Разработка тренинга на командообразование

знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему

мнению, соответствует истине.

Оценки:

3(-3) — свойство проявляется в коллективе всегда;

2(-2) — свойство проявляется в большинстве случаев;

1(-1) — свойство проявляется нередко;

0 - проявляются в одинаковой степени и то и другое свойства.

| |3|2|1|0|-|-|-| |

| | | | | |1|2|3| |

|1 . Преобладает бодрый, | | | | | | | |1. Преобладает подавленное |

|жизнерадостный тон, настроение | | | | | | | |настроение |

|2. Доброжелательность в | | | | | | | |2. Конфликтность в отношениях|

|отношениях, взаимные симпатии | | | | | | | |и антипатии |

|3. В отношениях между | | | | | | | |3. Группировки конфликтуют |

|группировками внутри коллектива | | | | | | | |между собой |

|существует взаимное расположение,| | | | | | | | |

|понимание | | | | | | | | |

|4. Членам коллектива нравится | | | | | | | |4. Проявляют безразличие к |

|вместе проводить время, | | | | | | | |более тесному общению, |

|участвовать в совместной | | | | | | | |выражают отрицательное |

|деятельности | | | | | | | |отношение к совместной |

| | | | | | | | |деятельности |

|5. Успехи или неудачи коллег | | | | | | | |5. Успехи или неудачи коллег |

|вызывают сопереживание, искреннее| | | | | | | |оставляют равнодушными или |

|участие всех членов | | | | | | | |вызывают зависть, злорадство |

|6. С уважением относятся к мнению| | | | | | | |6. Каждый считает свое мнение|

|друг друга | | | | | | | |главным, нетерпим к мнению |

| | | | | | | | |коллег |

|7. Достижения и неудачи | | | | | | | |7. Достижения и неудачи |

|коллектива переживаются как свои | | | | | | | |коллектива не находят отклика|

|собственные | | | | | | | |у членов коллектива |

|8. В трудные минуты для | | | | | | | |8. В трудные минуты коллектив|

|коллектива происходит | | | | | | | |«раскисает», возникают ссоры,|

|эмоциональное единение «один за | | | | | | | |растерянность, взаимные |

|всех, и все за одного» | | | | | | | |обвинения |

|9. Чувство гордости за коллектив,| | | | | | | |9. К похвалам и поощрениям |

|если его отмечает руководитель | | | | | | | |коллектива здесь относятся |

| | | | | | | | |равнодушно |

|10. Коллектив активен, полон | | | | | | | |10. Коллектив инертен и |

|энергии | | | | | | | |пассивен |

|11. Участливо и доброжелательно | | | | | | | |11. Новички чувствуют себя |

|относятся к новым членам | | | | | | | |чужими, к ним часто проявляют|

|коллектива, помогают им освоиться| | | | | | | |враждебность |

|12. Совместные дела увлекают | | | | | | | |12. Коллектив невозможно |

|всех, велико желание работать | | | | | | | |поднять на совместное дело, |

|коллективно | | | | | | | |каждый думает о своих |

| | | | | | | | |интересах |

|13. В коллективе существует | | | | | | | |13. Коллектив заметно |

|справедливое отношение ко всем | | | | | | | |разделяется на |

|членам, поддерживают слабых, | | | | | | | |«привилегированных», |

|выступают в их защиту | | | | | | | |пренебрежительное отношение к|

| | | | | | | | |слабым |

|Алгебраическая сумма | | | | | | | | |

Обработка результатов

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: Получить алгебраическую сумму, сложив все абсолютные величины

(и с +, и с -) оценок. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: Цифры, полученные после обработки ответов каждого сотрудника,

необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.

Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-

психологического климата;

от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического

климата;

от 0 до 8 — низкая (незначительная) степень благоприятности;

от 0 до (—8) — начальная степень неблагоприятности социально-

психологического климата;

от (—8) до (—10) — средняя степень неблагоприятности;

от (-10) и ниже в отрицательную сторону — сильная степень

неблагоприятности.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым

участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников.

Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают

ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины.

Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению

коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным

знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как

коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику

его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Тест 2. Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в

группе.

Предлагаемая экспресс-методика позволяет выявить эмоциональный,

поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Критерий

привлекательности работы в данном коллективе рассматривается (в качестве

существенного признака эмоционального компонента) на уровне понятий

«нравится—не нравится», «приятный—неприятный».

При конструировании вопросов данного теста выдерживался критерий

«желание—нежелание работать в данном коллективе», «желание—нежелание

общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием

когнитивного компонента избрана переменная «знание—незнание особенностей

членов коллектива».

Инструкция: Ваше участие в опросе поможет улучшить психологический климат и

сделать работу Вашего коллектива более эффективной. Внимательно прочитайте

варианты ответа. Выберите тот, с которым Вы согласны. Поставьте «+» в

пустой клетке против выбранного ответа.

1) С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

|Большинство членов нашего | |

|коллектива — хорошие симпатичные| |

|люди. | |

|В нашем коллективе есть всякие | |

|люди. | |

|Большинство членов нашего | |

|коллектива — люди малоприятные. | |

2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива

жили близко друг от друга?

|Нет, |Скорее |Не знаю, не|Скорее |Да, |

|конечно|нет, чем|задумывался|да, чем|конечно |

| |да |об этом |нет | |

| | | | | |

3 ) Могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

| |Да |Пожалуй|Не знаю, не|Пожалуй,|Нет |

| | |, да |задумывался|нет | |

| | | |над этим | | |

|. . .деловых| | | | | |

|качеств | | | | | |

|большинства | | | | | |

|членов | | | | | |

|коллектива? | | | | | |

|. . .личных | | | | | |

|качества | | | | | |

|большинства | | | | | |

|членов | | | | | |

|коллектива? | | | | | |

4) В приведенной таблице цифра 1 характеризует коллектив, который Вам

очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который очень не нравится. В

какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

| |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | |

5 ) Как бы Вы отнеслись к возможности провести отпуск вместе с членами

вашего коллектива?

|Это меня бы |Не знаю, не |Это меня бы |

|устроило |задумывался над |совершенно не |

|вполне |этим |устроило |

| | | |

6 ) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов

вашего коллектива, что знаете, с кем наиболее охотно они общаются по

деловым вопросам?

|Нет, не мог бы |Не могу сказать,|Да, мог бы |

| |не задумывался | |

| |над этим | |

| | | |

7 ) Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной

ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой атмосфере, а цифра 9 —

атмосфере взаимопомощи и взаимоуважения. В какую из клеток Вы поместили бы

свой коллектив?

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

| | | | | | | | | |

8) Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по

какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами вашего

коллектива?

|Да, |Скорее |Затрудняюс|Скорее |Нет, |

|конечно |да, чем |ь ответить|нет, чем |конечно |

| |нет | |да | |

| | | | | |

Вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 — к

поведенческому; когнитивный компонент определяется пунктами 3 и 6, причем

пункт 3 содержит два вопроса.

Обработка результатов

Обработка полученных результатов стандартизирована и имеет следующий

алгоритм.

1. Анализируются различные стороны (компоненты) отношения к коллективу

каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется несколькими

вопросами, причем ответ возможен только в одной из трех форм: +1; — 1; 0.

Следовательно, для целостной характеристики полученные сочетания ответов

каждого испытуемого на серию вопросов по данному компоненту могут быть

обобщены так:

— положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых

положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному

компоненту, или два ответа — положительные, а третий — нулевой или

отрицательный);

— отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты