неизбежно одиночество. Тем самым прерывается непрерывность экзистенциальной
коммуникации. И подобно тому как в коммуникации от человека к человеку с
помощью экзистенциальной прерывности исключается их конечное единство, так
же невозможно действительное единение человека с трансценденцией.
Итак, в учении К. Ясперса субъективизм и релятивизм западной
антропологии ярко выражен и последователен. В центре его внимания находится
автономная, самоконституирующаяся человеческая личность с ее постоянной
возможностью выхода к трансценденции. С одной стороны, отвергаются
объективные порядки и нормы, определяющие природу человека. С другой,
автономная и самоконституирующая личность оказывается источником форм и
норм общезначимого порядка, хотя и временного. Главная проблема ясперовской
философии человека - проблема превращения неподлинного человеческого бытия
в подлинное. Человек, по мнению Ясперса, должен двигаться от простого
голого бытия (в обществе, в государстве и т.д.) к самобытию, к экзистенции.
Другой известный философ - экзистенциалист Ж. -П. Сартр (1905-1980)
по иному трактует проблему человека и его бытия, решительно и
безапелляционно заявляя: "Человек - это ничто".
Со свойственным этому философу максимализмом он заявляет, что
возникновение человеческой реальности есть "абсолютное событие", к которому
не применимы никакие генетически - каузальные объяснения. "Человек -это
ничто", потому что ничто в мире не может стать причиной человеческого
бытия, невозможно провести никакой непрерывной эволюционно - исторической
линии постепенного превращения нечеловеческого мира в человеческую
реальность. Человеческое бытие - это "дыра в недрах Бытия", прерывание
непрерывности и взаимосвязанности мировых процессов, совершенно иной способ
детерминации. Сартр постоянно подчеркивает отличие человеческого бытия от
иных видов сущего, его "инакость". Осознание своей уникальности - это
основной смысловой и конституирующий момент человеческой реальности,
которая полностью определяет себя саму, и ее единственная "зависимость" от
мира состоит в том, чтобы быть отличной от мира, не быть вещью, не быть
объектом.
Человеческое бытие неопределимо. Нет такого предмета или процесса в
мире, указав на который можно было бы сказать, что это - человеческое
бытие. Ведь ничто не сообразно человеку в мире, как и сам человек не может
быть сведен ни к чему и ничем не может быть объяснен. Ничто не -
человеческое не властно над человеческим, человек - causa sui, причина
самого себя, свобода. Свобода, по Сартру, - это всегда свобода "от" - от
мира, от общества, от других людей и даже от самого себя (никакой поступок
не предопределяет дальнейшего поведения, прошлое в любой форме не властно
над человеком).
Термины "свобода" и "ничто" в философии Сартра, по сути, выступают
как корреляты. Ведь человек свободен именно потому, что у него нет
"природы", которая бы могла предопределить его к определенному способу
поведения и жизнедеятельности. Только от самого человека зависит то, каким
он будет и каков будет мир, в котором ему приведется жить. У человека нет
сущности как чего-то преданного, предопределенного, заданного извне:
"существование предшествует сущности".
Итак, согласно концепции Сартра, человек прежде всего свободен.
Человеческая природа ни добра, ни зла, она свободна. Любое социальное
установление. Указание, идущее от истории, - это всегда посягание на
человека и его свободу. Человек выбирает сам, один, полностью принимая на
себя возможные последствия своего деяния. Основное переживание человека,
его сокровенный экзистенциальный опыт - это опыт ничто или свободы.
Оборотной стороной этого опыта является чувство тревоги: человек страшится
своей свободы, он боится быть единственным источником ценностей, ему тяжело
нести бремя ответственности. Но пытаясь "списать" свои действия на не
зависящие от него объективные причины, человек погружается в "неподлинное"
существование. Хотя и в этом случае любая маска - результат свободного
выбора. Человек "осужден быть свободным". У него нет иного выхода , кроме
утверждения своей "человеческой" истины, кроме противостояния
"нечеловеческому" миру.
Сам Сартр трактовал свои положения как утверждение гуманизма.
Действительно, человеческая позиция оценивается очень высоко: все зависит
от человека, от его свободного выбора. Для Сартра истина - тоже результат
свободного выбора. Следовательно, ни по каким критериям невозможно
разграничить истинное и неистинное, гуманистическое и антигуманистическое,
кроме "искренности" свободного выбора. Сартр отрицал все внешние связи,
связи с объективным миром, признавал лишь "человеческое" существование.
Взгляды на человека К. Ясперса и Ж. - П. Сартра во многом разделяли
другие философы - экзистенциалисты, такие как Хайдеггер, Бубер, Марсель,
Камю и др. К экзистенциалистской концепции человека был близок и испанский
философ Х. Ортега - и - Гассет (1888 - 1955).
Философское учение Хосе Ортеги - и - Гассета было попыткой выработать
для человека систему ориентиров, которые бы помогли ему преодолеть все
перипетии существования в современном буржуазном обществе. Упрекая
предшествующую философию за то, что в ней субъективное существование
оказалось отторгнутым от окружающего мира, философ выдвигал задачу
рассмотреть человека как существующего в единстве с этим самым окружающим
миром. В одной из своих ранних работ "Размышления о Дон Кихоте" (1914)
Ортега - и - Гассет провозглашает приобщенность человека к миру, его
неотъемлемость от него, выдвигая тезис "я есть я и мои
обстоятельства"("обстоятельства не только природного, но также и культурно-
социального порядка"). Все вещи и существа вселенной, по его мнению,
формируют наше окружение: эта реальность для человека исполняет роль
неизбывного источника забот и проблем. В попытках разрешения этих проблем
человек вынужденно конструирует собственную экзистенцию и тем самым
осуществляет избранный им самим проект жизни на основании полета
собственной фантазии. Фантазия - это основание и предпосылка индивидуальной
свободы, жить - означает "упражняться в свободе". Человек, как считает
Ортега - и - Гассет, - это "существо, обреченное перевести необходимость в
свободу."
В основании индивидуальной жизни находится подлинно свободный выбор
человека, в отличие от общественных отношений, которые не зависят от воли и
сознания людей и даже репрессивны по отношению к ним. В пример можно
привести обычаи, которые исполняются, но не осознаются людьми в полном
объеме. Отстаивая идею о том, что человек не обусловлен никакой природной
сущностью, философ убеждает человека в том, что в его изначальной
личностной структуре заключена возможность оградить себя от воздействий
внешнего мира, и в его власти быть свободным в процессе реализации своей
жизни.
Человек - это всегда человек в собственной истории, его жизнь - это
драма, "чистый случай". В антропологии Ортеги - и -Гассета центральным
понятием становится "жизнь" как индивидуальная жизнь человека. Это понятие,
по его мнению, дает возможность решать проблемы, стоящие перед современным
человеком. "Жизнь человека" рассматривается как высшая ценность. Человек
понимается уже не только как субъект познавательной деятельности и
деятельности сознания, но как носитель всей совокупности его жизни в целом.
В этом случае человек оказывается связанным с миром гораздо большим
количеством связей, чем познающий субъект с познаваемым объектом. Понимание
человека как носителя "жизненного разума" должно служить основой и нового
способа познания мира, который выступает теперь нераздельным с жизнью
человека, оказывается сферой, где разворачивается эта жизнь. Философ
подчеркивал, что даже область иррациональной жизнедеятельности человека
может быть исследована с помощью новой формы разума, "жизненного разума",
который должен быть еще создан. Основной задачей "жизненного разума"
Оргтега видит в том, чтобы дать истину каждому человеку в его особой
индивидуальной ситуации.
В работе "Восстание масс" (1929) Ортега - и - Гассет одним из первых
зафиксировал феномен возникновения "массового сознания" в европейском
менталитете. "Масса" у Ортеги трансформируется в толпу, представители
которой захватили господствующие позиции в общественных структурах,
навязывая собственные люмпенские псевдо-ценности остальным социальным
движениям. "Массы внезапно стали видны, они расположились в местах,
излюбленных "обществом". Они существовали и раньше, но оставались
незаметными, занимая задний план социальной сцены; теперь они вышли на
авансцену, к самой рампе, на места главных действующих лиц. Герои исчезли,
остался хор"([vii]). Основное свойство существа из "массы" - не только его
стандартность, но и его физическая инертность. Репрезентанты "массы" живут
без определенного "жизненного проекта", находя смысл существования в
достижении предельной идентичности с другими. "Человек массы - это тот, кто
не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или
дурного, кто чувствует, что он - "точь- в- точь, как все остальные", и
притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким
же, как все"([viii]).
Итак, Ортега - и - Гассет выявил ряд важных сторон проблемы человека.
Но для их обоснования была необходима соответствующая методология. Ортега,
выступая против методологии экзистенциалистов, противопоставляя понятию
"бытие" понятие "жизнь", сам не сумел выдвинуть какие-либо принципы связи
человека и мира, качественно отличные от положений философов -
экзистенциалистов, не смог наполнить понятие "жизнь" качественно новым
философским содержанием. Вместе с тем, концепция человека Ортеги - и -
Гассета не утратила своей актуальности до сего дня.
К субъективистским учениям о человеке следует также отнести
персоналистские концепции и прагматическую антропологию.
Персонализм - это "теистическое направление современной буржуазной
философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей
духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности
верховной личности - Бога"([ix]). Персоналистическую антропологию развивали
Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Ландсберг, П. Рикер и др. Персоналисты попытались
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8