Современная структура рынка труда. Реферат.

7).

В целом же невозможность обретения недостаточного для нормальной жизни

заработка в рамках основной занятости приводит к возникновению занятости

вторичной и даже третичной. Согласно, оценке автора, не менее 25 %

работников в настоящее время заняты на двух и более работах. Однако и это

зачастую не дает желаемых результатов. Границы бедности не только не

сокращаются, но все более расширяются, не смотря на попытки интенсификации

трудовых усилий в сферах основной производной занятости.

3). В ходе экономических преобразований («перестройки» и «радикальной

реформы») социалистическая нерыночная модель экономики, в которой

заработная плата являлась формой доли работника в национальном доходе и

неуклонно (пусть и медленно) росла, сначала была трансформирована в модель

«рыночно - социалистическую» (хотя, по сути, тоже нерыночную, во всяком

случае, не в рыночно - капиталистическую), где зарплата выступала формой

определяемой трудовым коллективом доли работника в доходе предприятия,

изменявшейся весьма нестабильно, а затем - в несоциалистическую (но тоже

отличающуюся от рыночно - капиталистической) модель, когда заработная

плата по видимости превратилась в форму стоимости и цены рабочей силы, но

реально осталась формой доли работника в доходе предприятия, определяемой,

однако, уже новыми собственниками, причем, как правило, чисто произвольно

(в том числе по причине фактической ликвидации системы нормирования труда)

и предельно ими минимизируемой.

Стремление утвердившейся на основе тотально криминализированной

приватизации «новорусской» буржуазии к максимальному снижению доли

работников в валовом доходе предприятий находит свое количественное

выражение в тенденции уменьшения удельного веса заработной платы в

денежных доходах россиян (см. табл. 7).

1.2. Необходимость и условия перехода к политике

«развивающего роста» заработной платы.

Преодоление бедности как социального феномена постсоветской российской

действительности, разумеется, невозможно вне обеспечения неуклонного роста

заработной платы. Нужен переход к политике роста заработной платы,

расширяющего покупательский спрос и стимулирующего рост производства

продукции и услуг; политике, содействующей не сокращению, а увеличению

массы прибыли. Первое обязательное условие, перехода к такой политике —

приостановление и блокирование снижения реальной заработной платы,

связанного с ростом цен на потребительском рынке.

При разработке соответствующего индексационного механизма важно решить два

главных вопроса: 1) как часто следует проводить индексации зарплаты; 2)

что должно быть их базой.

В мировой практике их периодичность обычно увязывается с достижением

определенного порога роста цен, причем в развитых странах этот порог, как

уже отмечалось устанавливается на довольно низком уровне - 0,2 %, 0,4 %,

1,0% и 2,0%.

Второе непременное условие перехода к политике «развивающего роста» -

коренное изменение места минимальной заработной платы в определении уровня

и динамики зарплаты в целом.

В условиях сосуществования предприятий различных форм собственности

минимальная заработная плата способна выполнять весьма важную роль е

воспроизводстве рабочей силы:

1) определять и гарантировать получение минимально необходимого, для

работника простого труда объема потребления материальных благ и услуг,

достаточного для этого воспроизводства;

2) приводить такой объем потребления в соответствии с наличным

экономическим потенциалом общества;

3) служить важнейшим фактором реальной дифференциации заработной платы;

4) влиять на структуру заработной платы, на пропорцию в ней между

постоянной и переменной частями, а посредством этого - на организацию

заработной платы на предприятии;

5) ориентировать общество на минимальный уровень результативности труда,

которого оно вправе требовать от работника.

Таким образом, минимальная заработная плата является для работников и

работодателей важнейшим отправным моментом в их контактах на рынке труда

по поводу установления цены рабочей силы. Необходимо принимать срочные

меры по превращению минимальной заработной платы в реально значимую

величину, что, прежде всего, требует восстановления хотя бы дореформенного

ее соотношения с прожиточным минимумом - около 60 % • (причем имеется в

виду величина прожиточного минимума в Советском Союзе, а не того, что стал

исчисляться Минтрудом России с 1992 г.).

Максимальный региональный коэффициент равен 2, реальные же нынешние

различия в стоимости минимальной потребительской корзины значительно выше.

Если ее стоимость в Ульяновске принять за 1, в Магадане она будет равна 4,

в республике Якутии (Саха) - 4,3, а в Приморском крае и Иркутской области

- соответственно 2,0 и 2,7. Ясно, что рассматриваемые коэффициенты еще

сильнее обесценивают значимость минимальной заработной платы как

гарантированной величины.

В реально сложившихся условиях, очевидно, не стоит пытаться одновременно

вводить новые уровни минимальной заработной платы в бюджетном и частном

секторах экономики.

Расчеты (см. табл. 8) показывают, что в период до 2010 г. при обеспечении

ежегодного прироста объемов производства в 4,5 % достижимо увеличение

реальной заработной платы на 8 - 9 % в год, что позволит восстановить

последнюю на дореформенном уровне и значительно уменьшить масштабы

бедности.

1.3. Нормирование труда: необходимость и задачи возрождения.

В своем самом общем содержании, не зависимом от конкретно - исторических

систем производственных отношений (от характера последних), нормирование

труда - это определение трудовых затрат данного количества и качества

(содержания), необходимых для производства или какого — либо

преобразования материально — вещественного продукта или услуги. В рыночной

экономике, основанной на наемном труде, соответственно - определение

объема работ данного качества (содержания), который работник должен

выполнить за цену своей рабочей силы; т. е. Норма труда представляет собой

эту цену, выраженную в единицах труда.

Из этого следует, что в рыночной (рыночно — капиталистической) экономике

нет, и не может быть заработной платы без нормирования труда; труд за

заработную плату - это, прежде всего оценка фактических трудозатрат и

результатов труда с позиций их соответствия нормам труда. Поэтому нынешнее

пренебрежение вопросами нормирования труда лишает отношения между

работодателем и работником объективной основы и исключает критерий

заработанности оплаты труда.

Общая направленность соответствующих очевидных и первоочередных действий

государства - принуждение и мотивирование работодателей к резкому

улучшению постановки дела нормирования труда.

В действующем Трудовом Кодексе РФ (вступившем в силу с 01.02.02), вопросы

нормирования труда регулируются главой 22 - «Нормирование труда».

Хочется надеяться, что с введением нового Трудового Кодекса РФ, исчезнут

те негативные моменты, которые имели место при действии КЗоТ РФ.

Предназначение трудового законодательства - содействовать появлению и

использованию обоснованных норм труда, в которых заинтересованы и

работник, и работодатель.

Вторая важная и лежащая на поверхности группа мер - резкий рост

минимальных гарантий работникам в отношении оплаты их труда. В настоящее

время доля тарифной оплаты в заработке работников не бюджетного сектора

экономики составляет в среднем 30 %, а доведение ее до. 70 - 75 %

неизбежно изменит отношение к нормированию труда. Для бюджетного же

сектора изменение ситуации с нормированием труда упирается не в долю

тарифа в заработке, а в низкий размер самих тарифных ставок. Важным

рычагом повышения тарифных ставок в бюджетном секторе и повышения доли

тарифной оплаты во внебюджетном может стать существенный рост минимальной

заработной платы.

В соответствие с новым Трудовым Кодексом РФ, государство обязано

обеспечить основные гарантии по оплате труда работников. В систему

основных государственных гарантий по оплате труда работников, включаются:

• величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

• величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников

организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;

• меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной

платы;

• ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы

по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от

заработной платы;

• ограничение оплаты труда в натуральной форме;

• обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения

деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с

федеральными законами;

• государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой

заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

• ответственность работодателей за нарушение требований, установленных

настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами,

коллективными договорами, соглашениями;

• сроки и очередность выплаты заработной платы.

Третья группа мер - перестройка моральных и этических представлений о

нормах труда: соответствующие заблуждения надлежит полностью рассеять

В постиндустриальных координатах, далее, наиболее важной становится

специфика потребления рабочей силы, состоящая, в частности, в том, что

последняя, потребляясь, меняет форму существования всех видов используемых

при этом ресурсов, превращая их в результат производства.

Другой востребуемый постиндустриальным обществом аспект специфики

потребления рабочей силы - ее развитие, умножение в этом процессе: пока

работник трудоспособен и занят в производстве, его трудовые навыки и

потенции прогрессируют. Повышение ценности рабочей силы в процессе ее

потребления, создает объективную основу для соответствующего установления

более высоких норм трудовых обязанностей работника, а значит, и для более

рационального использования всех видов производственных ресурсов.

В заключение, стоит подчеркнуть: во - первых, надлежит поставить всех

работников каждого предприятия в равное положение относительно жесткости

всего расширенного круга применяемых норм. Во - вторых, необходимо

постепенно переходить от расчета норм на основе «спущенных» сверху

нормативов трудовых затрат к их расчету на основе прямого

измерения при помощи методов непосредственного наблюдения и анализа

фактических трудозатрат на рабочем месте.

1.4. Равновесие на рынке труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты