Билеты по философии (БрГТУ)

объективного мира.

24. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как

духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое

преобразование действительности. Творческая деятельность сознания тесно

связана с практической деятельностью человека и с потребностями,

возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове

человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и

нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ

предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается

результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего

совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего

проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность,

составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы

ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

способности мысленного преобразования вещей в соответствии с

общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения

целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому

совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит

неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,

необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены

общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но

человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. В сознании людей возникают и

верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам

и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной

способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого

характера сознания является необходимым требованием понимания

человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с

действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные

люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на

человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи

следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное,

в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через

практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”. Сознание невозможно

вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира:

отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект

должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в

контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-

человечески. Таким образом, мы видим, что сознание не может

существовать вне общества. Общество есть материально-идеальная

реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств,

нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание

общественного сознания и образует духовную реальность, выступает

составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию

отдельного индивида.

25. Природа человека – предельно широкое понятие, это уникальное в

своей противоречивости единство материального и духовного, природного и

социального. Человек способен осознать противоречивость своей природы,

понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам – миру свободы и миру

необходимости. Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не

уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он,

даже поступая жестоко, делает это по – человечески. Человечность – это

нравственная характеристика человека, она отличается от понятия

человеческого. Человеческое – это жизнь, данная вместе с её осознанием.

Природа человека предполагает осознание противоречия своего

существования как собственного внутреннего конфликта и стремление его

преодолеть. Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они

сводятся к двум:

. Регрессивный путь – возврат к животной жизни, к предкам, к

природе, погружение в первичную коллективность.

. Прогрессивный путь – путь собственного бытия, на котором человек

обретает свою сущность.

Взаимодействие биологического и социального – вопрос о природе

человека. Существует две позиции по этому вопросу:

Природа человек биосоциальна. Биологическую природу человека определяет

совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду. Причём на

многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние

могут оказывать социальные факторы. Биологически предопределены у человека

возрастные периоды – детство, взрослость, старость. Но и на их

продолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, при

разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из

детского во взрослое состояние. Физические различия, существующие между

людьми, определены биологическими различиями (различия между полами, цвет

кожи, глаз, строение тела и др.).

Природа человека всецело социальна. Социальное в человеке – это прежде

всего орудийно – производственная деятельность, коллективистские формы

жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление,

общественная и политическая деятельность. Человек не может существовать вне

других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми

выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у

человека мышления. В современной жизни умственные способности обеспечивают

человеку его благополучие, существование и функционирование научных,

производственных и социальных институтов.

Как соотносится биологическое и социальное при определении природы и

сущности человека? Только в единстве. Без биологических предпосылок трудно

было бы себе представить появление гомоноидов, но без социальных условий

невозможно было становление человека.

В чём состоит смысл жизни человека? – в решении этого вопроса

прежде всего необходимо определить самоценность и самоцельность

человеческой жизни, которая предстаёт не случайной и не бессмысленной,

так как индивид, личность рассматриваются не сами по себе, но и как

часть целого – человеческого общества. Маркс отмечал, что индивид есть

общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни является

проявлением и утверждением общественной жизни. От всех других живых

существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей

индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой,

исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватно

существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс,

«сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая

неудовлетворённость, нереализуемость содержат в себе побудительные

причины творческой деятельности, не заключённые в непосредственных её

мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека –

всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в

историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл

личности и общества в целом. Совпадение, единство личного и

общественного, т. е. мера этого единства, неодинаковая на разных этапах

истории и в разных общественно – экономических формациях, и определяет

ценность человеческой жизни.

26. Практика – это способ включения человека в окружающий его

природный и социальный мир путём активного преобразования объективно

существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое,

ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её

помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с

неживой и живой природой, с социальной действительностью, его

включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается

сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория

практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке

во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной

особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире

является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной

реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в

единстве субъект – объектных и субъект – субъектных отношений, она

представляет собой всегда общественную деятельность. Практика

предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего

существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в

мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:

1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно

созданных орудий и средств.

2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.

3) Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов

сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической

деятельности.

Формы практической деятельности:

. Производственная практика (материальная производственная

деятельность) – форма практической деятельности, лежащая в

основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в

целом;

. Социальная практика (перестройка) – носит революционный характер

и направлена на реальное практическое преобразование условий

нашей жизни, общественных отношений, самих людей;

. Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную

производительную силу, средство управления социальными

процессами;

. Техническая деятельность – представляет собой важнейший элемент

производительных сил, определяющих характер и содержание способа

производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты