Смертная казнь: за и против

находится более одного миллиона человек. Они содержатся в 731

исправительной колонии, в 191 тюрьме и следственных изоляторах. Надо ли

строить новые учреждения и искать дополнительные деньги, если речь идет об

одной тысяче, т.е. меньше чем 0,1 % от общего количества осужденных. Дело в

ином. Для кого-то неприемлема сама идея отказа от смертной казни и

вхождение России в семью европейских стран, где, за редким исключением,

такого вида наказания давно уже нет.

Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в

своем последнем пятилетнем исследовании 1996 года отмечает усиливающуюся

тенденцию к отмене смертной казни как в законодательстве многих стран, так

и на практике. С 1989 и до конца 1995 года эту меру наказания отменили еще

25 стран. Таким образом, уже к концу1995 года смертная казнь была полностью

отменена в 72 странах, еще в 30 странах она отменена де-факто и в 90

странах сохранена.

Чевертого октября 1994 года Парламентская ассамблея Совета Европы

(ПАСЕ) в рекомендации №1246 подчеркнула, что смертной казни не должно быть

места в обющеуголовных системах цивилизованных государств. Среди стран,

отказавшихся от смертной казни в этот период, можно назвать Ирландию,

Венгрию, Румынию, Чехию, Словакию, Швейцарию, Грецию. В 1993 году мораторий

на смертную казнь ввела Болгария, в 1994 году ее полностью отменили Молдова

и Италия, а в 1995 году – Испания и ЮАР. В 1996 году о введении моратория

на смертную казнь сообщили Литва и Латвия, а в начале 1997 года о полной

отмене смертной казни объявила Эстония, где это наказание не приводилось в

исполнение с 1991 года. В специальных заявлениях правительства почти всех

стран, отменивших смертную казнь, отметили, что эта мера не соответствует

современным представлениям о наиболее эффективных средствах борьбы с

преступностью. В ближайшее время ожидается отмена смертной казни в Латвии,

Польше и Литве. Довольно быстрыми темпами растет число стран, которые

находятся в процессе перехода к отмене смертной казни или введения

моратория на ее исполнение. Вместе с тем эволюция в этом направлении не

является повсеместной. В некоторых странах налицо противоположные

тенденции: либо восстановление смертной казни (в том числе в двух штатах

США), либо заметное расширение сферы ее применения (Китай, Корея,

Саудовская Аравия). По данным «Международной амнистии» к 1995 году 87 %

всех казней в мире приходилось на долю Китая, Ирана и Нигерии. По тем же

данным, по числу казненных в 1995 году Казахстан занимал четвертое место в

мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии.

7. Смертная казнь и общественное мнение

Учитывая, что ссылка на общественное мнение – весьма распространенный

довод сторонников смертной казни, его исследование является особенно

важным. Наиболее широко ее исследования ведутся в США, где опросы

общественного мнения стали не только традицией, но и атрибутом повседневной

жизни.

В любой стране смертная казнь – это не только институт уголовного

права, не только инструмент уголовной политики, это - феномен

социокультурный. Отношение к этому институту формируется на основа сложного

взаимодействия исторических, политических, культурных, правовых и многих

других социальных факторов. Неприемлемость отмены смертной казни

общественным мнением – один из основных аргументов сторонников этой меры.

Чтобы ответить на вопрос о правомерности такого аргумента, нужно

определить насколько это позволяет имеющаяся информация, круг факторов,

детерминирующих их влияние, полноту и, наконец, реальные возможности их

воздействия на принятие тех или иных решений.

Обратимся вначале к результатам исследований в США. С 1936 года

регулярно проводят такого рода опросы. Отметим, прежде всего, что за 20 лет

– 1936 по1957 год – число сторонников смертной казни в 1972 году тот

показатель колебался в пределах 50%, а с 1976года (когда Верховный Суд США

признал смертную казнь не противоречащей Конституции страны) и в

последующие 20 лет, число ее сторонников постоянно возросло и к 1995 году

составило 77% населения страны. Амплитуда колебаний будет еще сильнее, если

весь период наблюдений разделить на два равных отрезка в 30 лет. Окажется,

что с 1936 по 1966 года сторонников смертной казни сократилось с 61 до 42%,

а с 1966 по 1995года – возросло с 42 до 77%.

Население США относится к смертной казни по-разному, причем оценки

опрошенных меняются в зависимости от того, в какой форме ставятся вопрос.

Так, при ответах на вопрос о целесообразности сохранения смертной казни

число сторонников (число противников указано в скобках) в разные годы

составило:

в 1978 г. – 62%(27%);

в 1981 г. - 66% (25%);

в 1985 г. - 72% (20%);

в 1987 г. - 79% (16%);

в 1991 г. - 76% (18%);

в 1994 г. - 80% (16%);

в 1995 г. - 77% (13%).

Однако эти показатели не совсем точно отражают реальное положение

вещей, ибо на самом деле поляризация общественного мнения намного выше.

Когда в ходе исследования в 1995 г. вопрос был сформулирован иначе: "Какое

наказание предпочтительнее за убийство - смертная казнь или пожизненное

заключение?", - оказалось, что предложение альтернативы весьма существенно

меняет пропорцию оценок: за применение смертной казни высказались лишь 50%,

а 32% - за пожизненное заключение. Такая формулировка вопроса, видимо,

является более корректной, ибо выбор альтернативы точнее отражает

восприятие смертной казни в общественном сознании и психологии людей.

Дальнейший анализ позволяет дифференцировать отношение к смертной

казни среди различных социальных групп и отметить определенные

статистические связи и закономерности, в том числе увязанные с тенденциями

виктимизации. Оказалось, например, что выбор смертной казни намного

предпочтительнее для мужчин, хотя, по данным статистики, женщины составляют

77% всех жертв убийств в США. При равных показателях виктимизации

оказалось, далее, что среди чернокожего населения страны число сторонников

смертной казни в 2.5 раза меньше, чем среди белого. Линейные связи очевидны

и в группах с более высоким уровнем образования, где больше противников

этой меры. Выяснилось также, что с увеличением возраста количество

сторонников смертной казни заметно убывает (меньше всего их среди лиц

старше 50 лет), тогда как наибольшее число ее приверженцев - среди

молодежи. Одно из объяснений такой зависимости связано с тем, что 25% всех

жертв убийств в США - молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. За смертную

казнь выступают, кроме того, жители пригородов и сельской местности, а

также лица с более высоким уровнем доходов. Кроме того, за эту меру

наказания выступают большинство жителей южных штатов, чьи радикальные

настроения определяют географию смертной казни в стране. За последние 20

лет на долю 9 южных штатов приходится почти 80% всех казней. Так, в 1994

г., например, из 306 смертных приговоров 197 было вынесено в южных штатах.

Не меньшим радикализмом здесь отличаются и юристы-профессионалы. В 1996 г.

в штате Теннесси, например, американские ученые Д. Уайтхэд и М. Робберс

опросили большую группу работников уголовной юстиции. Оказалось, что среди

них сторонниками смертной казни являются около 90%, тогда как по стране в

целом — 66% (кстати, меньше всего их среди судей и работников полиции).

Смертную казнь в этом штате поддерживают 95% законодателей, 91% обвинителей

и 21% адвокатов.

Остановимся теперь на некоторых результатах опроса общественного

мнения, проведенного в ЮАР. Специфическим фоном этого исследования явились

резкий рост насилия в стране, широкое применение казней и смена

политической власти. В целом указанное исследование дает достаточно сложную

и зачастую противоречивую статистическую картину. Несмотря на широкое

применение казней на момент опроса, наиболее сильной реакцией для всей

выборки исследователи считают высокую распространенность мнения о том, что

эта мера должна применяться чаще (48%). Вместе с тем 51% опрошенных

полагают, что основная причина для ее отмены - это возможность судебной

ошибки, а 45% - ярко выраженное проявление расовых различий.

Среди сторонников более широкого применения смертной казни - выходцы

из Индии и белое население страны, тогда как среди африканцев превалировали

противники названной меры. (Это не случайное явление: в 1990 г. из 300

осужденных к смертной казни 270 были африканцами и лишь 30 - белыми.)

Понятно, что длительный период апартеида наложил отпечаток на всю систему

общественных отношений, и в том числе на функционирование системы уголовной

юстиции в стране. В 1995 г. Конституционный суд ЮАР особо подчеркнул, что

расовые различия при отправлении правосудия по такого рода делам послужили

главной причиной отмены смертной казни. И неудивительно, что в условиях

смены политической власти в стране люди с более высоким доходом значительно

в большей степени, чем неимущие, выступают за широкое применение смертной

казни. Количественно различия в разрезе этого фактора намного выше, чем,

например, в США, где, как известно, действуют давно устоявшиеся и куда

более мощные механизмы защиты социальных групп с высокими доходами.

Более интересной оказалась статистическая связь между отношением к

смертной казни и религиозными убеждениями. Так, среди выступающих за более

широкое применение этой меры наказания 27% были христианами, 10% -

мусульманами и 14% исповедовали буддизм. В то же время именно христиане

преобладали и среди противников смертной казни. Объяснение такой

амбивалентности, видимо, связано с давно подмеченным дуализмом

христианского учения. Самые поздние исследования, проведенные в Бангладеш,

а затем и в ряде мусульманских стран, также свидетельствуют о том, что

религиозный фактор - одна из детерминант, формирующих отношение к смертной

казни.

Исследование в ЮАР показало, что более половины опрошенных не имели

сколь-либо полного представления о круге деяний, наказуемых смертной

казнью: 90% не знали о серьезных изменениях уголовного законодательства в

этой области, а 9 из 10 опрошенных не имели даже примерного представления о

масштабах применения смертной казни в стране.

Самым большим откровением для исследователей явились факторы,

оказавшие наибольшее влияние на тех, кто ратовал за широкое применение этой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты