Билеты по философии (БрГТУ)

устройств, созданных человеком – артефактов.

27. Общество – открытая, материальная система, развивающаяся на

основе объективных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их

социальной организации. В основе общественного развития, по Марксу,

лежит способ производства. Общество рассматривается в двух аспектах:

1. система связей и отношений, в которой и посредством которой люди

взаимодействуют между собой и природой и осуществляют свою

жизнедеятельность.

2. Особая форма интеграции индивидов, приобретающая системность,

относительную самостоятельность и регулирующая отношения людей.

Общество есть подсистема объективной реальности, включающая в себя

структурные, функциональные и динамические связи.

Понятие общественно – экономической формации:

Маркс открыл некий новый общественный тип, названный общественно –

экономической формацией. Маркс провёл научное членение исторического

процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из

общественно- экономических формаций. В результате вся история

человечества предстала как закономерный процесс развития и смены

общественно- экономических формаций, ступеней этой истории. Как всякое

научное понятие, понятие формации есть отражение реальности, но взятой

на уровне сущности, а не её многообразных проявлений. Общественно-

экономическая формация – это конкретно- исторический тип общества,

взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в

соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация –

целостная система. В формацию входят производительные силы и

производственные отношения, которые и составляют её материальную основу.

В формацию также входят определённые социальные субъекты, представленные

различными историческими формами общности людей: родами и племенами,

сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и

общественными организациями. Марксистская теория

естественноисторического развития общественно – исторических формаций

придаёт очень большое значение проблеме развития техники и

производительных сил в целом. Ведь именно их совершенствование

определяет в конечном счёте необходимость перехода от одной формации к

другой. Каждой формации присущи свои качественные особенности, в то же

время у различных формаций имеются сходные черты. Так, например, все

антагонистические формации основаны на эксплуатации. Общие черты имеются

и у социалистического общества с предшествующими формациями

(капитализмом).

28. Взгляды на прошлое и будущее человечества, на его движущие силы

и законы вылились в следующие философские концепции:

. Теологический подход – сложился в средние века – человеческая

история есть борьба двух враждебных царств – светского и

божьего. Главная движущая сила истории – внеисторическое

божественное поведение.

. Метафизический подход – считает движущей силой истории

трансцендентальную закономерность или судьбу. Судьба – высшая

сила в виде природы и её закономерности, это предопределённость

событий и поступков.

. Идеалистический подход – исходит из того, что основа истории –

идеи, т. е. общество развивается благодаря наличию идей.

. Натуралистический поход – основа истории – природа человека

(побуждения и страсти) и среда обитания человека.

. Психологизм – общество конструируется по образу и подобию

индивида, т. е. общество – некий организм, который развивается

по определённым законам. По Фрейду главными инстинктами человека

являются эрос (жизни) и тонакос (смерти). Их борьба лежит в

основе социального бытия.

. Диалектико-материалистическая концепция – движущие силы истории

– экономические отношения.

. Цивилизационный подход – исторический процесс – процесс развития

культуры. Культура включает в себя следующие элементы: язык,

ценности (наиболее значимые потребности, желания и интересы

людей), идеалы (высшие цели), нормы (требования к человеку),

обычаи (неписаные правила поведения), традиции (элементы

социального и культурного наследия) и обряды (совокупность

стереотипных действий, вызывающих определённые чувства).

Особенности культуры: выступает связующим звеном между природой и

обществом, включает в себя результаты материального и духовного

производства.

29. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет

основу материалистического понимания общества.

Формация - определенный тип общества, цельная соц. система,

развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа

производства по своим законам.

Законы: общие и специфические.

Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об

определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному

сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном

развитии).

Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких

формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).

Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая

формация имеет базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.

Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и

идеологических отношений.

Основными категориями формационного подхода является способ

производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями

высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр

развития общества и формационный подход дополняется двумя другими:

цивилизационным и культурологическим.

Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к

высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства,

который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те

в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в

некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные

силы смогут развиваться и после изменения капиталистических

производственных отношений.

Цивилизационный подход.

Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими

закономерностями, которые не сводятся к закономерностям

функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.

Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества

или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей

жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности.

Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей

уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие,

обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации

передаются с помощью термина культурный ареал.

Функции цивилизаций:

1. реализация единства духовной жизни крупной общности в

исторической преемственности и на определенной территории.

2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках

места и времени.

Специфичность цивилизации придает духовный фактор.

Отличие формации и цивилизации:

. для цивилизации характерна преемственность и передача культуры

через механизм традиций.

. формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация

реализует собственную приемственность во времени и с др

цивилизациями в пространстве.

Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико-

экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля,

ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения,

культурного географического ареала и т.д.

Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной

жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или

первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных

богатств.

Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение

связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти

адекватный ответ на вызов истории.

Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не

экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником

этого подхода считается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика

и дух капитализма”. Цивилизационный подход очень многое объясняет в

человеческой истории.

Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы

первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала

преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,

совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока.

30. Субъект может быть либо личностью либо целой структурой:

1) Этносоциальная структура общества (чел. семья, народность);

2) Социально - политическая структура; (личность, социальная группа,

класс).

Общественный процесс определяется формами сознания (религия

политика и т.д.). Исторический процесс развивается в результате

сознательной деятельности субъекта исторического процесса. Движущие

силы определяются либо субъектами (они сделали революцию), либо законами

(НТР возникла из потребности общества).

Следует различать понятие «народ» в социально – философском и

этническом смысле. В социально – философском смысле народ как творец

истории – это широкая общность, соединяющая все те слои и классы,

которые по своему объективному положению заинтересованы в развитии

общества. Народ – это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его

основную массу. Важно иметь в виду, что история как бы суммирует не

только активность людей, но и их пассивность. Хотя каждый член общества

участвует в историческом процессе, всё же не все, а только отдельные

личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников. Роль

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты