деятельности.
Гносеологические функции практики:
базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную
информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;
детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от
нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение
нового знания и его преобразование;
критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;
целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,
что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и
непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение
истинного знания [1, 74-78].
Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:
информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные
данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории,
методы; познание является средством практической деятельности;
проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы
таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть
без науки, вне ее;
регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает
управление практикой, практическими действиями.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на
друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны
противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут
приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из
сторон может отставать от развития другой, что является естественным
выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может
вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и
теории, и практики.
21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы
теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо
форм существования истины.
В философии существуют следующие концепции истины:
1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение
предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из
концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах.
2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие
одних знаний другим.
3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для
человека.
4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает
большинство.
5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это
процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны,
а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно
познать этот мир.
6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по
содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это
значит, что содержание человеческих представлений не зависит от
субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В
идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и
абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников
субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности
как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей
стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе
человечество располагает относительной истиной - приблизительно
адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание
каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина -
такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может
быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная
истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина
складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не
в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а
заключается в практике.
22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с
точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку
функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении
действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют
как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно
только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это
противопоставление становится относительным, так как сознание - не
самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и
материей существуют:
1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на
определённой ступени её развития.
2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны
между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель
сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания
тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
В гносеологическом плане сущностью сознания является его
идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы
не обладают ни свойствами отражения объектов, ни свойствами нервных
процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть
отражение действительности формы знаний, эмоций, воли, видов и способов
практической деятельности человека. Идеальное характеризует сущность
сознания в отношении к материи, образно говоря, это предмет, отчуждённый
от самого себя. Таким образом, идеальное есть материальное,
преобразованное мозгом. Материя - объективная реальность, сознание -
субъективная (идеальная) реальность.
Все явления, объекты, процессы в окружающем мире постоянно
взаимодействуют, вызывая друг в друге изменения, оставляя след и тем
самым запечатлевают себя. Эта способность воспроизводить свойства систем
при взаимодействии называется отражением. Это всеобщее свойство материи.
Формы отражения:
1) в неживой природе - простейший тип отражения - след, отпечаток.
2) в живой природе - раздражимость, чувствительность.
3) на социальном уровне - сознание - высшая форма психического
отражения действительности как специфический человеческий способ бытия в
мире и взаимодействие с ним.
С диалетико - материалистической точки зрения сознание возникло как
функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием
труда и речи. Рука как орган труда учила голову думать. Логика действий
фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.
Источники сознания:
1) внешний предметный и духовный мир
2) социокультурная среда, общие понятия, социальные и нравственные
нормы, идеалы, знания.
3) духовный мир индивида, его опыт, способность трудиться.
4) мозг человека, его физиологическое и химикобиологическое
состояние.
5) космическое информационно - смысловое поле - гипотеза: мозг -
космическая система, берущая энергию непосредственно со Вселенной,
причём позже механизм захвата этой энергии- 2 канала связи: механический
и информационный.
Реальное сознание обнаруживается при помощи речи в языках.
Физиологический механизм образования речи - условно рефлекторный. Мысль
- идеальный образ предметов и явлений, мир всегда обликается в
материальную оболочку - слова или заменяющие их знаки. Мысли передаются
при помощи языка, т. е. язык - средство общения и орудие мышления. Речь
- это деятельность, процесс обмена мыслями с помощью языка. Сознание не
может проявиться вне общества и независимо от него, оно функция не
только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи
23. Существуют различные историко – философские проблемы сознания.
В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или
иную эпоху менялось и понимание сознания.
В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении
внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание
определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые
существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект
оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске.
Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность
на объект.
В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание
о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и
страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание –
это центр между первым и вторым, т. е. это способность воспроизвести
переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности
человека. – геоцентрическое мировоззрение.
В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,
царём природы, опираясь на свой Разум. Человек был объявлен началом и
причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и
возможность мира. Человек своей деятельностью творит мир. Сознание
представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы
того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо
идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в
утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. является
самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально
рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так
как сознание тождественно предметному миру.
В настоящее время под сознанием понимают высшую форму отражения
действительного мира; свойственную только людям и связанную с речью
функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном регулировании и
самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его
существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку,
а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей
человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы.
Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10