Билеты по философии (БрГТУ)

2. Этап вещественно - субстратного представления о материи.

Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их

свойств, в том числе свойством неделимости.

3. Этап философско - гносеологического представления о материи.

4. Этап философского субстанциально - аксиологического

представления о материи. Происходит личностное понимание

материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать

разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть

причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям

"вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских

понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень

важно, например, установить критерии физического существования, в том

числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов.

В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией,

социологией, гуманитарными науками.

13. Объективная непрерывность пространства и времени и их

прерывность обуславливают движение материи, которое является основным

способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой -

относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение

вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения

вещей и процессов и их изменения.

Свойства движения:

o Объективность (независимость существования от сознания

человека);

o Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как

способу существования материи);

o Несотворимость и неуничтожимость;

o Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется

всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что

всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен,

относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он

включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным

движением.

Существуют следующие формы движения:

o Пространственное перемещение;

o Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие

заряженных частиц;

o Гравитационная;

o Сильное (ядерное) взаимодействие;

o Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

o Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и

атомов);

o Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках,

слоях земной коры и т. д. );

o Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на

клеточном уровне и т. д. );

o Социальная (процессы, происходящие в обществе).

14. Пространство и время являются важнейшими свойствами материи.

Пространство характеризуется протяжённостью протяжённость и

структурностью материальных объектов в их соотношении с другими

образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью

существования материальных образований в их соотношении с другими

материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на

вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к

материи. По этому вопросу существует 2 точки зрения:

o Субстанциональная концепция - пространство и время -

самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и

независимо от неё (Демокрит, Ньютон);

o Релятивистская концепция - пространство и время - не

самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые

взаимодействующими материальными объектами. ( Аристотель,

Лобачевский, Риман, Эйнштейн).

Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

Основными свойствами пространства являются: протяжённость,

однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений),

трёхмерность.

Основные свойства времени: длительность, однородность (равноправие

всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым

образом в макромире, микромире, мегамире, в живой природе и в социальной

действительности.

15. Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и

первоначально оно означало искууство вести беседу, спор. Развивал это

понятие Платон.

Диалектика - это теория познания действительности, учение о

единстве мира и всеобщих законов развития природы, общества и мышления.

Существует 3 формы диалектики:

1) стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Сократ).

2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии

(Кант, Шеллинг, Гегель)

3) материалистическая диалектика (Маркс).

Принципы диалектики:

1) принцип всеобщей связи.

Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые

имеют место во всех областях материального и духовного мира.

Типы связей:

-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и

многообразие;

-системные - выражают принцип системности (система и элемент);

-причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие,

случайность и необходимость, возможность и действительность);

-связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей

обусловленности явлений материального и духовного мира.

2) принцип развития.

Развитие - это вегда качественное изменение вещей, это движение от

низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали,

каждый виток которой расширяется кверху. Развитие и механическое

движение являются противоположностями, составляющими содержание движения

как всякого изменения. Нет и не может быть развития вне или без

движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший

признак развития - необратимость, другой признак - направленность

(изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и

регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным,

гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным.

16. Законы материалистической диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие

противоположности и противоречия. Виды противоречий.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через

категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые

коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ.

друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло,

верх и низ).

Противоположности применяются:

1. в науке (положительное, отрицательное),

2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность,

содержание и форма),

3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная

истина).

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают

друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать

друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия

противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета ,

явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое

состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми

противоположностями.

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию

предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности.

Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает

жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не

материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые существуют

между классами, группами, слоями, интересы которых различные,

взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные

антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами

предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями

(пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами

предмета (пр. производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий

важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии

предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему

значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии

предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние

противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют

его).

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями,

которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие

дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды

противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их

разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник

развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество – свойство предмета - такие черты и особенности

предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с

другими предметами; структура предмета, которая связана со свойствами

предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких

элементов); функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты