Человек как философская проблема

Подводя итоги разговору о проблеме человека в истории классической

философии, отметим, что практически любая философская система так или иначе

касалась этой проблемы, пытаясь ответить на вопросы: что есть человек? для

чего он живет? каким образом познает мир? и др. Иной вопрос: когда эта

проблема стала центральной?

Первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к

человеку. Проблема человека стала центральной для ряда философских и

религиозных течений. Шелер в своей работе "Положение человека в космосе"

(1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он

разработал обширную программу философского познания человека во всей

полноте его бытия, которая должна была соединить конкретно-научное изучение

человека с целостно-философским его постижением. За философским течением,

основателем которого стал Макс Шелер, закрепился термин "философская

антропология". Но этот термин имеет и другое, более широкое значение. Им

обозначается раздел философского знания, посвященный всестороннему

рассмотрению проблемы человека. "Философская антропология - это раздел

философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются

проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы

человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической

картины мира"([vi]). В этом смысле почти любая философская система имеет

свою антропологию, т.е. пытается объяснить проблему человека.

В первой главе нашего исследования мы проанализируем основные

тенденции западной философской антропологии ХХ века (имеется в виду широкое

значение термина "философская антропология"). Во второй главе мы обратимся

к одной из проблем этого раздела философского знания, а именно - к проблеме

дуальной сущности человека. Наконец, третья глава будет посвящена

обоснованию закрепления за классической художественной литературой термина

"художественная антропология".

Цель работы:

- проанализировать основные тенденции западной философской

антропологии;

- обратить внимание на двойную детерминацию человека, которая

выражается в оппозициях "дух - плоть", "социальное - биологическое";

- обосновать возможность закрепления за классической художественной

литературой термина "художественная антропология".

I глава

Основные тенденции

западной философской антропологии

Современная западная философская антропология сформировалась в период

всеобщего кризиса капиталистического мира: катастрофы двух мировых войн,

революционные выступления народных масс, фашизм. Все это воспринималось

людьми как глобальный кризис разума и гуманности, как закат всей

человеческой цивилизации. Человек почувствовал себя беспомощным и

растерянным перед мировыми потрясениями. Это обострило интерес к коренным

проблемам человеческого существования, которые потребовали своего нового

философского осмысления.

Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на

три большие группы:

1. субъективистски - антропологические,

2. объективистски - антропологические,

3. синтезирующие концепции человека.

Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Субъективистские концепции человека

В учениях этой группы бытие человека и мира познается из самого

человека, из субъективного "Я", через него, а сам человек понимается как

существо полностью или частично автономное от объективных сфер и

установлений. Субъективисты ищут обоснования общечеловеческого,

индивидуального и всякого другого бытия в глубинных сферах внутренней

индивидуальной жизни человека.

Характеристику субъективистских концепций человека мы начинаем с

экзистенциалистской философии, а именно с учения К. Ясперса (1883 - 1969).

Анализируя современное ему положение человека, Ясперс приходит к

выводу, что оно является формой массового существования. Индивид в таких

условиях нуждается в защите: человек стал простым колесиком в огромной

государственной машине, он утратил свою субстанцию, оказавшись во власти

чуждых и неподлинных форм существования. Поэтому задачу философии Ясперс

видит в том, чтобы указать человеку путь к преодолению этого состояния, к

обретению подлинно человеческой экзистенции. С этой целью философ пытается

раскрыть совокупность человеческих возможностей, которые являются

средствами для свободных решений индивидуума.

Побудительные первоистоки всякого философствования Ясперс видит в

самом человеке. Такими первоистоками он считает удивление, сомнение,

сознание потерянности и коммуникацию.

Удивление рождает вопрос о познании. Познание сущего неизбежно

приводит к сомнению, с помощью которого осуществляется критическое

испытание достоверности познанного. Очень важно, где и как с помощью

сомнения обретается почва для уверенности. Сомнение может быть использовано

для уверенного ориентирования в мире вещей и для прояснения положения

человека в его жизненной ситуации, для осознания им собственной самости. В

последнем случае человек, входя в состояние потрясенности и потерянности,

может осознать свою сущность.

Важным побудительным импульсом к философствованию Ясперс считает

обнаружение человеком собственной слабости и бессилия. Для этого

предлагается все, что являет собой объективную реальность и находится не во

власти человека, рассматривать как нечто безразличное человеку, а то, что

принадлежит ему (способ и содержание его представлений), привести к ясности

посредством мышления.

В таком критическом анализе жизненного положения человека Ясперс

обращает внимание не на временные факторы, которые могут быть изменены

усилиями самого человека, а на те жизненные ситуации, которые в своем

существе остаются неизменными. Ими являются смерть, страдание, борьба,

предоставленность человека воле случая, неизбывная виновность. Их Ясперс

называет основными или пограничными ситуациями нашего существования. После

удивления и сомнения именно осознание этих пограничных ситуаций он

провозглашает наиболее глубоким истоком философии. В обыденной жизни

человек забывает о них или сознательно отвлекается от них, живя интересами

своих повседневных нужд и целей. Кажущаяся надежность, которую человек

якобы обретает в бытовой жизни, не устраняет постоянной угрозы

человеческому существованию. В произведениях рук человеческих, ценность

которых может быть поставлена под сомнение, нет присутствия Бога в мире.

именно ощущение ненадежности бытия заставляет человека не удовлетворяться

найденным в мире и обращать взор на нечто не от мира сего.

Философия, по мнению Ясперса, не претендует на функции универсальных

спасающих религий, но она в некотором смысле служит средством преодоления

мира и является своеобразным аналогом спасения. Что еще требуется человеку

для самораскрытия? Здесь Ясперс вводит вопрос о коммуникации, который

отражает специфику его экзистенциализма. Суть его состоит в том, что

отдельный человек сам по себе не может стать человеком и что сознание

действительно лишь в коммуникации с другим самобытием.

Что имеет в виду Ясперс, говоря о коммуникации ? отметим сначала, что

бытие в его концепции имеет троякое членение: 1. предметное бытие, или

"бытие - в мире"; 2. экзистенция, т.е. необъективируемая человеческая

емкость; 3. трансценденция как непостижимый предел всякого бытия и

мышления. Человек причастен ко всем видам бытия: как бытие он природное

существо; в форме сознания (бытие 2) человек представляет собой центр

конституитивной активности; в качестве духовного существа он связан с

идеями, т.е. с тем, что превосходит чисто категориальное мышление.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, и в

качестве экзистенции он может быть объяснен только из самого себя, из его

однократной специфической исторической ситуации. Экзистенция не подчинена

никакой всеобщей сущности и прочным законам, она есть исторически

однократное бытие, которое в своей свободе является первоначалом своего

собственного "Я". Подлинная ценность человека заключается именно в его

исторической исключительности и незаменимости. Этот экзистенциональный

характер человека с особой силой раскрывается в так называемых пограничных

ситуациях, которые отрезвляют нас, пробуждают нас к пониманию своей

сущности. Лучший путь, ведущий человека к экзистенции, - "экзистенциальная

коммуникация". Человек не может быть абсолютно одинок. Он жив только своей

связью с другим человеком, но не обычной, а экзистенциальной, т.е. когда

другой воспринимается как экзистенциальная зависимость. В отличие от

общественных коммуникаций, "экзистенциальная коммуникация", означает

внутреннюю, свободно избранную связь людей, в которой они раскрываются как

самоценные и неповторимые личности. Но перед тем как человек вступит в

такую коммуникацию с другим, ему необходимо сосредоточиться в самом себе,

осознать свои истинные устремления и желания.

Центром "экзистенциальной коммуникации" Ясперс провозглашает любовь,

"любящую борьбу", при которой любящие стороны стремятся не уничтожить друг

друга, а завоевать. Через это и раскрывается экзистенция. Но если "любящая

борьба" является позитивным средством постижения сущности, то пограничные

ситуации являются негативными средствами. Например, к постижению нашей

экзистенции нас побуждает столкновение со смертью. Независимо от того,

какими средствами , позитивными или негативными, достигается

экзистенциальное озарение, в любом случае оно обнаруживает всю трагичность

человеческого существования.

После недолгих вспышек экзистенциального озарения человек вновь

погружается во мрак своего обыденного существования. Выход человека из этой

трагической ситуации Ясперс видит в его связи с миром абсолютного и

вечного. Оказывается, что экзистенциальные озарения приходят к человеку

тогда, когда сквозь толщу обыденного существования к нам из царства

абсолютного проникает луч света. Тем самым открывается возможность для

растворения структуры человеческого индивидуума. И чтобы спасти экзистенцию

человека от ее растворения в иррациональной непрерывности, необходимо и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты