место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным
пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом
состоянии.
Степенью той или иной качественной определенности является
количество. Любое явление обладает как количественными, так и
качественными показателями. Связь их проявляется в том, что
количественные изменения не приводят к качественным до определенного
момента, которым является мера.
Мера - переход от одного качественного состояния к другому или
единство количества и качества. Существует и обратная зависимость:
качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом
случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и
совершается скачок.
Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного
состояния к другому.
Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого
явления, тех условий, в которых совершается данное качественное
изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть
эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда
становятся другими несущественные для него свойства, черты,
закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,
структура.
Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет
его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в
совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по
достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные
изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный
закон показывает механизм развития предмета.
Закон отрицания отрицания.
Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный
пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет
исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный
результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления
отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между
исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между
старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на
смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении,
развитии.
Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия
процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то
стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить
положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого
и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под
влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и
при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные
черты, присущие старому.
Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое
включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,
изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и
особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены
старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний
.Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и
поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию
данное отрицание является отрицанием отрицания.
Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и
регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления
зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его
элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в
области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с
господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как
определенный этап развития. Живые организмы возникают,
совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер
прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает
данный прогресс.
Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого
и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество
отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном
виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит
противоречивый характер, показывает направленность развития предмета
(явления).
17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено
общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития
знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека,
который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит
объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по
своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию,
оно есть "свёртка" практики.
Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма
отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания,
мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого
мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником
активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь,
усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В
связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение
человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается
благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в
идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в
физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.
Процесс познания составляют следующие элементы:
1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся
исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир
человека и др.)
2) субъект познания - общественный- это социально сформированный
человек, который реализует познание, формирует новое знание.
3) предмет познания - это аспект объекта познания, который
вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать
различные предметы познания.
Принципы познания:
1) объективность рассмотрения познаваемого предмета.
2) адекватность образов и прообразов процесса познания.
3) введение практики в основу теории познания.
18. Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное
познание, которое осуществляется посредством органов чувств,
биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью
человека. Для него характерно:
1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.
2) наглядность и предметность возникаемых образов.
3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
Чувственное познание осуществляется в 3 формах:
1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и
даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта
2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений,
процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта.
Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического
состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие
предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.
3-представление - образ ранее воспринятого или созданного
воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия,
фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за
счёт воображения.
19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении -
процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём
сознания абстракции.
Логическое познание характеризуют:
1) опора на чувственные данные
2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о
которых мыслит)
3) обобщённость и абстрактность
4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и
отношений
5) связь с речью, фиксация в языке.
Логическое познание осуществляется в 3 формах:
1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено
чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к
общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к
сущности.
2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и
отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е.
утверждающая или отрицающая что-либо.
3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся
суждений выводятся новые суждения.
При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности
к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность
оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень
рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями,
исследовать и создавать их.
20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она
основана на принципе отражения и представляет собой применение
«диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания
несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как
познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной
деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы
истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие.
Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более
высокой.
Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс
получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную
сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией
о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы
минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание
составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10