|Учебные заведения|25 |0 |75 |
|Психологи |23 |31 |66 |
|Консалтинговые |0 |34 |66 |
|фирмы | | | |
Табл.3.3.3 «Оценка респондентами эффективности участия в процедуре
оценки руководителей и иных «оценщиков» (в %% от числа использующих).
Мнение линейных руководителей и руководителей компаний наиболее
объективно (в 73 и 72 %% случаев соответственно). При этом четко
прослеживается картина: чем дальше от компании и оцениваемого индивида
стоит оценщик, тем меньше его эффективность. По оценкам респондентов
эффективность участия в процедуре оценки учебных заведений – 25 %,
психологов – 23 %. Привлечение консалтинговых компаний для оценки персонала
представляется респондентами проблематичным. Два респондента (34 %) оценили
это сотрудничество как неэффективное и четыре компании (66 %) затруднились
его оценить.
[pic] Рис.3.3.4 Периодичность оценки
Информационные функции. Оценка результатов деятельности нужна и для
того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их
работы. При должной постановке этого дела работник узнает, не только
достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его
силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.
Мотивационные функции.
Для руководителя очень важно знать мотивацию работников и уметь
эффективно управлять ею с целью повышения производительности и качества
трудовой деятельности. Люди значительно различаются по степени выраженности
разных потребностей и мотивов. Кроме того, потребности постоянно меняются
в зависимости от большого количества факторов. Исходя из этого, актуальным
является создание системы оценки и формирования мотивации трудовой
деятельности работников предприятия, в которой система оплаты труда займет
свое место в качестве одного из средств побуждения к работе. Данная система
представляется особенно важной в условиях дефицита финансовых средств,
поскольку позволяет максимально эффективно использовать человеческие
ресурсы.
Система оценки и формирования мотивации должна включать в себя
следующие компоненты:
1. Мониторинг реальной мотивации трудовой деятельности работников
различных подразделений.
2. Оценка внутренних и внешних факторов мотивации трудовой
деятельности.
3. Определение влияния трудовой мотивации на различные показатели
трудовой деятельности.
4. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышения
мотивации трудовой деятельности у удовлетворенности работой
различных групп сотрудников.
5. Определение принципов и оптимизация системы оплаты труда с целью
повышения трудовой мотивации.
6. Оценка и контроль эффективности управления мотивацией работников.
Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное
средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников,
администрация может должным образом вознаградить их благодарностью,
зарплатой или повышением в должности. Информационные, административные и
мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е.
информация, ведущая к административному решению о повышении по службе,
должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
В начале 2001 года в отделе маркетинга одной из Санкт-
Петербургских фирм было проведено исследование, целями которого были (33):
- определение заинтересованности работников в совместной
деятельности в фирме,
- выявление работников, недостаточно лояльно относящихся к
фирме, руководству и своим должностным обязанностям,
- оценка целесообразности проведения организационных
мероприятий, направленных на повышение сплоченности команды,
- поиск и использование дополнительных способов мотивирования
сотрудников к трудовой деятельности,
- выбор наиболее эффективных способов управления по отношению
к каждому работнику и к подразделению в целом.
В результате исследования были получены следующие выводы.
1. Сфера интересов и увлечений большинства сотрудников ограничена
преимущественно дружеским общением, семейным отношениями и творческой
деятельностью. Однако данные потребности в полной мере находили свое
удовлетворение только в прошлом.
2. Как правило, базовые потребности сотрудников в настоящее время на
являются вполне удовлетворенными. Их неудовлетворение может приводить к
состоянию повышенной эмоциональной напряженности.
3. В настоящем обнаруживается озабоченность работой, стремление к
успеху, независимости, выгоде и выполнению профессиональных обязанностей.
Однако данные потребности не являются базовыми в структуре личности, а
вызваны скорее внешними обстоятельствами.
4. В будущем отмечается ориентация на удовлетворение тех же
актуальных потребностей, которые возникают в настоящем. Сотрудники часто
ориентированы на профессиональную работу в различных фирмах, однако,
изучаемая фирма, как правило, не входит в их число.
5. Сотрудники считают себя преимущественно друзьями и членами семьи,
но не работниками фирмы, впрочем, как и других фирм. С другими сотрудниками
фирмы они часто проводят свободное время, которое связывает их больше, чем
совместная работа.
6. Работа побуждается актуальными в настоящий момент потребностями
в успехе, независимости, выполнении обязанностей и выгоде. Однако работа не
приносит удовлетворения, поскольку не позволяет в полной мере общаться,
поддерживать дружеские и семейные отношения, обучаться новому и заниматься
творческой деятельностью. Кроме того, представление о собственной работе
никак не связано с фирмой.
7. Фирма и руководство воспринимаются исключительно как условие
карьеры, материального благополучия и источник заработной платы, впрочем,
так же, как и другие фирмы.
8. Другие фирмы в представлении сотрудников являются вполне
реальной альтернативой изучаемой фирме, в такой же мере способной
удовлетворять материальные потребности и обеспечивать карьеру.
Многие сотрудники думают следующим образом:
«Только раньше мне было по-настоящему интересно и хорошо. Мне
хотелось бы вернуться в прошлое, к друзьям, семье и учебе. Настоящее и
будущее наполнены важными, но скучными делами, профессиональными
обязанностями, работой на какой-нибудь фирме. К сожалению, в будущем вряд
ли что-нибудь изменится к лучшему. С фирмой и руководством меня связывает
только возможность карьеры и заработная плата. Другие фирмы ничем не хуже и
не лучше, зарплату можно получать и там. С другими сотрудниками хорошо
общаться только на досуге. Собственный бизнес тоже не для меня».
Мотивирование персонала можно определить как процесс регулирования
системы взаимоотношений работника с материально-социальной средой
(предприятие, рабочее место, коллектив, предмет деятельности, система
управленческих стратегий).
[pic]
Рис. 3.3.5 «Состав компенсационного пакета»
Спектр форм поощрения широк, так как зависит только от фантазии
управляющих. Широк и разброс мнений респондентов об эффективности их
стимулирующего воздействия и затратности.
Табл.3.3.1 «Оценка респондентами составляющих компенсационного
пакета» (в %% от числа использующих)
| |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |ЗАТРУДНИ-ЛИС|
|СОСТАВЛЯЮЩАЯ |ЭФФЕКТИВНОСТИ * | |Ь ОТВЕТИТЬ |
| |Эффекти|Не-эффекти|Дорого |Дешево | |
| |вно |вно | | | |
|Страхование |50 |11 |33 |5 |39 |
|Ссуды |47 |9 |24 |15 |40 |
|Обучение |41 |7 |22 |5 |50 |
|Питание |37 |8 |18 |14 |53 |
|Туристические |37 |12 |25 |0 |50 |
|путевки, отдых, | | | | | |
|оплата бензина и| | | | | |
|др. | | | | | |
|Оплата проезда |36 |11 |12 |20 |52 |
|на общественном | | | | | |
|транспорте | | | | | |
|Медицинское |33 |12 |21 |29 |50 |
|обслуживание | | | | | |
|Оплата жилья |0 |0 |33 |0 |67 |
* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и
затратность) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали
своего суждения по данному поводу.
Если применить комплексную оценку по признаку «эффективно-дешево»,
то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание
и выдача ссуд. На втором – оплата проезда. Далее, в порядке убывания, -
страхование, питание, обучение и др.
Обращает на себя внимание и то, что оценка эффективности и
затратности компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма
значительной части респондентов (от 39 до 67 %% от числа использующих по
различным их составляющим).
По данным таблицы 2.3.2, эффективность мер морального поощрения,
подкрепленных знаками внимания, очень высока. Отметим, что доля
респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала
гораздо ниже (от 17 до 33 %%, практикующих ту или иную форму поощрения),
чем попавших в это же положение при оценке компенсационного пакета (от 39
до 67 %).
Табл. 2.3.2 «Оценка респондентами иных форм поощрения и
стимулирования персонала» ( в %% от числа использующих)
| |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |ЗАТРУДНИ-ЛИС|
|СОСТАВЛЯЮЩАЯ |ЭФФЕКТИВНОСТИ * | |Ь ОТВЕТИТЬ |
| |Эффекти|Не-эффекти|Дорого |Дешево | |
| |вно |вно | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13