Билеты по философии (БрГТУ)

деятельности.

Гносеологические функции практики:

базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную

информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от

нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение

нового знания и его преобразование;

критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,

что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и

непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение

истинного знания [1, 74-78].

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные

данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории,

методы; познание является средством практической деятельности;

проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы

таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть

без науки, вне ее;

регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает

управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на

друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны

противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут

приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из

сторон может отставать от развития другой, что является естественным

выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может

вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и

теории, и практики.

21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы

теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо

форм существования истины.

В философии существуют следующие концепции истины:

1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение

предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из

концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах.

2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие

одних знаний другим.

3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для

человека.

4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает

большинство.

5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это

процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны,

а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно

познать этот мир.

6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по

содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это

значит, что содержание человеческих представлений не зависит от

субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В

идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и

абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников

субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности

как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей

стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе

человечество располагает относительной истиной - приблизительно

адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание

каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина -

такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может

быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная

истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина

складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не

в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а

заключается в практике.

22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с

точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку

функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении

действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют

как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно

только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это

противопоставление становится относительным, так как сознание - не

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и

материей существуют:

1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на

определённой ступени её развития.

2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны

между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель

сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания

тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

В гносеологическом плане сущностью сознания является его

идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы

не обладают ни свойствами отражения объектов, ни свойствами нервных

процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть

отражение действительности формы знаний, эмоций, воли, видов и способов

практической деятельности человека. Идеальное характеризует сущность

сознания в отношении к материи, образно говоря, это предмет, отчуждённый

от самого себя. Таким образом, идеальное есть материальное,

преобразованное мозгом. Материя - объективная реальность, сознание -

субъективная (идеальная) реальность.

Все явления, объекты, процессы в окружающем мире постоянно

взаимодействуют, вызывая друг в друге изменения, оставляя след и тем

самым запечатлевают себя. Эта способность воспроизводить свойства систем

при взаимодействии называется отражением. Это всеобщее свойство материи.

Формы отражения:

1) в неживой природе - простейший тип отражения - след, отпечаток.

2) в живой природе - раздражимость, чувствительность.

3) на социальном уровне - сознание - высшая форма психического

отражения действительности как специфический человеческий способ бытия в

мире и взаимодействие с ним.

С диалетико - материалистической точки зрения сознание возникло как

функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием

труда и речи. Рука как орган труда учила голову думать. Логика действий

фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

Источники сознания:

1) внешний предметный и духовный мир

2) социокультурная среда, общие понятия, социальные и нравственные

нормы, идеалы, знания.

3) духовный мир индивида, его опыт, способность трудиться.

4) мозг человека, его физиологическое и химикобиологическое

состояние.

5) космическое информационно - смысловое поле - гипотеза: мозг -

космическая система, берущая энергию непосредственно со Вселенной,

причём позже механизм захвата этой энергии- 2 канала связи: механический

и информационный.

Реальное сознание обнаруживается при помощи речи в языках.

Физиологический механизм образования речи - условно рефлекторный. Мысль

- идеальный образ предметов и явлений, мир всегда обликается в

материальную оболочку - слова или заменяющие их знаки. Мысли передаются

при помощи языка, т. е. язык - средство общения и орудие мышления. Речь

- это деятельность, процесс обмена мыслями с помощью языка. Сознание не

может проявиться вне общества и независимо от него, оно функция не

только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи

23. Существуют различные историко – философские проблемы сознания.

В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или

иную эпоху менялось и понимание сознания.

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении

внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание

определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые

существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект

оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске.

Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность

на объект.

В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание

о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и

страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание –

это центр между первым и вторым, т. е. это способность воспроизвести

переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности

человека. – геоцентрическое мировоззрение.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,

царём природы, опираясь на свой Разум. Человек был объявлен началом и

причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и

возможность мира. Человек своей деятельностью творит мир. Сознание

представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы

того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо

идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в

утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. является

самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально

рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так

как сознание тождественно предметному миру.

В настоящее время под сознанием понимают высшую форму отражения

действительного мира; свойственную только людям и связанную с речью

функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и

самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его

существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку,

а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей

человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы.

Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты