Современная структура рынка труда. Реферат.

Цены на производительные услуги, то есть услуги труда, капитала и так

далее, определяется на основе спроса и предложения. Анализ рынка труда

начнем применительно к условиям совершенной конкуренции.

Субъектами спроса на рынке труда выступают юридические лица и

предприниматели, а субъектами предложения - трудоспособные граждане.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников

определяется двумя показателями - размером заработной платы и ценностью (в

ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением

количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины

предельного продукта. Привлечение дополнительной единицы труда прекратится

тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении сравняется с

величиной заработной платы.

Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины

заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных

условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен

соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина

спроса на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной

заработной платы и объемом спроса на труд выражается кривой спроса на труд

(рис. 1).

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

О L

Рис. 1. Кривая спроса на труд.

Иначе обстоит дело с функцией предложения труда. Объем предложения труда

также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные

услуги. Как правило, продавцы на рынке труда в условиях совершенной

конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной

платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон (рис.

2).

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

Рис.2. Кривая предложения труда,

Важные экономические явления, характеризующие предложение труда, носят

название эффект замещения и эффект дохода. Известно, что они действуют на

рынке товаров и услуг. Действуют они и на рынке труда. Эти эффекты

проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразится на

предложении труда отдельного индивидуума повышение ставок заработной

платы. На первый взгляд, предложение труда должно возрасти. Однако это не

совсем так - начинают проявляться эффект дохода и эффект замещения.

На (рис. 3) изображена кривая, показывающая общее количество рабочего

времени, которое согласен отработать конкретный работник при данной

величине заработной платы. От обычной кривой предложения труда,

иллюстрирующей ситуацию на национальном и отраслевом рынках труда, эта

кривая отличается своей конфигурацией.

До точки I интересующая нас кривая показывает увеличение предложения труда

при росте заработной платы, - она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя

точку i, кривая SL, меняет направление. Она сгибается и, принимая

отрицательный наклон, снова приближается к оси ординат, показывая, на

первый взгляд, парадоксальную ситуацию - уменьшение предложения труда при

дальнейшем росте заработной платы.

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x01 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

Li 0x08 graphic

0x01 graphic

Рис. 3. Кривая индивидуального предложения труда.

Таким образом, увеличение заработной платы до определенных размеров ведет

к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня

Li начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы.

Одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту, и к

сокращению предложения труда. Это происходит по следующим причинам.

Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени

лучше оплачивается, то каждый час свободного времени воспринимается

работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода

могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее -

отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой.

Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые

работник может приобрести на возросшую заработную плату. Вышеописанный

процесс получил название эффект замещения на рынке труда. На приведенном

выше графике (рис. 3) эффект\" замещения проявляется до точки i, то есть до

начала движения кривой предложения труда влево, к оси ординат.

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при

достижении работником определенного, достаточно высокого уровня

материального благополучия. В таком случае меняется отношение к свободному

времени. Оно перестает казаться вычетом из заработной платы, а

представляется возможностью и даже необходимостью для того, чтобы

обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение

желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество

свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда,

купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли

бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы.

После прохождения кривой SL точки i эффект дохода становится

преобладающим, что выражается в сокращении предложения труда при росте

заработной платы, а практически в стремлении перехода работника на

сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных

дней и отпусков (в том числе за «свой счет»).

Но, подчеркнем, что участок с отрицательным наклоном кривой предложения

характерен только для индивидуального предложения труда. На отраслевом

уровне кривая предложения труда на всем своем протяжении будет иметь

положительный наклон. Другими словами, для отраслевого предложения

характерно преобладание эффекта замещения. Даже если для отдельных

субъектов более высокие ставки заработной платы могут послужить стимулом

для сокращения предложения своих трудовых услуг и увеличению своего

досуга, то для других лиц высокая ставка заработной платы послужит

сигналом для увеличения предложения труда. Более того, высокие ставки

заработной платы могут привлечь работников из других отраслей.

Объединив оба графика - кривую спроса и кривую предложения труда

проанализируем более детально положение на рынке труда (рис. 4).

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x01 graphic

0x08 graphic

0x08 graphic

0x01 graphic

0x08 graphic

Рис.4. Равновесие на рынке труда.

Точке Е (точке пересечения кривой спроса на труд и кривой предложения

труда) на графике соответствует определенный уровень ставки заработной

платы Wе и заданное этим уровнем предложение труда Lе. В точке Е спрос на

труд равен предложению труда, то есть рынок труда находится в равновесном

состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить

заработную плату Wе, находят на рынке необходимое количество труда, их

спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия

полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги

при заработной плате Wе. Поэтому точка Е определяет положение полной

занятости.

При любой другой величине заработной платы, отличной от Wе, равновесие на

рынке труда нарушается. При совпадении спроса и предложения труда

заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

В случае превышения ставкой заработной платы равновесного уровня W1

предложение на рынке труда Ls1 превышает спрос Ld1. В этой ситуации

происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не

хватает для всех желающих продать свой труд при заработной плате W1.

Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком Ls1-Ld1 на оси

абсцисс,

В случае снижения заработной платы по сравнению с равновесной до уровня

W2, спрос на рынке труда Ld2 превышает предложение Ls2 на величину Ld2 -

Ls2. В результате этого образуются незаполненные рабочие места вследствие

нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в условиях

рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются

коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления

полной занятости.

В том же случае, когда спрос на труд превышает его предложение из-за

снижения ставки заработной платы по сравнению с ее равновесным •

значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить

пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря

такому повышению расширяется круг работников, готовых предложить свой

труд.

Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда

восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.

Глава 2. Нерыночные методы регулирования рынка труда.

2.1. Государственное регулирование рынка труда.

На рынке труда государство всегда действует активнее, чем на других

рынках. И это понятно, ибо носители рабочей силы - граждане, интересы

которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные

отношения каждый раз, когда рынок или не срабатывает, или приводит к

последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе

представлениями о справедливости. Государственное регулирование, в отличие

от рыночного регулирования, которое достигается с помощью добровольных

сделок на рынке, базируется на официальных предписаниях и рекомендациях.

В завершенном виде система государственного регулирования трудовых

отношений сложилась в послевоенные годы. Существенную роль в данном

процессе сыграли конвенции и рекомендации Международной Организации Труда

(МОТ), в работе которой принимают участие представители правительств,

профсоюзов и предпринимателей. Обязательную юридическую силу для

национального законодательства стран-членов МОТ нормы конвенций имеют лишь

в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации же МОТ

ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке

национального законодательства.

Основными направлениями деятельности государства на рынке труда является

регулирование заработной платы, занятости, режима и условий труда.

Регулирование заработной платы осуществляется через следующие формы:

1) Установление минимума заработной платы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты