Билеты по философии (БрГТУ)

место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным

пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом

состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является

количество. Любое явление обладает как количественными, так и

качественными показателями. Связь их проявляется в том, что

количественные изменения не приводят к качественным до определенного

момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или

единство количества и качества. Существует и обратная зависимость:

качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом

случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и

совершается скачок.

Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного

состояния к другому.

Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого

явления, тех условий, в которых совершается данное качественное

изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть

эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда

становятся другими несущественные для него свойства, черты,

закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,

структура.

Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет

его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в

совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по

достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные

изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный

закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания.

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный

пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет

исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный

результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления

отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между

исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между

старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на

смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении,

развитии.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия

процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то

стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить

положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого

и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под

влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и

при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные

черты, присущие старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое

включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,

изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и

особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены

старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний

.Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и

поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию

данное отрицание является отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и

регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления

зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его

элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в

области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с

господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как

определенный этап развития. Живые организмы возникают,

совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер

прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает

данный прогресс.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого

и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество

отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном

виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит

противоречивый характер, показывает направленность развития предмета

(явления).

17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено

общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития

знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека,

который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит

объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по

своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию,

оно есть "свёртка" практики.

Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма

отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания,

мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого

мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником

активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь,

усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В

связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение

человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается

благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в

идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в

физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.

Процесс познания составляют следующие элементы:

1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся

исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир

человека и др.)

2) субъект познания - общественный- это социально сформированный

человек, который реализует познание, формирует новое знание.

3) предмет познания - это аспект объекта познания, который

вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать

различные предметы познания.

Принципы познания:

1) объективность рассмотрения познаваемого предмета.

2) адекватность образов и прообразов процесса познания.

3) введение практики в основу теории познания.

18. Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное

познание, которое осуществляется посредством органов чувств,

биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью

человека. Для него характерно:

1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.

2) наглядность и предметность возникаемых образов.

3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.

Чувственное познание осуществляется в 3 формах:

1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и

даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта

2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений,

процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта.

Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического

состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие

предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

3-представление - образ ранее воспринятого или созданного

воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия,

фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за

счёт воображения.

19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении -

процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём

сознания абстракции.

Логическое познание характеризуют:

1) опора на чувственные данные

2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о

которых мыслит)

3) обобщённость и абстрактность

4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и

отношений

5) связь с речью, фиксация в языке.

Логическое познание осуществляется в 3 формах:

1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено

чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к

общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к

сущности.

2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и

отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е.

утверждающая или отрицающая что-либо.

3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся

суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности

к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность

оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень

рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями,

исследовать и создавать их.

20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она

основана на принципе отражения и представляет собой применение

«диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания

несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как

познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной

деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы

истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие.

Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более

высокой.

Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс

получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную

сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией

о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы

минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание

составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты