2. несколько крупных камней (можно щебень);
3. сухая прочная ветка для ствола дерева;
3. сухие веточки, «зимние цветы», другие природные материалы, из
которых можно сделать ветки дерева;
4. цветная бумага или картон;
5. пластилин;
6. прозрачный скотч;
7. ножницы;
8. разноцветные короткие (не более 10 сантиметров) тесемки или нити.
Проведение игры:
Ведущий просит участников игры выложить в круг все приготовленные
материалы и рассказывает вводную историю:
— Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие
удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но
возвращались ни с чем. Тогда они объявили истории о чудесных деревьях
выдумкой и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду!
Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те
принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к
деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснялось, что многие деревья от этого
гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь
древесным сокам, то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не
справлялось с ними... Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди
пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И древо сие человек
сам делает, а питает его успехами и достижениями своими». Наверное, эта
фраза была слишком мудреной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке...
— Так или иначе, но сейчас мы сможем сделать то чудесное дерево
сами. Для этого мы возьмем ящик, наполним его песком, воткнем туда
ветвь, которая будет стволом нашего дерева, и укрепим ствол камнями.
Потом мы возьмем пластилин и скотч и будем привязывать к стволу ветви,
украшая их листочками или цветами из разноцветной бумаги, если
это необходимо. Так у нас получится общее древо.
Когда дерево будет готово, ведущий берет в руки разноцветные тесемки
и продолжает:
— Это общее древо успехов. Давайте сейчас вспомним все ваши общие
успехи и достижения. Каждая тесемка будет символизировать названную вами
общую победу. Вы вспоминаете о каком-то достижении, берете тесемку, еще
раз громко называете это достижение и завязываете тесемку на дерево.
(Т.к. команда новая и не имеет общих достижений, можно использовать
в качестве достижений предшествующий игровой опыт. Например, достижениями
команда может считать следующие:
0. Нашли точки соприкосновения друг с другом.
1. Ощутили доверие друг к другу.
2. Осознали пользу сотрудничества.
И т.п.
Мудрецы говорят, — продолжает ведущий, — что тот, кто не запоминает
своих достижений, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как
суета будней размоет у него внутри ощущение Победителя.
Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять
новыми результатами и победами. Позвольте привести отрывок из «Книги
Воина Света» уже известного нам Пауло Коэльо. Воин Света — это каждый из
нас. «Выиграв битву, воин празднует победу. Она стоила ему дорого — были
трудные минуты, ночи мучительных сомнений, дни нескончаемых ожиданий. С
древнейших времен обычай отмечать победу входил в ритуал самой жизни и
обставлялся особыми церемониями. Товарищи, глядя, как ликует Воин Света,
недоумевают: «Зачем он утраивает такое торжество? Ведь в следующем бою
его, быть может, ждет разочарование». Но Воин знает, чем объясняются его
действия. Он хочет сполна насладиться уверенностью в себе, ибо это —
самый драгоценный дар, приносимый победой. Сегодня он празднует победу,
одержанную вчера, и в нынешнем триумфе черпает силы для завтрашних
сражений».
Итак, дерево готово, и сейчас я попрошу каждого из вас по очереди
рассказать значение каждой из ленточек.
Вопросы для дальнейшего обсуждения:
- Поделитесь впечатлениями от игры.
- Как вы распределяли функции внутри команды?
- Сложно ли было вспоминать положительные моменты?
- Не было ли у вас в какой-то момент ощущения, что ленточек
слишком много или наоборот их не хватит?
- Сплотило ли совместное творчество вашу команду?
Тема: КОНСТРУКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО «БОРЬБЫ ЗА ВЫЖИВАНИЕ»
Вводная речь тренера: Итак, мы - члены команды — единомышленники. Однако
как среди единомыслия, объединенности общим результатом можно сохранить
индивидуальность? Как можно самореализоваться, если ты подчинен общим
интересам?
С другой стороны, в команде, как и в любой другой группе людей, бывают
разные ситуации. Могут столкнуться личные интересы и амбиции, проявиться
плохое самочувствие и настроение, может нагнетаться напряжение в «полосе
неудач», и... конфликт разгорается быстрей и интенсивней лесного пожара.
Если столкновение интересов между членами команды еще можно преодолеть за
счет понимания значимости работы для общего результата, то есть нечто, с
чем бороться чрезвычайно трудно. Это — обида, или ощущение
несправедливости. Дороги обид очень запутанны и полны ловушек. Обиды всегда
порождают конфликты. А конфликты порождают «борьбу за выживание», после
чего команда перестает быть командой.
Разбираться с личными обидами в команде — дело неблагодарное. Даже при
успешном разрешении конфликта всегда остается рубец, теряется доверие.
Поэтому для конструктивной самореализации всех членов команды чрезвычайно
важно НЕ ДОПУСКАТЬ ОСТРЫХ КОНФЛИКТОВ, особенно основанных на личных обидах.
Если команда имеет психолога, сопровождающего ее деятельность, это одна из
его основных задач.
Аксиома, которую так сложно выполнять на практике! Призрак конфликта,
явного или скрытого, всегда ходит где-то рядом. Что можно ему
противопоставить? Работу под девизом «Ребята, давайте жить дружно»? Однако
каждый, кто работал в коллективе, знает, что это утопия.
Конфликту можно противопоставить только конфликт, но... КОНСТРУКТИВНЫЙ!
Клаус Фопель, говоря о «конструктивном конфликте», предполагал, что в
команде единомышленников каждый имеет право на собственное мнение. Истина
рождается в споре, участники которого не стремятся Добиться поражения
партнера. В контексте конструктивного конфликта каждый член команды имеет
возможность совершенствовать искусство аргументации своей позиции, проявляя
смелость, ответственность и понимание конечного результата.
Главное отличие «конструктивного конфликта» — акцент на разностороннее
исследование проблемы на фоне отсутствия личных обид.
Искусству моделирования «конструктивного конфликта» и поведения в его
условиях необходимо специально учиться.
Чтобы смоделировать «конструктивный конфликт», нужно придумать тему
спора, сформулировать тезис и антитезис, настроить участников спора на
всестороннее исследование проблемы, поиск веских аргументов и
контраргументов.
Чтобы приобрести навыки поведения в условиях «конструктивного"
конфликта», необходимо научиться:
8. внимательно слушать партнера,
9. овладеть искусством аргументации и контраргументации,
10. строить беседу, находя общее в разных позициях.
6. Игра «Найти общее»
Цель:
- отработать навык находить общее в разных темах, идеях, подходах;
- совершенствовать навыки внимательного слушания, постановку
уточняющих вопросов;
- научиться делать связки между различными темами, идеями.
Инструментарий: цветные карточки с темами.
Проведение игры:
Идея игры проста – каждый из пары собеседников должен говорить только на
свою тему. Темы для разговора подбираются таким образом, чтобы они как
можно меньше соприкасались друг с другом. Между тем, говоря на свою тему,
участник игры должен определить тему партнера и постараться найти общие
точки соприкосновения.
Варианты заданий (тем для беседы) в паре:
|Возможный цвет карточек |Тема первого собеседника|Тема второго собеседника|
|Красный |Поговорите о проблеме |Поговорите о |
| |наркотиков |животноводстве |
|Серый |Поговорите о живописи |Поговорите о футболе |
|Синий |Поговорите о боевиках |Поговорите о качестве |
| |(кинофильмах) |воды |
|Белый |Поговорите о спорте |Поговорите о кулинарии |
|Оранжевый |Поговорите об |Поговорите об апельсинах|
| |автомобилях | |
Участники игры разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре выбрать
свой цвет. Ведущий формулирует пред играющими задачи:
- деликатно начать беседу;
- подвести разговор к своей теме;
- понять тему партнера;
- найти связки между темами;
- найти общую тему;
- корректно закончить беседу.
Ведущий дает три минуты для обдумывания темы, после чего участники
приступают к беседе.
Вопросы для обсуждения игры «Найти общее»:
1. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от беседы.
2. С какими трудностями вы столкнулись в процессе беседы?
3. Кто явился инициатором «сближения» темы?
4. Что нужно для того, чтобы найти общее в разных темах, идеях?
5. Чему эта игра может научить команду?
Дебрифинг
Ведущий благодарит всех за участие.
Цель дебрифинга – еще раз подтвердить, как будут применяться новые
знания и умения, выявить учеников, которые нуждаются в дополнительном или
коррекционном тренинге, и выяснить, как оценивают ученики опыт тренинга.
Предположительно дебрифинг будет не очень продолжительным, т.к. в
процессе тренинга происходило активное обсуждение каждой из проведенных
игр.
8. Пакет учебных материалов, инструменты и оборудование
- бэйджи с именами участников
- доска или флипчарт
- письменные принадлежности
- бумага в достаточном количестве
- листы и маркеры для флипчарта
Помимо вышеперечисленного, а также оборудования и материалов, описанных
в играх, следует обратить внимание на наличие питьевой воды, стаканчиков,
необходимых продуктов питания для перерыва (чай-паузы), напр.: орешки,
печенье, сухофрукты и т.п.
9. Оценка эффективности тренинга
Для оценки эффективности тренинга руководитель кружка предлагает
участникам заполнить диагностические листы.
Тест 1. Оценка психологического климата в коллективе[3]
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные особенности
взаимоотношений в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем — справа и после этого