природе.
Второй: особенности природы человека - лишь малая часть свойства
природы других видов, большинство стереотипных форм поведения человека
свойственны другим существам. Предполагается, что всегда можно найти вид
животного, который демонстрирует поведение, сходное с поведением человека.
Таким образом, социобиология предлагает искать обоснование того или иного
поведения людей, той или иной формы их взаимного существования в мире живой
природы, опираясь на достижения биологии. А вот философы, принадлежащие к
физикалистскому направлению, взяли на вооружение не достижения биологии, а
последние разработки такой науки как физика.
Физикализм не является философией физики и вообще философией науки в
строгом смысле этого слова. Это философское движение мысли, которое
развивается в рамках общемировоззренческой парадигмы физикализма.
Онтологическая установка этой парадигмы включает в себя физикалистский
монизм ("все есть физическое") и физикалистский детерминизм("все подчинено
жестким физическим законам"). Кроме этого, физикализм абсолютизирует
физическое знание, противопоставляя картину мира, рисуемую физикой,
картинам мира, создаваемым на "языках" других форм культуры, в том числе на
языке традиционной философии. Методологической установкой физикализма
выступает редукционизм: сведение высших форм материи к
нейрофизиологическим, биологическим и, наконец, физическим явлениям и
процессам. Таким образом, идеалом философов этого направления является
построение механистической модели человека, которая бы вписывалась в
картину мира, рисуемую современной физикой. С позиций естественных наук
пытались объяснить человека и бихевиористы.
Бихевиоризм является ведущим направлением в американской психологии
20 века, которое оказало огромное влияние и на философию этой страны. В его
основе лежит понимание человека как совокупности двигательных и сводимых к
ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы)
внешней среды. Общеметодологическими принципами бихевиоризма стали принципы
позитивизма, согласно которому наука должна описывать только
непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис: психология (как и
философия) должна изучать поведение, а не сознание, которое невозможно
наблюдать. Поведение же понимается как совокупность связей "стимул -
реакция". Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется
относительно небольшое количество врожденных схем поведения (дыхание,
глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы,
вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения" (Скиннер).
Бихевиоризм осуществил поворот к объективному изучению психики, но, с
другой стороны, он устранил из психологии такие фундаментальные понятия,
как сознание, мышление, воля, игнорировал социальную природу психики и,
следовательно, произвел примитивизацию поведения человека, что недопустимо
как для психологии, так и для философии.
Мы попытались проанализировать объективистски-онтологические
направления, существующие в западной философской мысли, рассмотрели их
положительные стороны и крайности, в которые впадают философы -
объективисты. Теперь же мы переходим к тем учениям о человеке, в которых
делается попытка сгладить острые углы субъективизма и объективизма во
взгляде на человека.
Синтезирующие концепции человека
В западной философии ХХ века были попытки синтезирования
субъективистско - антропологических и объективистско - онтологических
учений о человеке. Примером такого синтеза могут служить некоторые
концепции немецкой "философской антропологии", направления, возникшего в 20-
х годах в русле происходившего тогда в Европе "антропологического
поворота". Представители "философской антропологии" выдвинули программу
философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили
соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение
человека с целостным философским постижением. Принципиальную задачу для
себя философы видели в разработке проблемы сущности человека.
Основателем направления "философская антропология" является М. Шелер
(1874 - 1928), который в работе "Положение человека в космосе" в наиболее
концентрированной форме изложил основные идеи этого направления. Статус
человеческого бытия определяется Шелером в космологической перспективе
через соотнесение человека с другими формами органического мира в плане
становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта,
ассоциативной памяти и практического интеллекта. Жизнь человека содержит в
себе эти формы отношения с миром, и в этом смысле человек ничем не
отличается от животного. Но есть между человеком и животным существенное
отличие, которое заключается в наличии у первого духа: человек есть
"духовное бытие". Базисной характеристикой человеческого бытия является его
"открытость миру". Животные ограничены средой обитания, дух же преодолевает
ограничения среды и выходит в открытый мир, то есть человек, по Шелеру,
онтологически свободен, что позволяет ему постичь качественное бытие
предметов в их объективном бытии. В силу этого человеческих дух предстает
как объективность. Из этих базовых качеств духа вырастает его способность к
интеллектуальному познанию("априорное видение") и эмоционально-чувственное
отношение к миру (любовь).
Всякий дух, по мнению Шелера, необходимо носит личностный характер.
Личность - это сущностно - необходимая и единственная форма существования
духа. Только на личностной основе существует возможность творческой
самореализации духа.
Итак, в концепции Шелера, сущностной идеей человека является
антропологический дуализм духа и жизни. Благодаря своей дуалистической
природе человек предстает как определенная целостность, как микрокосм,
находящийся в определенных отношениях с макрокосмом.
Идеи Шелера о сущности человека по иному развивает его последователь
А. Гелен (1904 - 1976). Как и Шелер, Гелен отвергает рассмотрение человека
по аналогии с животным, хотя специфику и сущность человека выводит лишь в
ходе сравнения с животным. Эту специфику философ связывает с исключительной
биологической организацией человека - "открытостью миру". Человек, по его
мнению, является биологически недостаточным существом, поскольку он крайне
плохо оснащен инстинктами, "незавершен" и "не закреплен" в своей животно-
биологической организации. Эта самая биологическая недостаточность и
предопределяет его открытость миру.
Человек как биологически недостаточное, не установившееся существо
должен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу
этого человек является действующим существом. Суть тезиса о человеке как
деятельном существе сводится у Гелена к положению, что природа
предопределила человека к "человечеству" тем, что она не определила его
животным. Но вернемся к человеческой деятельности. Чем, по мнению Гелена, ,
является для человека действие? Действие - это форма человеческого
овладения природой в целях обеспечения его жизнедеятельности. "Открытость
миру" и действенность человека обусловливают главный принцип его
существования - "принцип освобождения от бремени". Его суть состоит в том,
что совокупные недостатки человеческой конструкции, которые в природных
условиях являются тяжким бременем для его жизнеспособности, человек
самостоятельно превращает в условия существования. Весь процесс
онтогенетического и филогенетического развития, его психофизическое
совершенствование и социализацию Гелен представляет как процесс преодоления
обремененности. Результат этого процесса - становление человека как
культурного существа. Культура и является определяющей сущностью человека.
Отсутствие готовых средств и ресурсов физической организации человека
компенсируется его "второй природой" - культурой. В основе культуры лежит
духовное начало. Следовательно, сущность человека, дуалистична.
По иному к проблеме сущности человека подходит другой философ -
антрополог Г. Плесснер (1892 - 1991). Объясняя причины и факторы,
определяющие способность человека возвышаться над природной средой,
осознавать свою специфику, Плесснер обращается к особенностям психики
индивида.
Человек отличается от животного, как считает Плесснер, так называемой
Экс - центрической позицией, которая позволяет ему отделять свое "Я" от
своего физического существования, и, следовательно, осознавать свою
собственную "самость", осознавать себя как личность. Такое осознание
приводит и к осознанию внешнего мира. Кроме этого, Экс - центрическая
позиция задает способы реализации человеческого существования, отношение
человека к бытию. Основные формы отношения определяются, по Плесснеру,
тремя базовыми антропологическими законами.
Первый закон: человек должен сам себя сделать тем, что он есть. То
есть человек может жить, лишь сам управляя своей жизнью. Это управление
осуществляется на основе создания "второй природы" - культурного
творчества.
Второй закон: непосредственность познавательного отношения человека
к предметам всегда опосредованно его "Я". Таким образом, человек не только
растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. Этот
закон определяет способ, каким даны объекты человеку в познавательном и
эмоциональном отношении к миру. Эмоциональное отношение, по мнению
Плесснера, наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах его
самовыражения как смех и плач, которые представляют собой проявление
физико-духовной сущности человека, сочетающей в себе физическую реакцию и
духовную основу внутреннего мира личности.
Третий закон: закон "утопического места", который характеризует
неукорененность человека в бытии. В силу своей эксцентрической позиции
человек постоянно лишен равновесия. Достигнув чего-либо, человек сразу не
может обрести покой. Свое существование, как и существование всего сущего,
осознается человеком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску
такой основы мира, которая не подвержена случайности, являясь абсолютным
Бытием, Богом. В этом заключается ядро всякой религиозности. Но
"утопическое место" человека, его постоянное сомнение и неуверенность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8