законодательства других стран позволяет выделить основные направления в
изменении правовой регламентации смертной казни - введение ограничений при
применении этого наказания, касающихся демографических признаков осуждаемых
(возраст, пол, состояние здоровья), и расширение или сужение перечня
преступлений, за совершение которых может быть применена смертная казнь.
Первый советский кодифицированный акт, предусмотревшей систему
наказаний Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, принятые
постановлением НКЮ 12 декабря 1919 г., - лишь упомянул расстрел среди
других видов наказаний, никак не регламентировав его применение и не
предусмотрев каких-либо исключений для осужденных.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. в первоначальной редакции никаких
ограничений в применении смертной казни с точки зрения демографических
признаков субъектов преступления не устанавливал. Однако менее чем через
два месяца после его введения в действие, декретом ВЦИК от 27 июля 1922 г.
ст. 33, предусматривающая высшую меру наказания - расстрел, была дополнена
примечанием, в котором говорилось, что эта мера не может применяться к
лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-летнего возраста.
Данная норма без всяких изменений действует и до настоящего времени.
Применение смертной казни к несовершеннолетним было запрещено и рядом
резолюций Организации Объединенных Наций, например, ст. 6.5 Международного
пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А
(XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря
1966 г., ст. 3 резолюции 1984/50 Экономического и Социального Совета
Организации Объединенных Наций от 25 мая 1984 г. "Меры, гарантирующие
защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни"8, а также Минимальными
стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися
отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).
Эти правила были приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29
ноября 1985 г.
Ограничения применения смертной казни к несовершеннолетним
Необходимо отметить, что большинство стран - членов ООН придерживаются
рекомендаций о неприменении смертной казни к лицам, совершившим
преступление в несовершеннолетнем возрасте. Вместе с тем данная норма
принята не во всех странах. Организация Международная амнистия приводит
список лишь 72 государств, установивших 18-летний возраст, а некоторые
страны повысили возрастной барьер неприменения смертной казни до 20 лет
(Болгария, Венгрия, Куба), до 21 года (Греция) и до 22 лет (Парагвай).
Международная амнистия называет еще 12 стран, которые не допускают
применение смертной казни к лицам, совершившим преступление в возрасте
моложе 18 лет, поскольку они подписали некоторые соответствующие
международные конвенции. Таким образом, 18 лет - это тот международный
стандарт минимального возраста, при достижении которого возможно применение
смертной казни.
Однако в ряде стран казни лиц, совершивших преступления в возрасте
моложе 18 лет, не только допускаются законом, но и применяются на практике.
Международная амнистия приводит примеры казни таких лиц в Бангладеш, на
Барбадосе, в Пакистане, США, Иране и Ираке.
В материалах ООН сообщалось, что признанный в большинстве государств
возрастной барьер в законодательстве не установлен в Южной Корее,
Бирме, Судане, Индии, Иране, Малайзии, а в Зимбабве, Барбадосе и некоторых
других небольших странах он определен в 16 лет. В 15 штатах США минимальный
возраст установлен от 12 до 17 лет, а в 11 штатах и федеральном округе - не
установлен вообще. Таким образом, законодательство 26 штатов США не
соответствует международному стандарту, установленному ООН".
Как можно объяснить отказ целого ряда стран от запрета применять
смертную казнь к несовершеннолетним? Сторонники применения смертной казни к
несовершеннолетним ссылаются на то, что иногда эти лица совершают столь
тяжкие или, как указывается в зарубежной литературе, "столь гнусные"
убийства, что не заслуживают права жить среди людей, а, тем более, права на
гуманное отношение.
Во время обсуждения различных вариантов проекта Уголовного кодекса
Российской Федерации раздавались голоса за снижение возрастного барьера при
применении смертной казни. Аргументы были связаны также с тяжестью
преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Кроме того, указывалось,
что, как показывают исследования, большинство наиболее опасных преступников
начинали свою преступную деятельность в несовершеннолетнем возрасте, и чем
раньше лицо начинает совершать преступления, - тем труднее оно поддается
исправлению. На основании сказанного делается вывод, что вопрос о мере
наказания несовершеннолетних должен решаться индивидуально в отношении
каждого из них.
Оценивая эти доводы, нельзя не отметить их серьезность. И все же нам
кажется, что запрет применять исключительную меру наказания к тем, кто
совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте, следует сохранить.
Нельзя не учитывать, что молодые люди еще не достигли полной зрелости, не
вполне контролируют свои действия, в ряде случаев руководствуются больше
эмоциями, чем разумом. Их психика еще не окрепла, личность не
сформировалась окончательно. В таких условиях предъявлять к ним те же
требования, что и к взрослым вряд ли было бы справедливо. Ведь не даром же
закон устанавливает порог совершеннолетия именно в возрасте 18 лет. И,
наконец, самое главное — соображение гуманизма. Несмотря на всю тяжесть
совершенных некоторыми подростками преступлений общество должно дать им
шанс загладить, искупить свою вину, показать, что они еще окончательно не
потеряны в этом мире для своих родственников, для семьи, для своих будущих
детей. Поэтому позиция уголовного законодательства Российской Федерации по
данному вопросу представляется правильной.
Ограничения применения смертной казни к пожилым людям
Международные организации не раз высказывались за отказ от смертной
казни пожилых людей. В августе 1988 г. Комитет ООН по предупреждению
преступности рекомендовал Экономическому и Социальному Совету ООН
обратиться к тем государствам-членам ООН, где смертная казнь сохраняется, с
просьбой установить "максимальный возраст, по достижении которого лицо не
может быть приговорено к смерти и казнено". Такие нормы известны в
некоторых странах. Так, в Монголии смертная казнь не распространяется на
лиц старше 60 лет, в Гватемале и Судане -70 лет. Напомним, что Уголовное
уложение России 1903 г. не допускало применения смертной казни к лицам
старше 70 лет.
До недавнего времени в уголовном законодательстве России не было
установлено предельного возраста, по достижении которого виновный не может
быть подвергнут смертной казни. При разработке проектов уголовного
законодательства этот вопрос ставился. Так, в проекте Основ уголовного
законодательства Союза ССР и союзных республик предусматривалось, что
смертная казнь не может быть применена к мужчинам, достигшим к моменту
вынесения приговора 60-летнего возраста. Однако в принятых Основах эта
норма не сохранилась. Многие ученые предлагали отказаться от применения
смертной казни к лицам пожилого возраста. Так, И.И. Карпец считал возможным
не применять смертную казнь к тем, кто старше 65-70 лет. Однако он считал
необходимым сделать исключение лишь для лиц, совершивших преступления
против мира и человечества. Закон от 29 апреля 1993 г. принял
соответствующее решение и установил, что к смертной казни не могут быть
приговорены мужчины старше 65 лет. Проект Уголовного кодекса Российской
Федерации сохранил эту норму без изменений.
Ограничения применения смертной казни к беременным женщинам и женщинам
вообще
Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., как указывалось, в первоначальной
редакции не предусматривал никаких исключений для применения смертной
казни. Но уже через несколько месяцев после его введения в действие, 7
сентября 1922 г. декрет ВЦИК установил, что "высшая мера наказания
(расстрел) не может быть применена к женщинам, находящимся в состоянии
беременности, установленной врачебным исследованием". Быстрота, с которой
была введена приведенная норма, свидетельствует о том, что законодатель
просто устранил допущенный пробел закона, с самого начала не имея намерения
применять смертную казнь к беременным женщинам. Не следует забывать, что
Уголовный кодекс 1922 г. был первым УК после революции. Те, кто составлял
его, не имели опыта подготовки столь сложных документов и допускали
различные просчеты. Поэтому неудивительно, что интересующая нас норма
неоднократно изменялась и уточнялась. Согласно ст. 22 Уголовного кодекса
1926 г. женщины, находящиеся в состоянии беременности, не могут быть
приговорены к расстрелу. При утверждении Уголовного кодекса 1960 г. в ст.
23 было сказано, что не могут быть приговорены к смертной казни "женщины,
находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления или
к моменту вынесения приговора. Смертная казнь не может быть применена к
женщине, находящейся в состоянии беременности к моменту исполнения
приговора".
Нельзя не отметить, что каждый последующий кодекс предлагал все более
точную редакцию. Если исходить из буквального текста примечания к ст. 33 УК
1922 г., то женщина могла быть приговорена к смертной казни, если она была
беременна во время совершения преступления и даже во время вынесения
приговора. Состояние беременности исключало лишь исполнение смертного
приговора в отношении женщины, да и то было неясно, как надлежит поступить
в дальнейшем, после родов.
Уголовный кодекс 1926 г. исключал вынесение смертного приговора
беременной женщине. Следовательно, женщина, находившаяся в состоянии
беременности в момент совершения преступления, не могла подлежать смертной
казни и в дальнейшем. Однако УК 1926 г. не давал ответа на вопрос: может ли
быть приговорена к расстрелу женщина, забеременевшая после совершения
преступления? Если считать, что неприменение смертной казни определяется
особым психофизиологическим состоянием беременной женщины, то в момент
совершения преступления такого состояния еще не было. Тем более не ясно,
как следует поступить с женщиной, беременность которой обнаружилась после
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8