отрицательных ответа или два — отрицательных, а третий — нулевой или
положительный);
— неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает случаи,
когда на все три вопроса дан неопределенный ответ или же ответы на два
вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ
неопределенный, а два других имеют разные знаки).
2. Полученные по всей выборке данные сводятся в таблицу, в каждой строке
которой должен стоять один из трех знаков: +; —; 0.
Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения
|Участники |Эмоциональный |Когнитивный |Поведенческий |
|опроса |компонент |компонент |компонент |
|1 | | | |
|2 | | | |
|3 | | | |
|… | |[pic] | |
|… | | | |
|n | | | |
3. Ha следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя
оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:
Э = [pic]
где [pic](+) - количество положительных ответов, содержащихся в
столбце,
[pic] (-) - количество отрицательных ответов,
n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в
интервале от -1 до +1.
4. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются
полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от —1 до +1)
делится на три равные части:
от -1 до -0,33;
от -0,33 до +0,33;
от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными,
во второй — противоречивыми, неопределенными, а в третий — положительными.
5. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к
коллективу для рассматриваемого подразделения. С учетом знака каждого
компонента возможны следующие сочетания
- полностью положительное (от +1 до +0,33);
- положительное (от +0,33 до 0);
- противоречивое, неопределенное (0);
- отрицательное (от 0 до -0,33);
- полностью отрицательное (от —0,33 до —1).
6. Процедура, описанная выше, позволяет также определить тип отношения,
превалирующий в данном коллективе.
Психологический климат коллектива трактуется как
- весьма благоприятный (от +1 до +0,33);
- в целом благоприятный (от +0,33 до 0);
- тенденции противоречивые и неопределенные (0);
- целом неудовлетворительный (от 0 до —0,33);
- совершенно неудовлетворительный (от —0,33 до —1).
Обследование по данной методике может проводиться как инди-вйдуалъно, так и
в группе.
Время тестирования: 5—10 минут. Простота обработки результатов дает
возможность быстрого их получения.
10. Оценка работы тренера.
Лист наблюдений (чек-лист) для оценки работы тренера
Тренер__________________
Наблюдатель___________________
Курс____________________
Дата__________________________
Занятие
(тема)___________________________________________________________
Оценка. Описания, приведенные ниже в двух колонках, служат индикаторами
низкого (1 балл) и высокого (6 баллов) уровней работы преподавателя.
Ориентируясь на эти описания, оцените уровень работы преподавателя по шкале
1-6 и впишите свои оценки в пустые клетки между колонками. Если
преподаватель не продемонстрировал того или иного поведения или
продемонстрировал поведение, не имеющее отношение к данной теме, поставьте
в клетку крестик.
Подготовка к занятию
|Индикаторы высокой оценки|Оценка |Индикаторы низкой оценки |
|Имеет документ с полным | |Не имеет документа с перечнем|
|перечнем целей курса, | |целей курса или имеющийся |
|промежуточных задач и | |документ устарел и не |
|основных учебных моментов| |содержит полного перечня |
| | |целей |
|Личные конспекты понятно | |Не имеет личных конспектов |
|написаны, хорошо | |или конспекты непонятно |
|организованы и охватывают| |написаны, плохо организованы |
|все темы, предусмотренные| |и не охватывают все темы |
|целями курса | | |
|Наглядные пособия | |Наглядные пособия (включая |
|(включая раздаточные | |раздаточные материалы) |
|материалы) отвечают | |содержат устаревшую |
|современным требованиям, | |информацию, плохо оформлены, |
|хорошо оформлены, не | |испорчены или совершенно не |
|испорчены и абсолютно | |соответствуют теме занятия |
|соответствуют теме | | |
|занятия | | |
|Перед занятием подготовил| |Беспорядок в учебном |
|учебное помещение. | |помещении. Оборудование не |
|Заранее проверил и | |проверено и не настроено |
|настроил все необходимое | | |
|оборудование | | |
|Тренер имеет опрятный | |Выглядит неопрятно. Опоздал |
|внешний вид. Держится | |на занятие, действует |
|уверенно и непринужденно.| |суетливо, возбужденно. Не |
|Демонстрирует | |демонстрирует |
|ответственность и | |заинтересованности |
|заинтересованность | | |
Структура занятия
|Индикаторы высокой оценки|Оценка |Индикаторы низкой оценки |
|В вводной части четко | |Не ввел учеников в курс дела |
|изложил цели занятия и | |или не объяснил им цели и |
|объяснил его структуру | |структуру занятия |
|Старался мотивировать | |Не сделал попытки |
|учеников. Разъяснил им | |мотивировать учеников или |
|необходимость изучения | |разъяснить им необходимость |
|данной темы | |изучения данной темы |
|Соблюдал логическую | |Не соблюдал логическую |
|последовательность при | |последовательность при |
|освещении нового | |освещении нового материала, |
|материала. Разделил | |перескакивал с одного вопроса|
|материал на | |на другой или провел занятие,|
|«удобоваримые» порции | |как «доклад», не дозируя |
| | |материал и не давая ученикам |
| | |возможности «переварить» |
| | |услышанное |
|Материал содержал точную,| |Материал изобиловал неточной |
|релевантную и полную | |информацией и данными, не |
|информацию | |имеющими отношения к |
| | |изучаемой теме, или были |
| | |упущены важные факты |
|Использовал все имеющиеся| |Не пытался проверить, |
|возможности (вопросы, | |насколько хорошо ученики |
|упражнения, дискуссии), | |поняли и усвоили материал |
|чтобы убедиться в том, | | |
|что ученики поняли и | | |
|усвоили материал | | |
|В заключительной части | |Заключительная часть |
|подвел итог и сообщил | |отсутствовала или не сообщил |
|ученикам их результаты. | |ученикам их результаты, не |
|Объяснил, как данное | |подвел итоги или не объяснил |
|занятие приблизило их к | |связь данного занятия с |
|достижению целей курса и | |последующим |
|как оно связано со | | |
|следующим | | |
Навыки преподавателя
|Индикаторы высокой оценки |Оценка |Индикаторы низкой оценки |
|Позы, жесты и мимика | |Позы, жесты и мимика |
|свидетельствовали о | |свидетельствовали о полном|
|заинтересованности и чувстве| |отсутствии интереса и |
|ответственности. Движения | |чувства ответственности. |
|лаконичные и отточенные | |Бесцельно расхаживал по |
| | |комнате или сидел |
| | |развалясь на стуле |
|Установил/поддерживал | |Не установил/не |
|взаимопонимание с группой, о| |поддерживал |
|чем свидетельствовали | |взаимопонимания с группой,|
|непринужденная атмосфера, | |свидетельством чему были |
|визуальный контакт между | |напряженная или |
|учениками и тренером, | |агрессивная атмосфера и |
|легкость двусторонней | |отсутствие визуального |
|коммуникации | |контакта и двусторонней |
| | |коммуникации |
|Умело использовал голосовые | |Речь монотонная, |
|возможности (диапазон, | |«бесцветная». Полное |
|высоту, тон) для | |отсутствие жестов |
|акцентирования отдельных | | |
|моментов и привлечения | | |
|внимания учеников, | | |
|подкрепляя это | | |
|соответствующими жестами | | |
|Легко и непринужденно | |Слишком часто заглядывал в|
|пользовался конспектами, | |конспекты, иногда даже |
|только изредка заглядывая в | |«читал по бумажке», что |
|них, что свидетельствует о | |говорит о плохом знании |
|хорошем знании материала | |материала |
|Побуждал учеников быть | |Не позволял ученикам |
|активными и высказывать свое| |активно участвовать в |
|мнение. Всегда выслушивал их| |занятии. Игнорировал их |
|соображения и в последующем | |мнения и соображения |
|отталкивался от них | | |
|Точно и заинтересованно | |Не мог ответить на вопросы|
|отвечал на вопросы учеников | |учеников или давал |
| | |неточные или неполные |
| | |ответы |