Билеты по философии (БрГТУ)

таких личностей, которых принято называть выдающимися или историческими,

столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них

усматривали творческую силу и двигатель истории. В теоретическом плане

основой этих взглядов было идеалистическое понимание истории. Такая

методологическая установка вела к недооценке деятельности народных масс

и преувеличению роли тех личностей, которые были связаны с производством

идей: идеологов, политиков, законодателей и т. д. Основоположники

марксизма сосредотачивали главное внимание на том, что деятельность

исторической личности зависит от объективных условий. Правда, они всегда

при этом отмечали и её огромную роль в обществе. Личность не может

изменить историю в масштабе всемирно – историческом, нарушить её общую

объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может

сделать чрезвычайно много. Октябрьская революция осуществилась не только

вследствие объективных факторов и героической борьбы масс, но и

благодаря теоретическому и организаторскому гению Ленина, таланту, воле,

усилиям его соратников. А те деформации социализма, которые начали

накапливаться в стране с 20-х годов, в большей мере связаны с личными

качествами Сталина, точно так же как период застоя – с личными чертами

Брежнева.

31. Характеризуя развития общества, обществоведы обращаются к

понятиям «прогресс» и «регресс». Прогресс понимается как тип

направленного развития, связанный переходом от низшего к высшему, от

менее совершенного к более совершенному. Представление о прогрессе –

направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу

оно носило в основном оценочный характер. Сначала прогресс был отмечен в

сфере научного познания, а затем идея прогресса была распространена на

область социальных отношений. Одним из наиболее выдающихся философов,

разрабатывавших идею общественного прогресса, был итальянский философ

Вико (17век). Он утверждал, что все народы проходят 3 этапа своего

развития: божественный, героический и человеческий. Пройдя эти этапы,

человечество осуществляет движение по нисходящей линии. В целом прогресс

характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как

объективный закон исторической эволюции. Однако одной из существенных

особенностей прогресса является присутствие в нём регресса отдельных

элементов, связей и функций. С общественным прогрессом всегда связывали

восходящее поступательное развитие человеческого общества от низших

ступеней к высшим. Фаталистическое понимание прогресса, когда он

принимался за нечто неизбежное, настраивало на пассивность,

созерцательность, безынициативность в отношении к жизни. Волюнтаризм

понимал прогресс как отрицание объективных законов всемирной истории,

религия – как теологическое представление о божественном творчестве и

конечном состоянии мира. Прогресс – многогранное явление. В качестве

конкретных критериев общественного прогресса выделяют экономический,

социально - политический, идеологический и гуманистический. С их помощью

определяется прогрессивность тех или иных социальных систем. Многие

социологи предлагают искать критерии прогресса в сфере сознания. Понятие

прогресса носит относительный характер. Возможность прогресса

определяется наличием конкретно – исторических условий. Эти условия

могут способствовать ускорению прогресса или же тормозить его, а иногда

и препятствовать ему.

Типы общественного прогресса:

Прогресс в антагонистических условиях (классовые, эксплуататорские

общества) – тип прогресса одинаков для всех обществ и обусловлен

господством частной собственности и эксплуатацией небольшой частью

общества большинства. Происходит развитие одних сторон общественной

структуры за счёт других.

Прогресс в частнособственнических формациях – совершается за счёт

усиления эксплуатации народных масс.

Прогресс в феодальном обществе.

Прогресс в капиталистических условиях – «невидимые нити»

капиталистической зависимости приковывают рабочего к капиталисту.

Прогресс в условиях социализма – ликвидация всякого антагонизма

(исчезновение классовых сил, тормозящих прогресс), народные массы –

ведущая сила общественного прогресса.

32. Общественное сознание является сложным образованием, включающим

в себя разнообразные взаимодействия друг с другом, взаимосвязанные

элементы. В структуре общественного сознания выделяют следующие уровни:

. Обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание возникает

в процессе повседневной практики людей как эмпирическое

отражение внешней стороны действительности. Теоретическое

сознание – отражение её существенных связей и закономерностей,

находит своё выражение в науке и других формах сознания.

. Общественная психология и идеология. Общественная психология –

уровень общественного сознания, формирующийся в процессе

повседневной практической деятельности, характеризующий

психологический облик и выражающий интересы различных социальных

групп. Идеология – сложное духовное образование, включающее в

себя определённую теоретическую основу, вытекающие из неё

программы действий и механизмы распространения идеологических

установок в массах – создаётся идеологами, социальными

мыслителями, политиками.

Существуют следующие формы общественного сознания:

1) Политическая идеология

2) Правосознание

3) Мораль

4) Религия

5) Искусство

6) Наука

7) Философия.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы

духовного освоения действительности. Они различаются по:

. Предмету отражения. Политическое сознание отражает отношения

между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме

власти, религиозное сознание принимает форму зависимости

человека от неземных, сверхъестественных сил.

. Формам отражения. Наука отражает действительность в форме

понятий, гипотез, теорий, искусство – в форме художественных

образов, религия – в форме церковных догматов, мораль – в форме

нравственных чувств и норм, ценностей, идеалов.

. Особенностям своего развития. В науке осуществляется прогресс

познания, в искусстве главным является понимание эстетических

критериев.

. Выполняемым социальным функциям – практические различия. Наука

имеет познавательную и практическую функции, искусство –

познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую

функции.

Все формы по выполняемым ими социальным функциям делятся на 2 вида:

. 1 вид – политическое сознание, право и мораль, которые связаны с

регулированием человеческих отношений -–выступают как формы

духовно – практического освоения социальной действительности.

. 2 вид – наука, искусство, философия, которые представляют собой

формы духовного и духовно – практического освоения

действительности.

. Промежуточное место занимает религия, так как предстаёт и как

форма мировоззрения, и как регулятор общественных отношений.

Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно

проникают друг в друга и влияют друг на друга.

33. Ценность – всё, что имеет для человека определённую значимость,

личностный или общественный смысл.

Ценностные аспекты человека взаимосвязаны с познавательными и

волевыми. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к

ценностным ориентациям личности. Устойчивые ценностные ориентации

приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного

общества. Основное содержание ценностных ориентаций – политические,

философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные

привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные системы

формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

В систему ценностей человек могут входить различные ценности:

Смысложизненные (добро и зло);

Универсальные (семья, образование);

Межличностные отношения (честность, бескорыстие);

Общественно – признанные (трудолюбие, социальное положение);

Демократические (свобода слова, совести).

Ценностные установки ориентируют человека в окружающей

действительности на :

Осознание ценностной установки образует мотив деятельности

Мотив определяет способ и характер самой деятельности, т. е.

выступает в качестве цели.

Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о

ценностях не сразу стало достоянием философов, а только после того, как

удалось развести понятия бытия и блага.

Ценность – это свойство того или иного общественного предмета и

явления удовлетворять потребностям, желаниям, интересам человека.

34. Реальные отношения человека с природой свидетельствуют о том,

что как бы ни стремился человек возвыситься над природой, пренебречь

природными условиями своей жизни, объективно он подчиняется этим

условиям и зависит от них. Характер сложившихся природно – человеческих

отношений традиционно составляет предмет внимания философии, которая

выясняет наиболее общие принципы структуры природы и организации самого

человека, используя при этом возможности онтологического описания и

гносеологического объяснения.

Философия древних греков продвигается в осознании феномена

человеческого мира и природы как целостности. Римская философия

ограничивает возможности человека. Понимание человека как части природы

выдвинуло требования удовлетворения его «земных» потребностей. В эпоху

христианства происходит обожествление природы, в эпоху Возрождения

обожествление природы сменяется поэтическим преклонением перед

человеком. В концепции Монтескье человек рассматривается как часть

природы, а многозначность его жизни объясняется условиями внешней среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты