устройств, созданных человеком – артефактов.
27. Общество – открытая, материальная система, развивающаяся на
основе объективных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их
социальной организации. В основе общественного развития, по Марксу,
лежит способ производства. Общество рассматривается в двух аспектах:
1. система связей и отношений, в которой и посредством которой люди
взаимодействуют между собой и природой и осуществляют свою
жизнедеятельность.
2. Особая форма интеграции индивидов, приобретающая системность,
относительную самостоятельность и регулирующая отношения людей.
Общество есть подсистема объективной реальности, включающая в себя
структурные, функциональные и динамические связи.
Понятие общественно – экономической формации:
Маркс открыл некий новый общественный тип, названный общественно –
экономической формацией. Маркс провёл научное членение исторического
процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из
общественно- экономических формаций. В результате вся история
человечества предстала как закономерный процесс развития и смены
общественно- экономических формаций, ступеней этой истории. Как всякое
научное понятие, понятие формации есть отражение реальности, но взятой
на уровне сущности, а не её многообразных проявлений. Общественно-
экономическая формация – это конкретно- исторический тип общества,
взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в
соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация –
целостная система. В формацию входят производительные силы и
производственные отношения, которые и составляют её материальную основу.
В формацию также входят определённые социальные субъекты, представленные
различными историческими формами общности людей: родами и племенами,
сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и
общественными организациями. Марксистская теория
естественноисторического развития общественно – исторических формаций
придаёт очень большое значение проблеме развития техники и
производительных сил в целом. Ведь именно их совершенствование
определяет в конечном счёте необходимость перехода от одной формации к
другой. Каждой формации присущи свои качественные особенности, в то же
время у различных формаций имеются сходные черты. Так, например, все
антагонистические формации основаны на эксплуатации. Общие черты имеются
и у социалистического общества с предшествующими формациями
(капитализмом).
28. Взгляды на прошлое и будущее человечества, на его движущие силы
и законы вылились в следующие философские концепции:
. Теологический подход – сложился в средние века – человеческая
история есть борьба двух враждебных царств – светского и
божьего. Главная движущая сила истории – внеисторическое
божественное поведение.
. Метафизический подход – считает движущей силой истории
трансцендентальную закономерность или судьбу. Судьба – высшая
сила в виде природы и её закономерности, это предопределённость
событий и поступков.
. Идеалистический подход – исходит из того, что основа истории –
идеи, т. е. общество развивается благодаря наличию идей.
. Натуралистический поход – основа истории – природа человека
(побуждения и страсти) и среда обитания человека.
. Психологизм – общество конструируется по образу и подобию
индивида, т. е. общество – некий организм, который развивается
по определённым законам. По Фрейду главными инстинктами человека
являются эрос (жизни) и тонакос (смерти). Их борьба лежит в
основе социального бытия.
. Диалектико-материалистическая концепция – движущие силы истории
– экономические отношения.
. Цивилизационный подход – исторический процесс – процесс развития
культуры. Культура включает в себя следующие элементы: язык,
ценности (наиболее значимые потребности, желания и интересы
людей), идеалы (высшие цели), нормы (требования к человеку),
обычаи (неписаные правила поведения), традиции (элементы
социального и культурного наследия) и обряды (совокупность
стереотипных действий, вызывающих определённые чувства).
Особенности культуры: выступает связующим звеном между природой и
обществом, включает в себя результаты материального и духовного
производства.
29. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет
основу материалистического понимания общества.
Формация - определенный тип общества, цельная соц. система,
развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа
производства по своим законам.
Законы: общие и специфические.
Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об
определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному
сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном
развитии).
Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких
формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).
Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая
формация имеет базис и надстройку.
Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.
Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и
идеологических отношений.
Основными категориями формационного подхода является способ
производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями
высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр
развития общества и формационный подход дополняется двумя другими:
цивилизационным и культурологическим.
Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к
высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства,
который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те
в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в
некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные
силы смогут развиваться и после изменения капиталистических
производственных отношений.
Цивилизационный подход.
Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими
закономерностями, которые не сводятся к закономерностям
функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.
Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества
или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей
жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности.
Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей
уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие,
обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации
передаются с помощью термина культурный ареал.
Функции цивилизаций:
1. реализация единства духовной жизни крупной общности в
исторической преемственности и на определенной территории.
2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках
места и времени.
Специфичность цивилизации придает духовный фактор.
Отличие формации и цивилизации:
. для цивилизации характерна преемственность и передача культуры
через механизм традиций.
. формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация
реализует собственную приемственность во времени и с др
цивилизациями в пространстве.
Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико-
экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля,
ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения,
культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной
жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или
первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных
богатств.
Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение
связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти
адекватный ответ на вызов истории.
Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не
экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником
этого подхода считается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика
и дух капитализма”. Цивилизационный подход очень многое объясняет в
человеческой истории.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы
первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала
преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,
совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока.
30. Субъект может быть либо личностью либо целой структурой:
1) Этносоциальная структура общества (чел. семья, народность);
2) Социально - политическая структура; (личность, социальная группа,
класс).
Общественный процесс определяется формами сознания (религия
политика и т.д.). Исторический процесс развивается в результате
сознательной деятельности субъекта исторического процесса. Движущие
силы определяются либо субъектами (они сделали революцию), либо законами
(НТР возникла из потребности общества).
Следует различать понятие «народ» в социально – философском и
этническом смысле. В социально – философском смысле народ как творец
истории – это широкая общность, соединяющая все те слои и классы,
которые по своему объективному положению заинтересованы в развитии
общества. Народ – это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его
основную массу. Важно иметь в виду, что история как бы суммирует не
только активность людей, но и их пассивность. Хотя каждый член общества
участвует в историческом процессе, всё же не все, а только отдельные
личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников. Роль
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10