Управление персоналом подбор кадров

рабочего дня (если такое существует) и работе в выходные и праздничные дни

(если в этом бывает необходимость), а также объяснить методы и способы

поощрения сотрудников за подобную работу.

Разобравшись с основными причинами текучести кадров в адаптационный

период, кадровой службе надо продумать вопрос о том, на кого возложить

обязанности по подготовки и ознакомлению нового сотрудника с новым местом

работы. Подготовить необходимые документы для ускоренной адаптации;

описание рабочего места, план организации, список всех руководителей

высшего и среднего звена с номерами телефонов и комнат, а также ближайших

сотрудников; разработать месячный план, определяющий в какой очередности

новый сотрудник будет знакомиться с подразделениями и отделами. Также

следует решить, к каким профессиональным задачам можно подключить его

сразу, а с какими лучше повременить. Причем подготовленный план должен

постоянно пересматриваться и корректироваться с учетом происходящих

экономических и финансовых изменений в стране.

К большому сожалению, встречается еще ряд руководителей, допускающих

одну большую ошибку. Они считают, что работник обязан сам уметь

приспосабливаться, и никто не должен ему в этом помогать. А вот то

насколько быстро работник войдет в коллектив и изучит фронт своей работы,

говорит о его особенностях и о том, будет он работать в фирме или же он

здесь только на время подбора более подходящего кандидата.

Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более

производительным, является профессиональная ориентация и социальная

адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника

на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это

общественная система, а каждый работник это личность. Когда новый человек

приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и

взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если,

например, последний босс нового работника был человеком властным и

предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать что ему

лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя новый босс

в действительности предпочитает устное общение.

Если руководитель не прилагает активных усилий для организации

адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за

несбыточности своих надежд, могут посчитать что в поведении следует

руководствоваться опытом, приобретенным на предыдущей работе, или прийти к

другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также

помнить о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей

адаптации, может оказаться для них просто шоком.

Целенаправленной адаптацией вновь нанятого персонала занимается

всего 46 компаний из 100, принявших участие в опросе. Из них только 9 имеют

формализованные программы адаптации, специально разработанные для

конкретных сотрудников и обязательно выполняемые. Это может

свидетельствовать об успешности нового сотрудника, как в начальный период

его деятельности так и в дальнейшем.

[pic] Формализованные

Неформализованные

Рис. 3.1.2 «Используемые программы адаптации и их оценка»

Содержание адаптационных программ достаточно разнообразно.

Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54

случая), иерархии и структуре предприятия (53 случая), непосредственному

окружению – коллегам (53 случая), дисциплине (50 случаев), т.е. тому, что

позволяет включить сотрудника в производственный процесс.

Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички

вынуждены самостоятельно осваивать существующие нормы и правила (в 60

компаниях) и исподволь узнавать о «славной» истории и традициях (в63 и 60

компаниях соответственно). С техникой безопасности знакомят новичков только

29 компаний, что заставляет с ностальгией вспоминать социалистическое

прошлое, когда без предварительного инструктажа инженера по технике

безопасности никто не допускался к работе.

Сравнивая эффективность ознакомления новых сотрудников с теми или

иными аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину:

новичка прежде всего волнует социально – экономическая сфера, а не нормы и

правила, регламентирующие основной производственный процесс. Конечно,

предприятие – не богадельня и не приют для благородных девиц, но и

сотрудники – не винтики.

Табл. 2.1.1 «Оценка респондентами содержания программ адаптации» (в

%% от числа использующих)

|СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |

|АДАПТАЦИИ |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |

|Традиции предприятия |63 |15 |22 |

|системы оплаты труда |63 |2 |35 |

|Функциональные |61 |2 |37 |

|обязанности | | | |

|Системы социального |60 |19 |21 |

|обеспечения | | | |

|Неформальные правила |58 |10 |32 |

|поведения | | | |

|Правила внутренней |58 |6 |36 |

|дисциплины | | | |

|Коллектив |58 |2 |40 |

|Режим безопасности и |57 |14 |29 |

|коммерческой тайны | | | |

|Техника безопасности |55 |20 |25 |

|Структура и иерархия |51 |11 |38 |

|История предприятия |46 |19 |35 |

На первые места по эффективности выходит информация, необходимая

человеку для нормального самоощущения и чувства сопричастности, - традиции

предприятия и системы оплаты труда (по 63 % в обоих случаях).

Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности

– функциональных обязанностях - 61 %. Затем снова «социальный» блок –

система социального обеспечения – 60 %, неформальные и формальные правила

поведения в коллективе – по 58 % в каждом случае. Такая информация, как

режим безопасности и коммерческой тайны, техника безопасности, структура и

иерархия предприятия по значимости для новичка менее важны (57, 55 и 51 %%

соответственно).

Табл. 2.1.2 «Распределение респондентов по признаку «за адаптацию

новичка отвечает» (в % % от числа упомянувших)

|ОТВЕТСТВЕННЫЙ |ВСЕГО |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |

| |(АБС)* |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |

|Управляющий |21 |76 |0 |14 |

|персоналом | | | | |

|Линейный |40 |55 |10 |35 |

|менеджер | | | | |

|Руководитель |19 |42 |5 |53 |

|предприятия | | | | |

*Сумма по столбцу менее 100, так как часть респондентов не высказали

суждения по данному поводу

[pic]

Рис. 3.1.3 «Содержание адаптационных программ»

Эффективность участия того или иного должностного лица в адаптации

вновь нанятых падает с количеством иерархических уровней между новым

сотрудником и лицом, отвечающим за адаптацию. Отсюда вывод, что адаптацией

новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых это

деятельность является прямой функциональной обязанностью. Кроме того, к

этой работе следует привлекать тех, кто непосредственно связан с рабочим

местом, на которое взят новичок.

Табл. 3.1.3 «Оценка респондентами эффективности используемых

критериев» (в %% от числа использующих)

|ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |

| |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |

|Результаты выполнения |78 |0 |22 |

|поставленных задач | | | |

|Знания |77 |3 |20 |

|Усвоение функциональных |72 |2 |26 |

|обязанностей | | | |

|Иное |71 |0 |29 |

|Профпригодность |61 |6 |33 |

Наиболее эффективной, с точки зрения респондентов, является оценка

результатов выполнения новыми сотрудниками поставленных задач – 78 % и

реальные знания – 77 %. Кроме того компании считают эффективной оценку

того, насколько новичок усвоил свои функциональные обязанности – 72 %.

[pic]

Рис. 3.1.4 «По итогам адаптационного периода оценивается»

Складывается впечатление, что респонденты смешивают понятия

«испытательный срок» и «адаптационный период». Конечно, они могут совпадать

во времени, но задачи, которые решаются в адаптационном периоде гораздо

шире.

Главной задачей испытательного срока является выяснение того,

насколько новый сотрудник профессионально пригоден и состоятелен как

специалист. Адаптационный период, как правило, имеет более длительный срок,

и его главную задачу можно сформулировать, как налаживание системы

взаимосвязей и взаимозависимостей индивида (новичка) с новой для него

материально-социальной средой, в которой ему предстоит реализовывать себя

как специалисту и личности в течение длительного времени.

2. Подготовка кадров

Организации имеют постоянную потребность в повышении

производительности труда своих работников. Многие организации при этом

заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов

достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и

способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно

также проводить программы систематического обучения и подготовки

работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

Подготовка представляет собой обучение работников навыкам,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты