квалификация и др.
Прежде всего отметим, что системы оплаты труда, базирующиеся на
качественных показателях, используются чаще (102 случая упоминания против
89). Превышение общего количества упоминаний над количеством компаний,
участвовавших в опросе, можно объяснить тем, что компании – респонденты
применяют несколько систем оплаты труда в отношении разных категорий
сотрудников. Это вызвано тем, что разные профессионально-функциональные
группы имеют различные задачи, а компании учитывают данную специфику.
Табл. 1.4.1 «Оценка респондентами применяемых систем оплаты труда»
(в % от числа использующих).
|СИСТЕМА |ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ|ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |ЗАТРУДНИ-ЛИСЬ|
|ОПЛАТЫ ТРУДА |* | |ОТВЕТИТЬ |
| |Эффективно|Не-эффек|Дорого |Дешево | |
| | |тивно | | | |
|Базирующиеся |96 |4 |26 |30 |0 |
|на оценке | | | | | |
|индивидуально| | | | | |
|го вклада | | | | | |
|Базирующиеся |88 |3 |20 |26 |9 |
|на оценке | | | | | |
|компетентност| | | | | |
|и | | | | | |
|Сдельные |85 |3 |10 |38 |13 |
|Базирующиеся |82 |2 |18 |29 |11 |
|на оценке | | | | | |
|результата | | | | | |
|Подрядные/ак-|62 |5 |14 |38 |5 |
|кордные | | | | | |
|Повременные |59 |27 |14 |31 |14 |
* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и
затратность) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали
своего суждения по данному поводу
Системы оплаты труда, используемые компаниями-респондентами,
характеризуются и другими элементами, представленными на рис.1.4.1.
Индексируют доходы сотрудников в соответствии с уровнем инфляции в
21 компании. В 30 компаниях используется валютный эквивалент, что тоже
можно рассматривать, как своеобразную индексацию. Структура заработной
платы в основной части компаний (67 респондентов) выглядит как сочетание
постоянной части – оклада и переменной части – премии.
Выплата премий по окончании каких либо работ, закрытии контрактов,
реализации проектов практикуется в 44 компаниях. В 22 компаниях выплачивают
премии по итогам какого либо временного периода, как правило совпадающего с
отчетным перед налоговыми органами и со сроками уплаты налогов. 6 компаний
выплачивают премии, представляющие собой долю прибыли, а не процент от
оклада. Еще 10 компаний формируют премии на иных принципах.
Табл. 1.4.2 «Оценка респондентами отдельных элементов систем оплаты
труда» (в %% от числа использующих)
|ЭЛЕМЕНТЫ |ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ|ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |ЗАТРУДНИ-ЛИСЬ|
|СИСТЕМ ОПЛАТЫ|* | |ОТВЕТИТЬ |
|ТРУДА | | | |
| |Эффективно|Не-эффек|Дорого |Дешево | |
| | |тивно | | | |
|Оклад + |78 |3 |12 |28 |16 |
|премия | | | | | |
|Валютный |77 |7 |13 |17 |13 |
|эквивалент | | | | | |
|Индексация в |67 |9 |9 |18 |18 |
|соответствии | | | | | |
|с уровнем | | | | | |
|инфляции | | | | | |
|Премии, |80 |0 |20 |10 |20 |
|основанные на| | | | | |
|других | | | | | |
|принципах | | | | | |
Переменная часть заработной платы (премия) почти повсеместно
признается в качестве эффективной стимулирующей составляющей заработной
платы сотрудников. На сегодняшнем этапе компании находят самым
целесообразным (по критерию «эффективно-дешево») выплачивать премии по
итогам работы в отчетном периоде. С этим сложно не согласиться, особенно в
случаях, когда реальный управленческий учет в компаниях отсутствует, а
решения о премировании принимаются на основании данных бухгалтерского
учета.
[pic]
Рис. 2.4.1 «Иные характеристики систем оплаты труда»
В заключении отметим, что компании, реализующие какие либо программы
участия персонала в прибыли, имеют противоречивую практику, часто
диаметрально противоположную. Отсюда и размытость мнений респондентов по
этому поводу.
2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях
по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам
удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу.
Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления,
считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время
как большая часть ресурсов организации предоставлена материальными
объектами стоимость которых со временем снижается посредством амортизации
ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом
для блага самой организации так и для личного блага служащих своей
организации руководство должно постоянно работать над всемерным повышением
потенциала кадров.
Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей
силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к
выполнению задач стоящих перед организацией. Естественно, что это должно
вести к росту производительности, а значит и к увеличению ценности людских
ресурсов организации. Если, например, в результате реализации такой
программы производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10 % без
увеличения заводской стоимости изданий то доход на капитал вложенный
организацией в развитие людских ресурсов гораздо выше этого показателя.
2.1. Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе
В противоположность стоимости основных средств ценность людских
ресурсов с годами должна постоянно возрастать по мере приобретения опыта и
ростом профессионализма работников. Социальная адаптация является первым
шагом на пути повышения производительности труда нового работника. В
словаре иностранных слов «адаптация» трактуется как «приспособление
организма, органов чувств к окружающим условиям». Следовательно, человек в
жизни адаптируется буквально ко всему и от того, насколько быстро и легко
пройдет этот период, настолько большая отдача сил, энергии и интеллекта
будет от человека. Менеджеры по управлению персоналом уже давно поняли,
что высокая текучесть (Текучесть кадров определяется по формуле: число
уволенных за определенный промежуток времени делится на среднесписочную
численность работников за то же самое время) рабочей силы может обходиться
очень дорого, а опытных и квалифицированных работников обычно довольно
трудно заменить (8).
Одной из серьезнейших причин текучести кадров в первое время
существования предприятия является отсутствие или нехватка у части
работников видения перспектив развития нового предприятия, его
потенциальных возможностей, а, следовательно, и собственных перспектив
роста у самих работников. Особенно важен этот фактор в случае со
специалистами и управляющими.
Уровни адаптации. (8)
1. Профессиональная адаптация
Это самая главная тема, о которой следует говорить с новым
работником. Он пришел в новое место, у него новые надежды, которые если
разовьются, то могут положительно повлиять на мотивацию работника в
будущем.
Углубляясь в понятие «профессиональная адаптация», надо помнить, что
существуют несколько моментов адаптации, суть которых одна, а методы
разные:
1) Адаптация молодого работника (специалиста) к первому месту
работы;
2) адаптация работника к новому месту;
3) адаптация работника в новой должности;
4) адаптация работника к понижению в должности.
2. Отношения с руководством.
В принципе, отношения с руководством закладываются в начальной стадии
контакта, т.е. в первый момент знакомства. Возникают они по вполне понятным
и закономерным причинам взаимоотношений между людьми – симпатии и
антипатии. Это никаким образом не должно зависеть от пола и возраста
начальника и нового работника.
3. Отношения с коллективом
Знакомство с новым человеком – это всегда нелегкая задача, тем более
надо учитывать, что количество времени, которое человек проводит на работе,
составляет большую часть его жизни. Следовательно, быстрая адаптация
новичка к коллективу и коллектива к новичку будет выгодна обеим сторонам.
4. Неудовлетворенность зарплатой.
Один из самых щекотливых моментов собеседования – это вопрос о
зарплате, поэтому скорее его нужно отнести к руководителю. Нельзя допускать
ситуации, при которой в начале беседы, - когда фирма очень заинтересована в
подборе кандидата, - речь идет об одной сумме оклада, а когда человек уже
согласился, и вышел на работу, тут выясняется, что платить такие деньги
администрация не в состоянии. Это может резко понизить мотивацию нового
работника, и может послужить и причиной для увольнения.
5. Условия работы
Вопрос об условиях работы должен быть обсужден весьма скрупулезно.
Очень многие люди уделяют внимание тому, в каких экологических и санитарных
условиях они работают. Менеджер по персоналу обязан подробно оговорить
технические условия работы и режим организации. Причем сообщить только часы
работы организации недостаточно, необходимо рассказать о ненормированности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13