальных факторов. Неприемлемость отмены смертной казни
общественным мнением – один из основных аргументов сторонников этой меры.
Чтобы ответить на вопрос о правомерности такого аргумента, нужно
определить насколько это позволяет имеющаяся информация, круг факторов,
детерминирующих их влияние, полноту и, наконец, реальные возможности их
воздействия на принятие тех или иных решений.
Обратимся вначале к результатам исследований в США. С 1936 года
регулярно проводят такого рода опросы. Отметим, прежде всего, что за 20 лет
– 1936 по1957 год – число сторонников смертной казни в 1972 году тот
показатель колебался в пределах 50%, а с 1976года (когда Верховный Суд США
признал смертную казнь не противоречащей Конституции страны) и в
последующие 20 лет, число ее сторонников постоянно возросло и к 1995 году
составило 77% населения страны. Амплитуда колебаний будет еще сильнее, если
весь период наблюдений разделить на два равных отрезка в 30 лет. Окажется,
что с 1936 по 1966 года сторонников смертной казни сократилось с 61 до 42%,
а с 1966 по 1995года – возросло с 42 до 77%.
Население США относится к смертной казни по-разному, причем оценки
опрошенных меняются в зависимости от того, в какой форме ставятся вопрос.
Так, при ответах на вопрос о целесообразности сохранения смертной казни
число сторонников (число противников указано в скобках) в разные годы
составило:
в 1978 г. – 62%(27%);
в 1981 г. - 66% (25%);
в 1985 г. - 72% (20%);
в 1987 г. - 79% (16%);
в 1991 г. - 76% (18%);
в 1994 г. - 80% (16%);
в 1995 г. - 77% (13%).
Однако эти показатели не совсем точно отражают реальное положение
вещей, ибо на самом деле поляризация общественного мнения намного выше.
Когда в ходе исследования в 1995 г. вопрос был сформулирован иначе: "Какое
наказание предпочтительнее за убийство - смертная казнь или пожизненное
заключение?", - оказалось, что предложение альтернативы весьма существенно
меняет пропорцию оценок: за применение смертной казни высказались лишь 50%,
а 32% - за пожизненное заключение. Такая формулировка вопроса, видимо,
является более корректной, ибо выбор альтернативы точнее отражает
восприятие смертной казни в общественном сознании и психологии людей.
Дальнейший анализ позволяет дифференцировать отношение к смертной
казни среди различных социальных групп и отметить определенные
статистические связи и закономерности, в том числе увязанные с тенденциями
виктимизации. Оказалось, например, что выбор смертной казни намного
предпочтительнее для мужчин, хотя, по данным статистики, женщины составляют
77% всех жертв убийств в США. При равных показателях виктимизации
оказалось, далее, что среди чернокожего населения страны число сторонников
смертной казни в 2.5 раза меньше, чем среди белого. Линейные связи очевидны
и в группах с более высоким уровнем образования, где больше противников
этой меры. Выяснилось также, что с увеличением возраста количество
сторонников смертной казни заметно убывает (меньше всего их среди лиц
старше 50 лет), тогда как наибольшее число ее приверженцев - среди
молодежи. Одно из объяснений такой зависимости связано с тем, что 25% всех
жертв убийств в США - молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. За смертную
казнь выступают, кроме того, жители пригородов и сельской местности, а
также лица с более высоким уровнем доходов. Кроме того, за эту меру
наказания выступают большинство жителей южных штатов, чьи радикальные
настроения определяют географию смертной казни в стране. За последние 20
лет на долю 9 южных штатов приходится почти 80% всех казней. Так, в 1994
г., например, из 306 смертных приговоров 197 было вынесено в южных штатах.
Не меньшим радикализмом здесь отличаются и юристы-профессионалы. В 1996 г.
в штате Теннесси, например, американские ученые Д. Уайтхэд и М. Робберс
опросили большую группу работников уголовной юстиции. Оказалось, что среди
них сторонниками смертной казни являются около 90%, тогда как по стране в
целом — 66% (кстати, меньше всего их среди судей и работников полиции).
Смертную казнь в этом штате поддерживают 95% законодателей, 91% обвинителей
и 21% адвокатов.
Остановимся теперь на некоторых результатах опроса общественного
мнения, проведенного в ЮАР. Специфическим фоном этого исследования явились
резкий рост насилия в стране, широкое применение казней и смена
политической власти. В целом указанное исследование дает достаточно сложную
и зачастую противоречивую статистическую картину. Несмотря на широкое
применение казней на момент опроса, наиболее сильной реакцией для всей
выборки исследователи считают высокую распространенность мнения о том, что
эта мера должна применяться чаще (48%). Вместе с тем 51% опрошенных
полагают, что основная причина для ее отмены - это возможность судебной
ошибки, а 45% - ярко выраженное проявление расовых различий.
Среди сторонников более широкого применения смертной казни - выходцы
из Индии и белое население страны, тогда как среди африканцев превалировали
противники названной меры. (Это не случайное явление: в 1990 г. из 300
осужденных к смертной казни 270 были африканцами и лишь 30 - белыми.)
Понятно, что длительный период апартеида наложил отпечаток на всю систему
общественных отношений, и в том числе на функционирование системы уголовной
юстиции в стране. В 1995 г. Конституционный суд ЮАР особо подчеркнул, что
расовые различия при отправлении правосудия по такого рода делам послужили
главной причиной отмены смертной казни. И неудивительно, что в условиях
смены политической власти в стране люди с более высоким доходом значительно
в большей степени, чем неимущие, выступают за широкое применение смертной
казни. Количественно различия в разрезе этого фактора намного выше, чем,
например, в США, где, как известно, действуют давно устоявшиеся и куда
более мощные механизмы защиты социальных групп с высокими доходами.
Более интересной оказалась статистическая связь между отношением к
смертной казни и религиозными убеждениями. Так, среди выступающих за более
широкое применение этой меры наказания 27% были христианами, 10% -
мусульманами и 14% исповедовали буддизм. В то же время именно христиане
преобладали и среди противников смертной казни. Объяснение такой
амбивалентности, видимо, связано с давно подмеченным дуализмом
христианского учения. Самые поздние исследования, проведенные в Бангладеш,
а затем и в ряде мусульманских стран, также свидетельствуют о том, что
религиозный фактор - одна из детерминант, формирующих отношение к смертной
казни.
Исследование в ЮАР показало, что более половины опрошенных не имели
сколь-либо полного представления о круге деяний, наказуемых смертной
казнью: 90% не знали о серьезных изменениях уголовного законодательства в
этой области, а 9 из 10 опрошенных не имели даже примерного представления о
масштабах применения смертной казни в стране.
Самым большим откровением для исследователей явились факторы,
оказавшие наибольшее влияние на тех, кто ратовал за широкое применение этой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8