объективного мира.
24. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как
духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое
преобразование действительности. Творческая деятельность сознания тесно
связана с практической деятельностью человека и с потребностями,
возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове
человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и
нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ
предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается
результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего
совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего
проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.
Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность,
составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы
ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть
способности мысленного преобразования вещей в соответствии с
общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения
целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому
совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит
неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,
необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены
общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но
человеческая мысль способна не только отражать непосредственно
существующее, но и отрываться от него. В сознании людей возникают и
верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам
и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной
способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого
характера сознания является необходимым требованием понимания
человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с
действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные
люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на
человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи
следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное,
в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через
практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.
Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и
общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,
овладевая массами, становятся “материальной силой”. Сознание невозможно
вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира:
отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект
должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в
контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-
человечески. Таким образом, мы видим, что сознание не может
существовать вне общества. Общество есть материально-идеальная
реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств,
нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание
общественного сознания и образует духовную реальность, выступает
составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию
отдельного индивида.
25. Природа человека – предельно широкое понятие, это уникальное в
своей противоречивости единство материального и духовного, природного и
социального. Человек способен осознать противоречивость своей природы,
понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам – миру свободы и миру
необходимости. Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не
уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он,
даже поступая жестоко, делает это по – человечески. Человечность – это
нравственная характеристика человека, она отличается от понятия
человеческого. Человеческое – это жизнь, данная вместе с её осознанием.
Природа человека предполагает осознание противоречия своего
существования как собственного внутреннего конфликта и стремление его
преодолеть. Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они
сводятся к двум:
. Регрессивный путь – возврат к животной жизни, к предкам, к
природе, погружение в первичную коллективность.
. Прогрессивный путь – путь собственного бытия, на котором человек
обретает свою сущность.
Взаимодействие биологического и социального – вопрос о природе
человека. Существует две позиции по этому вопросу:
Природа человек биосоциальна. Биологическую природу человека определяет
совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду. Причём на
многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние
могут оказывать социальные факторы. Биологически предопределены у человека
возрастные периоды – детство, взрослость, старость. Но и на их
продолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, при
разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из
детского во взрослое состояние. Физические различия, существующие между
людьми, определены биологическими различиями (различия между полами, цвет
кожи, глаз, строение тела и др.).
Природа человека всецело социальна. Социальное в человеке – это прежде
всего орудийно – производственная деятельность, коллективистские формы
жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление,
общественная и политическая деятельность. Человек не может существовать вне
других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми
выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у
человека мышления. В современной жизни умственные способности обеспечивают
человеку его благополучие, существование и функционирование научных,
производственных и социальных институтов.
Как соотносится биологическое и социальное при определении природы и
сущности человека? Только в единстве. Без биологических предпосылок трудно
было бы себе представить появление гомоноидов, но без социальных условий
невозможно было становление человека.
В чём состоит смысл жизни человека? – в решении этого вопроса
прежде всего необходимо определить самоценность и самоцельность
человеческой жизни, которая предстаёт не случайной и не бессмысленной,
так как индивид, личность рассматриваются не сами по себе, но и как
часть целого – человеческого общества. Маркс отмечал, что индивид есть
общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни является
проявлением и утверждением общественной жизни. От всех других живых
существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей
индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой,
исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватно
существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс,
«сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая
неудовлетворённость, нереализуемость содержат в себе побудительные
причины творческой деятельности, не заключённые в непосредственных её
мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека –
всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в
историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл
личности и общества в целом. Совпадение, единство личного и
общественного, т. е. мера этого единства, неодинаковая на разных этапах
истории и в разных общественно – экономических формациях, и определяет
ценность человеческой жизни.
26. Практика – это способ включения человека в окружающий его
природный и социальный мир путём активного преобразования объективно
существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое,
ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её
помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с
неживой и живой природой, с социальной действительностью, его
включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается
сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория
практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке
во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной
особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире
является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной
реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в
единстве субъект – объектных и субъект – субъектных отношений, она
представляет собой всегда общественную деятельность. Практика
предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего
существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в
мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:
1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно
созданных орудий и средств.
2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.
3) Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов
сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической
деятельности.
Формы практической деятельности:
. Производственная практика (материальная производственная
деятельность) – форма практической деятельности, лежащая в
основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в
целом;
. Социальная практика (перестройка) – носит революционный характер
и направлена на реальное практическое преобразование условий
нашей жизни, общественных отношений, самих людей;
. Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную
производительную силу, средство управления социальными
процессами;
. Техническая деятельность – представляет собой важнейший элемент
производительных сил, определяющих характер и содержание способа
производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10