Человек как философская проблема

природе.

Второй: особенности природы человека - лишь малая часть свойства

природы других видов, большинство стереотипных форм поведения человека

свойственны другим существам. Предполагается, что всегда можно найти вид

животного, который демонстрирует поведение, сходное с поведением человека.

Таким образом, социобиология предлагает искать обоснование того или иного

поведения людей, той или иной формы их взаимного существования в мире живой

природы, опираясь на достижения биологии. А вот философы, принадлежащие к

физикалистскому направлению, взяли на вооружение не достижения биологии, а

последние разработки такой науки как физика.

Физикализм не является философией физики и вообще философией науки в

строгом смысле этого слова. Это философское движение мысли, которое

развивается в рамках общемировоззренческой парадигмы физикализма.

Онтологическая установка этой парадигмы включает в себя физикалистский

монизм ("все есть физическое") и физикалистский детерминизм("все подчинено

жестким физическим законам"). Кроме этого, физикализм абсолютизирует

физическое знание, противопоставляя картину мира, рисуемую физикой,

картинам мира, создаваемым на "языках" других форм культуры, в том числе на

языке традиционной философии. Методологической установкой физикализма

выступает редукционизм: сведение высших форм материи к

нейрофизиологическим, биологическим и, наконец, физическим явлениям и

процессам. Таким образом, идеалом философов этого направления является

построение механистической модели человека, которая бы вписывалась в

картину мира, рисуемую современной физикой. С позиций естественных наук

пытались объяснить человека и бихевиористы.

Бихевиоризм является ведущим направлением в американской психологии

20 века, которое оказало огромное влияние и на философию этой страны. В его

основе лежит понимание человека как совокупности двигательных и сводимых к

ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы)

внешней среды. Общеметодологическими принципами бихевиоризма стали принципы

позитивизма, согласно которому наука должна описывать только

непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис: психология (как и

философия) должна изучать поведение, а не сознание, которое невозможно

наблюдать. Поведение же понимается как совокупность связей "стимул -

реакция". Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется

относительно небольшое количество врожденных схем поведения (дыхание,

глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы,

вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения" (Скиннер).

Бихевиоризм осуществил поворот к объективному изучению психики, но, с

другой стороны, он устранил из психологии такие фундаментальные понятия,

как сознание, мышление, воля, игнорировал социальную природу психики и,

следовательно, произвел примитивизацию поведения человека, что недопустимо

как для психологии, так и для философии.

Мы попытались проанализировать объективистски-онтологические

направления, существующие в западной философской мысли, рассмотрели их

положительные стороны и крайности, в которые впадают философы -

объективисты. Теперь же мы переходим к тем учениям о человеке, в которых

делается попытка сгладить острые углы субъективизма и объективизма во

взгляде на человека.

Синтезирующие концепции человека

В западной философии ХХ века были попытки синтезирования

субъективистско - антропологических и объективистско - онтологических

учений о человеке. Примером такого синтеза могут служить некоторые

концепции немецкой "философской антропологии", направления, возникшего в 20-

х годах в русле происходившего тогда в Европе "антропологического

поворота". Представители "философской антропологии" выдвинули программу

философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили

соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение

человека с целостным философским постижением. Принципиальную задачу для

себя философы видели в разработке проблемы сущности человека.

Основателем направления "философская антропология" является М. Шелер

(1874 - 1928), который в работе "Положение человека в космосе" в наиболее

концентрированной форме изложил основные идеи этого направления. Статус

человеческого бытия определяется Шелером в космологической перспективе

через соотнесение человека с другими формами органического мира в плане

становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта,

ассоциативной памяти и практического интеллекта. Жизнь человека содержит в

себе эти формы отношения с миром, и в этом смысле человек ничем не

отличается от животного. Но есть между человеком и животным существенное

отличие, которое заключается в наличии у первого духа: человек есть

"духовное бытие". Базисной характеристикой человеческого бытия является его

"открытость миру". Животные ограничены средой обитания, дух же преодолевает

ограничения среды и выходит в открытый мир, то есть человек, по Шелеру,

онтологически свободен, что позволяет ему постичь качественное бытие

предметов в их объективном бытии. В силу этого человеческих дух предстает

как объективность. Из этих базовых качеств духа вырастает его способность к

интеллектуальному познанию("априорное видение") и эмоционально-чувственное

отношение к миру (любовь).

Всякий дух, по мнению Шелера, необходимо носит личностный характер.

Личность - это сущностно - необходимая и единственная форма существования

духа. Только на личностной основе существует возможность творческой

самореализации духа.

Итак, в концепции Шелера, сущностной идеей человека является

антропологический дуализм духа и жизни. Благодаря своей дуалистической

природе человек предстает как определенная целостность, как микрокосм,

находящийся в определенных отношениях с макрокосмом.

Идеи Шелера о сущности человека по иному развивает его последователь

А. Гелен (1904 - 1976). Как и Шелер, Гелен отвергает рассмотрение человека

по аналогии с животным, хотя специфику и сущность человека выводит лишь в

ходе сравнения с животным. Эту специфику философ связывает с исключительной

биологической организацией человека - "открытостью миру". Человек, по его

мнению, является биологически недостаточным существом, поскольку он крайне

плохо оснащен инстинктами, "незавершен" и "не закреплен" в своей животно-

биологической организации. Эта самая биологическая недостаточность и

предопределяет его открытость миру.

Человек как биологически недостаточное, не установившееся существо

должен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу

этого человек является действующим существом. Суть тезиса о человеке как

деятельном существе сводится у Гелена к положению, что природа

предопределила человека к "человечеству" тем, что она не определила его

животным. Но вернемся к человеческой деятельности. Чем, по мнению Гелена, ,

является для человека действие? Действие - это форма человеческого

овладения природой в целях обеспечения его жизнедеятельности. "Открытость

миру" и действенность человека обусловливают главный принцип его

существования - "принцип освобождения от бремени". Его суть состоит в том,

что совокупные недостатки человеческой конструкции, которые в природных

условиях являются тяжким бременем для его жизнеспособности, человек

самостоятельно превращает в условия существования. Весь процесс

онтогенетического и филогенетического развития, его психофизическое

совершенствование и социализацию Гелен представляет как процесс преодоления

обремененности. Результат этого процесса - становление человека как

культурного существа. Культура и является определяющей сущностью человека.

Отсутствие готовых средств и ресурсов физической организации человека

компенсируется его "второй природой" - культурой. В основе культуры лежит

духовное начало. Следовательно, сущность человека, дуалистична.

По иному к проблеме сущности человека подходит другой философ -

антрополог Г. Плесснер (1892 - 1991). Объясняя причины и факторы,

определяющие способность человека возвышаться над природной средой,

осознавать свою специфику, Плесснер обращается к особенностям психики

индивида.

Человек отличается от животного, как считает Плесснер, так называемой

Экс - центрической позицией, которая позволяет ему отделять свое "Я" от

своего физического существования, и, следовательно, осознавать свою

собственную "самость", осознавать себя как личность. Такое осознание

приводит и к осознанию внешнего мира. Кроме этого, Экс - центрическая

позиция задает способы реализации человеческого существования, отношение

человека к бытию. Основные формы отношения определяются, по Плесснеру,

тремя базовыми антропологическими законами.

Первый закон: человек должен сам себя сделать тем, что он есть. То

есть человек может жить, лишь сам управляя своей жизнью. Это управление

осуществляется на основе создания "второй природы" - культурного

творчества.

Второй закон: непосредственность познавательного отношения человека

к предметам всегда опосредованно его "Я". Таким образом, человек не только

растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. Этот

закон определяет способ, каким даны объекты человеку в познавательном и

эмоциональном отношении к миру. Эмоциональное отношение, по мнению

Плесснера, наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах его

самовыражения как смех и плач, которые представляют собой проявление

физико-духовной сущности человека, сочетающей в себе физическую реакцию и

духовную основу внутреннего мира личности.

Третий закон: закон "утопического места", который характеризует

неукорененность человека в бытии. В силу своей эксцентрической позиции

человек постоянно лишен равновесия. Достигнув чего-либо, человек сразу не

может обрести покой. Свое существование, как и существование всего сущего,

осознается человеком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску

такой основы мира, которая не подвержена случайности, являясь абсолютным

Бытием, Богом. В этом заключается ядро всякой религиозности. Но

"утопическое место" человека, его постоянное сомнение и неуверенность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты