|-----------------------------------------------------------------------|
| 1.Три потребности, мотивирующие человека — это потребность власти, |
| успеха и принадлежности (социальная потребность) |
| |
| 2. Сегодня особенно важны зги потребности высшего порядка, поскольку |
| потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены |
+-----------------------------------------------------------------------+
Продолжение таблицы 3
+-----------------------------------------------------------------------+
| Теория Герцберга |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации. |
| |
| 2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться |
| неудовлетворению работой |
| |
| 3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших |
| уровней у Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение |
| человека |
| |
| 4. Для того чтобы аффективно мотивировать подчиненных, руководитель |
| должен сам вникнуть в сущность работы |
+-----------------------------------------------------------------------+
3.3 Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации анализируют то, как человек распределяет
усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид
поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей,
но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно
процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его
восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных
последствий выбранного ими типа поведения.
3.3.1 Теория ожиданий
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной
потребности не является единственным необходимым условием мотивации
человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться
на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к
удовлетворению или приобретению желаемого.
Согласно этой теории ожидания рассматриваются как оценка конкретной
личностью вероятности определённого события.
В мотивационном менеджменте рассматривают три фактора теории
ожиданий:
а) ожидания в отношении затрат труда - результатов (З-Р) - это
соотношение между затраченными усилиями и полученным результатом. Если
прямой связи между ними нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет
ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной
самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного
обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для
выполнения поставленной задачи;
б) ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р-В) - это ожидания
определенного вознаграждения в ответ на достигнутый уровень результатов.
Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами
и желаемым поощрением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.
Кроме того, практика показывает, что если человек уверен, что достигнутые
результаты будут вознаграждены, но при разумных затратах усилий ему этих
результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет ослабевать.
Фактор вкладываемых усилий необходимо учитывать.
в) валентность (ценность) поощрения или вознаграждения - это
предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения,
возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Если
валентность низка, то мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.
Если значение любого из этих трех критически важных для определения
мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки
результаты. Соотношение этих факторов можно выразить следующей
формулой:
Мотивация = (З-Р) х (Р-В) х Валентность
3.3.2 Теория справедливости
Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют
отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем
соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную
работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то
возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать
этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости
исправить дисбаланс.
Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив
уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого
вознаграждения.
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в
том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают
справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность
труда.
3.3.3 Модель Портера-Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную
теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории
справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные
усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень
удовлетворения.
Взаимозависимость между удовлетворенностью и трудовой деятельностью
конкретно была рассмотрена лишь в модели мотивации Портера и Лоулера, т.е
введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами -
человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за
достигнутые результаты.
Модель Портера-Лоулера предполагает - и это ее самое существенное отличие
от традиционного понимания, - что выполнение работы ведет к
удовлетворенности.
Согласно модели Портера-Лоулера результаты, достигнутые сотрудником,
зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных
особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе
труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности
вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной
связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. В соответствии с
теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени
справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты.
Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с
учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько
ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие
человеком будущих ситуаций.
Модель Портера-Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она
показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи
причинно-следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно
объединить такие понятия как усилия, способности, результаты,
вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой
взаимоувязанной системы.
В современной обстановке научно-технического прогресса, высокого
образовательного уровня работников, менеджеры, зная основы рассмотренных
теорий мотивации и применяя на практике в управлении и производственной
деятельности различные их методы сообразно конкретной производственной
ситуации, можно добиться максимальной эффективности в достижении
результатов.
4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Количественная оценка экономической эффективности инвестиций выражается
соотношением прибыли и вложенного в дело капитала (рентабельность) или
капитала и прибыли (срок возврата капитала).
Если рентабельность инвестиций выше процентной ставки банка, то это
свидетельствует о целесообразности осуществления инвестиционного проекта.
Если рентабельность ниже, то лучше деньги положить в банк и ожидать
дивиденды.
Есть два подхода к расчету эффективности инвестиций: первый - метод
расчета народнохозяйственной экономической эффективности, который
применялся в плановой директивной экономике. Срок окупаемости
рассчитывается путем деления капиталовложений на наибольшую годовую
прибыль. Такой расчет эффективности производится в статике, не учитывается
динамика притока и оттока наличности.
Методология обоснования инвестиционных проектов в рыночной экономике
базируется на дисконтировании потоков денежной наличности. Дисконт - это
коэффициент уменьшения стоимости во времени, зависящий от процентной
ставки по кредитам.
Абсолютные цифры капиталовложений и доходов последующих лет несопоставимы,
их необходимо дисконтировать. Дисконтированная разница оттока и притока
наличности, накопленная за период функционирования проекта, называется
чистой текущей стоимостью (ЧТС).
Вычисление срока окупаемости инвестиционного проекта по динамике притока и
оттока наличности с учетом внутренней нормы рентабельности капитала
является общепринятой мировой практикой рыночной экономики. В странах СНГ
на переходном этапе развития экономики экономическое обоснование
инвестиций осуществляется по методологии ЮНИДО.
5 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Финансовый план является основным разделом инвестиционного проекта; для
технико-экономического обоснования инвестиционного проекта финансовый план
должен содержать следующие исходные данные:
* стоимость инвестиций;
* цену реализации изделия (продукции);
* переменные и постоянные издержки производства;
* план производства по годам реализации проекта;
* процентные ставки по кредитам;
* налоговые ставки, предусмотренные законодательством.
Основные финансовые показатели, которые нужно рассчитать при обосновании
инвестиционных проектов:
* основной, оборотный, собственный и заемный капитал;
* себестоимость одного изделия и всей продукции;
* объем продаж в натуральном и стоимостном выражении;
* финансовые издержки:
* прибыль по изделию и всему объему производства;
* финансовую независимость предприятия;
* рентабельность капитала;
* прибыльность продаж;
* внутреннюю норму рентабельности;
* чистую текущую стоимость;
* финансовый профиль проекта;
* точку безубыточности проекта;
* срок возврата капитала;
* поток наличности (сальдо);
* чувствительность проекта.
3