и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации
наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика
Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
3.2.1 Теория Абрахама Маслоу
Одним из первых исследователей, из работ которого руководители узнали о
сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам
Маслоу.
В своей классической работе \"Иерархия потребностей\" Абрахам Маслоу в общих
чертах наметил целостную теорию мотивации.
Основываясь главным образом на своем клиническом опыте, он считал, что
мотивирующие потребности человека можно расположить в иерархическом
порядке. По существу он полагал, что если потребности определенного уровня
удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы
мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более
высокий уровень потребностей.
В своей иерархии потребностей Маслоу выделил пять уровней, а именно:
1. Физиологические потребности. Самый первый, базовый уровень в иерархии
— физические потребности, соответствующие врожденным первичным
потребностям, которые обсуждались выше. Примерами могут служить голод,
жажда, сон и секс. В соответствии с теорией, как только эти
потребности удовлетворены, они перестают мотивировать человека.
Например, голодный человек уйдет стараться получить морковку, которая
находится в пределах досягаемости. Однако, съев ее, человек не станет
стремиться достать еще одну, и потребуется мотивация на более высоком
уровне потребностей.
2. Потребность в безопасности. Этот уровень потребностей приблизительно
соответствует мотиву безопасности. Маслоу выделяет как эмоциональную,
так и физическую безопасность. Весь организм может стать механизмом
поиска безопасности. И все-таки, как и в случае с физиологическими
потребностями, если потребность в безопасности удовлетворена, она
перестает быть мотивирующим фактором.
3. Потребность в любви. Третий, средний уровень потребностей, в общем,
соответствует потребностям в любви и принадлежности. Как и Фрейда,
Маслоу обвиняют в неудачном выборе слов при определении уровней.
Использование им слова «любовь» имеет много вводящих в заблуждение
коннотаций, таких, например, как секс, который в действительности
является физиологической потребностью. Возможно, более подходящими
понятиями для обозначения этого уровня были бы «потребность в
принадлежности» или «социальные потребности».
4. Потребность в уважении. Уровень потребности в уважении включает более
высокие потребности человека. Как составные этого уровня могут
рассматриваться потребности во власти, достижениях и статусе. Маслоу
обращает особое внимание на то, что уровень признания включает как
самоуважение, так и уважение со стороны других людей.
5. Потребность в самовыражении. Этот уровень представляет кульминацию
всех низших, средних и высших потребностей человека. Люди, добившиеся
возможности самовыражения, реализовали свой потенциал. В сущности,
самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к
преобразованию восприятия самого себя в реальность.
По теории Маслоу потребности нижних уровней требуют удовлетворения и,
следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации
начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный
момент человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая
для него является более важной или сильной.
Теория А. Маслоу нашла широкое применение в управлении. Руководители
разных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким
спектром их потребностей. Для того, чтобы мотивировать конкретного
человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его
важнейшие потребности посредством такого образа действий, который
способствует достижению целей всей организации.
3.2.2 Теория потребностей МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд, взяв за основу иерархию потребностей А. Маслоу,
построил собственную модель мотивации, сделав основной упор на потребности
высших уровней. Ориентацию на потребности высших уровней он объяснял тем,
что потребности низших уровней в современном мире уже практически
удовлетворены. МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности:
власти, успеха и причастности. Понятия власти и успеха в рамках пирамиды
Маслоу находятся где-то посередине между потребностью в уважении и
потребностью в самовыражении.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей.
Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и
энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать
первоначальные позиции. Таких людей часто привлекают на руководящие
должности, поскольку реализация потребности власти дает возможность
получать эффективные результаты в самом производственном процессе и в
управлении коллективом.
Потребность успеха, по МакКлелланду, удовлетворяется не провозглашением
успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом
доведения работы до успешного завершения.
Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят
ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за
поиск решения проблемы, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне
конкретно. Таким образом, чтобы мотивировать людей с потребностью успеха,
надо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью
неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать
инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их
в соответствии с достигнутыми результатами.
Потребность в причастности, по МакКлелланду, схожа с мотивацией по Маслоу.
Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских
отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью
причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им
обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять
атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя
им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
3.2.3 Двухфакторная теория Герцберга
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг разработал еще одну модель
мотивации, основанную на потребностях. Проведя опрос 200 инженеров и
проанализировав ответы на два вопроса: \"Можете ли Вы описать подробно,
когда после выполнения служебных обязанностей Вы чувствовали себя особенно
хорошо?\" и \"Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения
служебных обязанностей Вы чувствовали себя особенно плохо?\", он пришел к
выводу, что все полученные ответы можно подразделить на две категории,
которые он назвал \"гигиеническими факторами\" и \"мотивацией\" (таблица 2).
Согласно теории Герцберга, гигиенические факторы связаны с окружающей
средой, в которой осуществляется работа. При отсутствии или
недостаточности гигиенических факторов у человека возникает
неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не
вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на
что-либо.
Таблица 2 - Двухфакторная теория Герцберга
+------------------------------------------------------------------------+
| Гигиенические факторы | Мотиваторы |
|------------------------------------------+-----------------------------|
| Политика компании и ее администрирование | Достижения |
| | |
| Технический надзор | Признание |
| | |
| Зарплата | Работа как таковая |
| | |
| Межличностные отношения с начальником | Ответственность |
| | |
| Условия работы | Продвижение |
+------------------------------------------------------------------------+
Мотивация, в свою очередь, связана с характером и сущностью работы. В
отличие от гигиенических факторов, отсутствие или неадекватность мотивации
не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере
вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности
деятельности.
В практике управления теория Герцберга нашла применение в виде
программ \"обогащения труда\". Эти программы учитывали и гигиенические, и
мотивирующие факторы и перестраивали и расширяли работу таким образом,
чтобы она приносила больше удовлетворения и вознаграждений ее
непосредственному исполнителю.
Для того, чтобы использовать теорию Герцберга в мотивационном менеджменте
наиболее эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и,
особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим
определить и указать то, что они предпочитают.
Основные характеристики моделей Маслоу, МакКлелланда и Герцберга
сопоставлены в таблице 3.
Таблица 3 - Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелелнда и Герцберга
+-----------------------------------------------------------------------+
| Теория Маслоу |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют |
| пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в |
| соответствии с приоритетом. |
| |
| 2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная |
| потребность иерархической структуры. |
| |
| 3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее |
| воздействие прекращается |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Теория МакКлелланда |