Современная структура рынка труда. Реферат.

развития, включая и ресурсы федерального и регионального фондов. Встает

вопрос об отказе от экстенсивных и поэтому малоэффективных действий, что

требует перехода к новой политике занятости. Предлагаемая политика должна

быть направлена на последовательную реструктуризацию занятости в

соответствии с динамикой рыночного сектора экономики и развитием

региональных рынков труда. В ее задачи следует включить:

1) Стремление к достижению (насколько это возможно) равновесия спроса и

предложения рабочей силы с использованием регуляторов рынка труда;

2) Повышение его проводимости за счет трудовой мобильности и миграции

населения в регионах страны и между ними;

3) Трудовую активизацию и адаптацию безработных к новым условиям занятости

на принципах социального страхования вынужденной безработицы.

Особое значение приобретают информационно-консультационное обслуживание

открытого рынка труда, активное трудовое посредничество между

работодателями и работополучателями. Гарантии занятости, предоставляемые

безработным, должны носить четко выраженный трудовой характер,

содействовать их адаптации к структуре спроса на рабочую силу, повышению

профессионально-квалификационной и территориальной мобильности, активному

поиску работы и занятий. Выплата пособий по безработице, увязанных со

стажем работы, с реально утраченным заработком, периодом уплаты страховых

взносов, позволит исключить социальных иждивенцев и мнимых безработных из

числа получателей материальной помощи службы занятости.

Перспективным направлением развития инфраструктуры рынка труда становится

социализация службы занятости на открытом рынке труда на

принципах социального партнерства. Это касается организации трудового

посредничества, трудоустройства безработных и выплаты пособий, управления

службой занятости. В результате можно повысить социально-экономическую

эффективность регулирования рынка труда на основе содействия

профессионально-трудовой мобильности рабочей силы, в том числе за счет

организационно-финансового обеспечения процессов реструктуризации

занятости, совершенствования форм профобучения и переподготовки

высвобождаемых работников, усиления координации с профессиональными

союзами и объединениями предпринимателей, повышения роли коллективных

договоров в регулировании профессиональной занятости.

Проведение активной политики занятости предполагает реализацию комплекса

организационных мер:

1) Концентрацию заявленного спроса и предложения рабочей силы в

информационных банках бирж труда, развитие инфраструктуры рынка труда

путем создания специальных служб информационно-консультационного

обслуживания работополучателей и работодателей;

2) Широкое использование активных и специализированных форм трудового

посредничества: ярмарок вакансий, дней специалистов, открытых рынков труда

и другие. Этому могут способствовать приватизация части посреднических

функций службы занятости на основе создания общественных не коммерческих

организаций содействия трудоустройству, разработка специальных технологий

профотбора работников по заявкам предприятий;

3) Содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности

незанятых работников в соответствии с развитием конъюнктуры регионального

и локальных рынков труда, в том числе путем профинформации,

профориентации, консультации и профобучения, включая помощь службы

занятости при перемене занятий, переезде к новому месту работы;

4) Регулирование продолжительности безработицы на основе использования

рациональных процедур регистрации, учета и переучета безработных,

корректировки предоставляемых социальных гарантий в соответствии с

изменением ситуации на региональном рынке труда;

5) Переход к социальному страхованию от безработицы как

финансово-организационной системе, адекватной потребностям регулирования

рынка труда, формирование целевых региональных фондов содействия занятости

с привлечением дополнительных источников (средств государственного

бюджета, региональных и отраслевых внебюджетных фондов, ссуд и кредитов,

целевых взносов, пожертвований и другие);

6) Организацию деятельности службы занятости как части единого

регионального органа управления трудом, занятостью и трудовой миграцией,

развитие ее структур исходя из оценки эффективности политики, проводимой

на рынке труда.

Активная политика занятости должна способствовать уменьшению структурных

перекосов на рынке труда в результате повышения мобильности работников, их

профессиональной адаптации к заявленному спросу и содействия трудовой

миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой. Повышение трудовой

мобильности становится важным средством сдерживания роста безработицы в

регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Одно из важных направлений регулирования безработицы - выработка новых

подходов к решению данной проблемы в переходной экономике при проведении

политики занятости. Практика показывает, что с возрастанием хронической

маргинальной безработицы повышается нагрузка на бюджет фондов занятости в

связи с выплатами пособий и оказанием материальной помощи, а также

увеличиваются затраты пассивной политики поддержки доходов безработных.

Однако маргинальная безработица может удаляться с регулируемого рынка

труда вследствие передачи хронических безработных, снятых с учета в

центрах занятости как утративших связь с трудом, в органы социальной опеки

неимущих.

Эффективной формой регулирования безработицы может стать переход к системе

социального страхования работников наемного труда, организуемой на

принципах социального партнерства и используемой в целях материальной

поддержки безработных на период трудоустройства в соответствии с их

участием в страховых схемах (отраслевых, профессиональных, основных,

дополнительных и других).

Как известно, для большинства людей основным аспектом рынка труда является

материальный аспект, который, в большинстве своем, включает заработную

плату. Но развитие человеческого общества ведет к тому, что намечается (с

середины 70-х) крен в сторону реализации потребностей более высокого

уровня: содержательный и творческий труд, всестороннее развитие личности,

участие в принятии решений, инициативность.

Исторический опыт также показал, что развитие производства на основе

научно-технического прогресса сопровождается не только его технологическим

совершенствованием, но и создает базу и потребность, как в

совершенствовании различных способностей человека, так и системы отношений

между людьми. В США, например, отдельные фирмы, как бы упреждая

«закономерность противопоказанности» рынку полной занятости, разрабатывают

стратегические действий в системе воспроизводства рабочей силы.

В этом контексте представляет интерес исследование проблемы неизбежной

структурной безработицы. Такая безработица не носит массовый характер,

является непродолжительной и выступает в качестве инструмента формирования

резерва рабочей силы. В США 2/3 данной категории безработных имеют ценные

бумаги, а также различную по величине собственность, дающую возможность

для относительно безбедного

существования. 85 % опрашиваемых безработных относят себя к среднему

классу.

Нужно также учитывать, что в обществе с высоким уровнем удовлетворения

основных потребностей и относительно высоким уровнем общей и специальной

подготовки выявляется ограниченность материальных стимулов. Растет

потребность в самовыражении в процессе трудовой деятельности, появляется

стремление к участию в принятии решений. Поэтому с такими понятиями, как

«уровень и качество жизни» появилось новое - «качество трудовой жизни».

Последнее предполагает именно «социализацию труда», что означает

самостоятельное мышление и нестандартное, творческое отношение к работе

как критерий профессионального требования. В современных развитых странах

возникли новые направления, предусматривающие на основе создания новой

технологии расширение функций рабочего: «частичного работника» (узкой

специализации) к «работнику широкого диапазона» (универсала).

Уровень квалификации, в свою очередь, становится фактором стабильности на

рынке труда, следовательно, стабильности социального положения в обществе.

Западные исследователи с этой точки зрения выделяют 5 основных сегментов

рынка труда:

1) Небольшая, стабильная группа. Высококвалифицированные работники.

Высокий социальный статус и устойчивое положение на рынке труда. Уровень

оплаты и условия труда отвечают мировым стандартам. Рост доходов опережает

рост инфляции и темпы экономического роста. Высокий и постоянно растущий

уровень реальных доходов.

2) Группа, составляющая основную массу запятых на рынке труда.

Гарантированная занятость. В той или иной степени охвачена конкуренцией на

рынке труда, но не подвержена массовой безработице. Реальная заработная

плата изменяется пропорционально инфляции.

3) Группа занятых преимущественно физическим трудом. Постепенно вымывается

из производства. Уровень доходов поддерживается профсоюзами на основе

коллективного договора.

4) Группа, чья профессия избыточна на рынке труда. В основном работники в

сфере услуг с ее низкой производительностью. Наименее • социально

защищена.

5) Группа, в той или иной степени находящаяся вне сферы действия рынка

труда. В основном молодежь, достигшая трудоспособного возраста, и те,

которые составляют категорию застойно безработных. Доходы находятся на

самом низком уровне.

Из этого следует, что уровень квалификации и профессиональной подготовки в

современном индустриальном обществе являются основным гарантом устойчивого

положения на рынке труда. Образование и квалификация дает наемному

работнику дивиденды не только с точки зрения

уровня потребления, но и с точки зрения социальной устойчивости в

обществе. В этих условиях возникают новые модели в организации

производства и труда и во взаимоотношениях между предпринимателями и

наемными работниками, основанных на принципах партнерства. Социальное

производство, в конечном счете, отвечает интересам, как предпринимателей,

так и рабочих, поскольку является рентабельным.

Опыт индустриально развитых стран, строящих свою экономику на рыночной

основе, показывает, что эволюционное развитие экономики нуждается в

постоянной социальной корректировке со стороны государства. Формы и методы

при этом могут быть различны, но они не должны носить

административно-командный характер. Централизация управления хотя и

придает системе внутреннюю устойчивость, но это происходит за счет потери

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты