7).
В целом же невозможность обретения недостаточного для нормальной жизни
заработка в рамках основной занятости приводит к возникновению занятости
вторичной и даже третичной. Согласно, оценке автора, не менее 25 %
работников в настоящее время заняты на двух и более работах. Однако и это
зачастую не дает желаемых результатов. Границы бедности не только не
сокращаются, но все более расширяются, не смотря на попытки интенсификации
трудовых усилий в сферах основной производной занятости.
3). В ходе экономических преобразований («перестройки» и «радикальной
реформы») социалистическая нерыночная модель экономики, в которой
заработная плата являлась формой доли работника в национальном доходе и
неуклонно (пусть и медленно) росла, сначала была трансформирована в модель
«рыночно - социалистическую» (хотя, по сути, тоже нерыночную, во всяком
случае, не в рыночно - капиталистическую), где зарплата выступала формой
определяемой трудовым коллективом доли работника в доходе предприятия,
изменявшейся весьма нестабильно, а затем - в несоциалистическую (но тоже
отличающуюся от рыночно - капиталистической) модель, когда заработная
плата по видимости превратилась в форму стоимости и цены рабочей силы, но
реально осталась формой доли работника в доходе предприятия, определяемой,
однако, уже новыми собственниками, причем, как правило, чисто произвольно
(в том числе по причине фактической ликвидации системы нормирования труда)
и предельно ими минимизируемой.
Стремление утвердившейся на основе тотально криминализированной
приватизации «новорусской» буржуазии к максимальному снижению доли
работников в валовом доходе предприятий находит свое количественное
выражение в тенденции уменьшения удельного веса заработной платы в
денежных доходах россиян (см. табл. 7).
1.2. Необходимость и условия перехода к политике
«развивающего роста» заработной платы.
Преодоление бедности как социального феномена постсоветской российской
действительности, разумеется, невозможно вне обеспечения неуклонного роста
заработной платы. Нужен переход к политике роста заработной платы,
расширяющего покупательский спрос и стимулирующего рост производства
продукции и услуг; политике, содействующей не сокращению, а увеличению
массы прибыли. Первое обязательное условие, перехода к такой политике —
приостановление и блокирование снижения реальной заработной платы,
связанного с ростом цен на потребительском рынке.
При разработке соответствующего индексационного механизма важно решить два
главных вопроса: 1) как часто следует проводить индексации зарплаты; 2)
что должно быть их базой.
В мировой практике их периодичность обычно увязывается с достижением
определенного порога роста цен, причем в развитых странах этот порог, как
уже отмечалось устанавливается на довольно низком уровне - 0,2 %, 0,4 %,
1,0% и 2,0%.
Второе непременное условие перехода к политике «развивающего роста» -
коренное изменение места минимальной заработной платы в определении уровня
и динамики зарплаты в целом.
В условиях сосуществования предприятий различных форм собственности
минимальная заработная плата способна выполнять весьма важную роль е
воспроизводстве рабочей силы:
1) определять и гарантировать получение минимально необходимого, для
работника простого труда объема потребления материальных благ и услуг,
достаточного для этого воспроизводства;
2) приводить такой объем потребления в соответствии с наличным
экономическим потенциалом общества;
3) служить важнейшим фактором реальной дифференциации заработной платы;
4) влиять на структуру заработной платы, на пропорцию в ней между
постоянной и переменной частями, а посредством этого - на организацию
заработной платы на предприятии;
5) ориентировать общество на минимальный уровень результативности труда,
которого оно вправе требовать от работника.
Таким образом, минимальная заработная плата является для работников и
работодателей важнейшим отправным моментом в их контактах на рынке труда
по поводу установления цены рабочей силы. Необходимо принимать срочные
меры по превращению минимальной заработной платы в реально значимую
величину, что, прежде всего, требует восстановления хотя бы дореформенного
ее соотношения с прожиточным минимумом - около 60 % • (причем имеется в
виду величина прожиточного минимума в Советском Союзе, а не того, что стал
исчисляться Минтрудом России с 1992 г.).
Максимальный региональный коэффициент равен 2, реальные же нынешние
различия в стоимости минимальной потребительской корзины значительно выше.
Если ее стоимость в Ульяновске принять за 1, в Магадане она будет равна 4,
в республике Якутии (Саха) - 4,3, а в Приморском крае и Иркутской области
- соответственно 2,0 и 2,7. Ясно, что рассматриваемые коэффициенты еще
сильнее обесценивают значимость минимальной заработной платы как
гарантированной величины.
В реально сложившихся условиях, очевидно, не стоит пытаться одновременно
вводить новые уровни минимальной заработной платы в бюджетном и частном
секторах экономики.
Расчеты (см. табл. 8) показывают, что в период до 2010 г. при обеспечении
ежегодного прироста объемов производства в 4,5 % достижимо увеличение
реальной заработной платы на 8 - 9 % в год, что позволит восстановить
последнюю на дореформенном уровне и значительно уменьшить масштабы
бедности.
1.3. Нормирование труда: необходимость и задачи возрождения.
В своем самом общем содержании, не зависимом от конкретно - исторических
систем производственных отношений (от характера последних), нормирование
труда - это определение трудовых затрат данного количества и качества
(содержания), необходимых для производства или какого — либо
преобразования материально — вещественного продукта или услуги. В рыночной
экономике, основанной на наемном труде, соответственно - определение
объема работ данного качества (содержания), который работник должен
выполнить за цену своей рабочей силы; т. е. Норма труда представляет собой
эту цену, выраженную в единицах труда.
Из этого следует, что в рыночной (рыночно — капиталистической) экономике
нет, и не может быть заработной платы без нормирования труда; труд за
заработную плату - это, прежде всего оценка фактических трудозатрат и
результатов труда с позиций их соответствия нормам труда. Поэтому нынешнее
пренебрежение вопросами нормирования труда лишает отношения между
работодателем и работником объективной основы и исключает критерий
заработанности оплаты труда.
Общая направленность соответствующих очевидных и первоочередных действий
государства - принуждение и мотивирование работодателей к резкому
улучшению постановки дела нормирования труда.
В действующем Трудовом Кодексе РФ (вступившем в силу с 01.02.02), вопросы
нормирования труда регулируются главой 22 - «Нормирование труда».
Хочется надеяться, что с введением нового Трудового Кодекса РФ, исчезнут
те негативные моменты, которые имели место при действии КЗоТ РФ.
Предназначение трудового законодательства - содействовать появлению и
использованию обоснованных норм труда, в которых заинтересованы и
работник, и работодатель.
Вторая важная и лежащая на поверхности группа мер - резкий рост
минимальных гарантий работникам в отношении оплаты их труда. В настоящее
время доля тарифной оплаты в заработке работников не бюджетного сектора
экономики составляет в среднем 30 %, а доведение ее до. 70 - 75 %
неизбежно изменит отношение к нормированию труда. Для бюджетного же
сектора изменение ситуации с нормированием труда упирается не в долю
тарифа в заработке, а в низкий размер самих тарифных ставок. Важным
рычагом повышения тарифных ставок в бюджетном секторе и повышения доли
тарифной оплаты во внебюджетном может стать существенный рост минимальной
заработной платы.
В соответствие с новым Трудовым Кодексом РФ, государство обязано
обеспечить основные гарантии по оплате труда работников. В систему
основных государственных гарантий по оплате труда работников, включаются:
• величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
• величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников
организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
• меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной
платы;
• ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы
по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от
заработной платы;
• ограничение оплаты труда в натуральной форме;
• обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения
деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с
федеральными законами;
• государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой
заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
• ответственность работодателей за нарушение требований, установленных
настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами,
коллективными договорами, соглашениями;
• сроки и очередность выплаты заработной платы.
Третья группа мер - перестройка моральных и этических представлений о
нормах труда: соответствующие заблуждения надлежит полностью рассеять
В постиндустриальных координатах, далее, наиболее важной становится
специфика потребления рабочей силы, состоящая, в частности, в том, что
последняя, потребляясь, меняет форму существования всех видов используемых
при этом ресурсов, превращая их в результат производства.
Другой востребуемый постиндустриальным обществом аспект специфики
потребления рабочей силы - ее развитие, умножение в этом процессе: пока
работник трудоспособен и занят в производстве, его трудовые навыки и
потенции прогрессируют. Повышение ценности рабочей силы в процессе ее
потребления, создает объективную основу для соответствующего установления
более высоких норм трудовых обязанностей работника, а значит, и для более
рационального использования всех видов производственных ресурсов.
В заключение, стоит подчеркнуть: во - первых, надлежит поставить всех
работников каждого предприятия в равное положение относительно жесткости
всего расширенного круга применяемых норм. Во - вторых, необходимо
постепенно переходить от расчета норм на основе «спущенных» сверху
нормативов трудовых затрат к их расчету на основе прямого
измерения при помощи методов непосредственного наблюдения и анализа
фактических трудозатрат на рабочем месте.
1.4. Равновесие на рынке труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9