Особое внимание следует обратить на материалы, издаваемые Научно-
исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ). В библиотеках можно
поискать издававшиеся ранее бюллетень иностранной коммерческой информации
(БИКИ), а также Приложение БИКИ, которые содержат различные методические
материалы относительно конъюнктурных и прогнозных исследований, оценки
конкурентоспособности продукции, много полезной информации о тенденциях
развития мировых товарных рынков.
Книги, монографии, справочники и другие нерегулярные издания публикуют
многие организации. Особо можно выделить издания Торгово-промышленной
палаты (бюллетени, журнал «Меркурий», «Прямые связи»), «Бизнес-карты»
различных отраслей промышленности и регионов, различные деловые справочники
типа «Вся Москва», «Деловой Новосибирск», «Города Сибири и Дальнего
Востока» и т.д.
Коммерческие исследовательские организации предоставляют клиентам
информацию за плату. К таким организациям наряду с рекламными,
маркетинговыми агентствами, уже упоминавшимся московским институтом ВНИКИ,
консалтинговыми фирмами относятся коммерческие информационные сети типа
«Редком».
Источниками вторичной информации являются также годовые отчеты фирм,
рекламные проспекты и каталоги, сведения, полученные на конгрессах,
симпозиумах, совещаниях и презентациях, информация, полученная на выставках
и ярмарках, информационные материалы бирж, банков, кредит-бюро, различных
ассоциаций и союзов.
Значение средств информации для разных товаров показано в табл. 13 (по
данным немецких исследований).
Таблица 13 Значение средств информации
|Средства информации |Очень важно |менее важно |
|1. Выставки |Х | |
|2. Объявления в газетах |Х | |
|3. Рекламные проспекты |Х | |
|4. Недели открытых дверей |Х, / | |
|5. Посещение фирм |Х, / | |
|6. Консультации |Х | |
|7. Специальные публикации | |Х |
х — продукция широкого потребления;
/ — инжиниринговые услуги, сложная техника, оборудование.
Кабинетные исследования важны для прогнозов, но поскольку вторичная
информация всегда запаздывает, то она по возможности должна дополняться
результатами полевых работ (первичной информацией).
Первичная информация — это данные, специально собираемые для решения
конкретной проблемы или вопроса. Исследования, призванные обеспечить
получение данных, не имеющихся в наличии, называются первичным анализом или
полевыми исследованиями. Сравнительная ценность первичной информации
показана в таблице.
Таблица. Достоинства и недостатки первичной информации
|Достоинства |Недостатки |
|Собирается в соответствии с вашими |Сбор информации может занять много |
|целями. |времени. |
|Методология сбора данных известна и |Могут потребоваться большие затраты.|
|контролируема. | |
|Все результаты доступны, можно их |Некоторые виды информации нельзя |
|скрыть от конкурентов. |получить. |
|Можно определить надежность |Подход фирмы может носить |
|информации. |ограниченный характер. |
Полевые исследования предприятия проводят сами или с помощью
специализированных организаций, они незаменимы при изучении потребителей,
исследовании эффективности рекламы, упаковки и качества товаров. Если
предприятие приходит к мнению, что необходимо провести первичные
исследования, то должна быть разработана структура исследований:
. Что следует исследовать?
. Кто проводит исследование?
. Какая информация должна собираться?
. Какие методы сбора данных будут использованы?
Первоочередным является вопрос о том, что исследовать? Выделяют жесткие
(количественные) данные о рынке и гибкие или качественные данные.
Жесткие данные о рынке: кто конкуренты? Что и по какой цене они продают? Их
удельный вес на рынке. Каналы сбыта. Информация о выставках и ярмарках и
т.д.
Но так как в сфере сбыта потребительских товаров стандарт качества изделий
находится более или менее на одном уровне, то есть происходит сближение
товаров в рамках определенного класса стоимости по качественным
показателям, то дифференциация происходит прежде всего через
«индивидуальность», т.е. велико значение эмоциональной компоненты
удовлетворения желаний потребителей: престиж фирменного товара, дизайн,
упаковка, простота в эксплуатации, гарантийный срок, дешевый ремонт и
отличное обслуживание.
Виды и объем собираемой информации зависят от поставленных вами целей,
задач, а также имеющихся денежных ресурсов и времени. Например, чтобы
выявить мнения потенциальных потребителей на стадии составления бизнес-
плана достаточно провести небольшой (около 50 человек) опрос по телефону
или в виде личных интервью. Это недорого и достаточно быстро.
Методы, используемые при сборе внешней информации, представлены в таблице.
Таблица. Источники и методы получения внешней информации
|Этап |Источники информации |Методы |
|Первичный анализ|Покупатели |Опросы в различных формах: |
|(полевые |Потенциальные потребители |- анкетирование, — |
|исследования) |Конкуренты Торговые |интервью, - «круглые |
| |посредники |столы». |
| | |Сегментация рынка |
| | |Пробные продажи Закупка |
| | |образцов товаров |
|Вторичный анализ|Печатные издания |Различные методы анализа и |
|кабинетные |Компьютерные банки данных |прогнозирования |
|исследования | | |
Выводы.
Необходимая для составления бизнес-плана информация может быть получена из
разных источников и разными методами. Прежде чем начинать сбор информации,
определите, что требуется получить и какие методы будете использовать. Не
пренебрегайте вторичной информацией. Довольно много полезной информации уже
собрано другими и напечатано, надо только ее найти.
Глава 2. Структура и технология составления бизнес-плана.
2.1. Общая характеристика.
Поскольку предприятиям приходится вести дела в самых разных отраслях
промышленности и сферах деятельности, то, соответственно, и формы бизнес-
плана будут различными в каждом конкретном случае. Предпринимателям следует
использовать данное пособие только как общее руководство по составлению
плана и обращать внимание на особые моменты, характерные для их сфер
деятельности.
Ключевыми составляющими любого бизнес-плана являются три М — management,
marketing, money
Разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта,
обязательно присутствуют в любом бизнес-плане, поэтому мы уделили им больше
внимания (см. Маркетинг. Финансовый план.). Другие разделы бизнес-плана
могут меняться в зависимости от специфики вашей деятельности и вашего
проекта.
Мы предлагаем вашему вниманию основные разделы, которые должны быть
отражены в бизнес-плане. В каждом разделе приведены вопросы для обсуждения,
которые призваны помочь вам в составлении бизнес-плана.
|1-й раздел. |
|Краткий обзор или резюме проекта. Первый раздел | |
|представляет собой краткое (одну-три страницы) изложение| |
|плана с подчеркиванием его привлекательности для | |
|потенциальных инвесторов. Вы должны не просто | |
|перечислить вопросы, а подчеркнуть ключевые проблемы, | |
|донести до читателя исключительно высокую компетентность| |
|вашей фирмы, указать факторы, которые обеспечат вам | |
|успех на конкурентном рынке. Особое внимание в атом | |
|разделе должно быть обращено на следующие вопросы: | |
|а) Сколько вам потребуется денег? | |
|б) Как вы будете использовать полученные деньги? | |
|в) Где и как намерены продавать вашу продукцию услуги? | |
|г) Как вы собираетесь вернуть деньги вашим инвесторам? | |
|Основные пункты данного раздела: | |
|Краткое описание вашего бизнеса и рынка, на который вы | |
|ориентируетесь. | |
|Потенциальные возможности развития бизнеса. | |
|Что делает ваш бизнес непохожим на бизнес ваших | |
|конкурентов. Ваши конкурентные преимущества. Обоснуйте, | |
|почему предприятие добьется успеха. | |
|Необходимый размер инвестиций, ожидаемые доходы, | |
|перспективы для инвестора. | |
|Если реализация проекта позволит решить социальные | |
|проблемы (использование труда инвалидов, молодежи, | |
|прокладка хорошей дороги и т.д.), то укажите их. | |
|Важное замечание: хотя данный раздел стоит в начале | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13