становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже
сжимать время. Но основная трансформация в процессе занятий даосской
медитаций – духовная: бессмертный в полной мере ощущал и переживал даосскую
картину мира, реализовывая идеал единства (единотелесности) со всем сущим и
с Дао как таинственной первоосновой мира.
Путь к бессмертию по даосскому учению предполагал занятия сложными
методами особой психофизической тренировки, во многом напоминавшей
индийскую йогу. Она предполагала как бы два аспекта: совершенствование духа
и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией,
созерцанием Дао и единства мира, единением с Дао. Применялись и различные
сложные визуализации божеств, символизировавших собой особые состояния
сознания и типы жизненной энергии.
Второй заключался в специфических гимнастических (даоинь) и
дыхательных (син ци) упражнениях, сексуальной практике для поддержания
энергетического баланса организма и занятиях алхимией. Именно алхимия и
считалась высшим путем к обретению бессмертия.
Алхимия разделялась даосами на два типа - внешняя (вэй дань) и
внутренняя (нэй дань). Из них только первая являлась алхимией в собственном
смысле этого слова. Она предполагала создание в алхимической реторте как бы
действующей модели космоса, в котором под воздействием огня вызревает
эликсир бессмертия. Главное отличие китайской алхимии от европейской – ее
исходная теснейшая связь с медициной: в китайской алхимии даже золото
«изготовлялось» как эликсир бессмертия.
К Х в. «внешняя» алхимия пришла в упадок, и ей на смену пришла
«внутренняя» алхимия. Она представляла собой алхимию только по названию,
поскольку была ничем иным, как упорядоченным комплексом сложных
психофизических упражнений, направленных на трансформацию сознания адепта и
изменение ряда его психофизиологических параметров. Однако, она
заимствовала у собственно алхимии ее терминологию, способы описания
практики, сделав названия минералов и веществ символами психофизических
процессов и их структур.
Последователи «внутренней» алхимии исходили из положения о полном
подобии микрокосма и макрокосма, человеческого тела и вселенной. А раз в
теле человека есть все, что есть и в космосе, то нет никакой необходимости
создавать его модель в тиглях и ретортах: само тело является подобной
моделью. Следовательно, можно создать новое бессмертное тело из веществ,
соков и энергий собственного тела. Особое внимание в практике «внутренней»
алхимии уделялось управлению энергиями, протекающими, согласно ее теории,
по особым «каналам» (цзин) тела, и накапливающимися в особых резервуарах
(дань тянь, инд. чакры). Управление же энергиями достигалось при помощи
концентрации сознания и визуализации (ци гун).
Даосизм и культурные достижения Китая
Даосскими алхимиками был накоплен ценнейший эмпирический материал в
области химии и медицины. В процессе поиска эликсира бессмертия проводились
бесчисленные опыты, которые привели к ряду побочных открытий (например, был
открыт порох в XI-XII вв.). Но эти побочные открытия теоретически не
осмыслялись, поэтому они и не сыграли существенной роли в развитии
естественных и технических наук.
Астрологией занимались еще древние конфуцианцы. В отличие от
конфуцианцев, бдительно следивших за светилами и использовавших их
перемещения и небесные феномены в политической борьбе, даосы видели в
астрологии возможности для гаданий и предсказаний. Хорошо зная небосвод,
расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт,
атласов и календарей. Став в средневековом Китае монополистами в области
оккультных наук, даосы составляли гороскопы и делали предсказания; причем
без совета даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела, а
женитьба в Китае всегда начиналась с обмена гороскопами, точнее, с присылки
гороскопа невесты в дом жениха.
Одной из популярных оккультных наук была геомантия (фэншуй). Связав
небесные явления, звезды и планеты со знаками зодиака и странами света, с
космическими силами и символами (Небо, Земля, инь, ян, пять первоэлементов
и т.п.), геоманты разработали сложную систему взаимодействия между всеми
этими силами и земным рельефом. Только при благоприятном сочетании небесных
сил участок земли считался подходящим для строительства, устройства могилы
или приобретения в собственность. Показательно, что компас, одно из
величайших изобретений китайцев, появился именно в недрах геомантии и для
ее нужд, т.е. для ориентировки на местности.
Многое сделали даосы для китайской медицины. Опираясь на практический
опыт знахарей-шаманов и придав этому опыту свои мистические выкладки и
магические приемы, даосы в процессе поисков бессмертия познакомились с
анатомией и функциями человеческого организма. Многие их рекомендации,
лечебные средства и методы оказывались достаточно обоснованными и давали
положительные результаты.
Практика внутренней алхимии позволила заложить теоретические основы
китайской медицины. Согласно им в организме человека циркулирует «жизненная
энергия» — ци, представляющая собой интегральную функцию всей деятельности
организма, его энергии, тонуса жизненности. Другим постулатом китайской и
восточной медицины вообще является учение о том, что форма проявления
жизненной энергии — взаимодействие и борьба таких «полярных сил», как ян
(положительная сила) и инь (отрицательная сила). На принципе ян-инь (он
описывает картину мира в религиозно-философском мышлении древних китайцев)
восточные ученые основывают взаимоотношение органов между собой и их связи
с покровами тела. Регулируя обмен веществ, т.е. противоположно направленные
процессы ассимиляции и диссимиляции, явления возбуждения и торможения и
т.д. можно повлиять на 44 отдельных органа (или на весь организм) и
изменить его энергетические уровни. С этих позиций болезнь — нарушение
равновесия в распределении энергии между ян и инь. Измерения в
распределении энергии осуществляется посредством воздействия на точки
акупунктуры, число которых равно 696.
На основе этих положений в Китае были разработаны такие методы
традиционной медицины, как иглоукалывание, прижигание, массаж и др. Эти
методы представляют собой разновидность рефлексотерапии, когда воздействие
на больной организм осуществляется путем раздражения строго определенных
участков кожи — точек акупунктуры (биологически активные точки).
Согласно схеме восточной медицины, «жизненная энергия» в процессе се
циркуляции проходит последовательно все органы и делает кругооборот за
сутки. Поэтому тот или иной орган наиболее восприимчив к лечению в
определенный момент суток, что находит параллели в исследованиях
биологических ритмов, получающих все большее распространение в современной
медицине и биологии.
Никому не известно, каких таинственных результатов достигали адепты
внутренней алхимии, но многое из ее упражнений и приемов живо в Китае и в
наши дни. Прежде всего, это знаменитая гимнастика ци гун («работа с
энергией-ци»), применяющаяся не только в оздоровительных, но и чисто
медицинских, лечебных целях (в Китае существуют даже клиники,
специализирующиеся по цигунотерапии). Определенные элементы практики
внутренней алхимии просматриваются и в приемах знаменитых китайских
«воинских искусств» (у шу), столь популярных ныне на Западе и в нашей
стране. «У шу» используются также и для оздоровления организма. В настоящее
время в древнем китайском городе Лояне проводятся международные
соревнования по «у шу». Гимнасты многих стран: США, Японии, Канады,
Франции, Сингапура, Таиланда и др. вместе с китайцами участвуют в девяти
видах соревнования: упражнениях с саблей, пикой, мечом, двумя мечами,
борьбе с холодным оружием и без оружия.
Популярность «у шу» — наглядный пример того, как входят в современный
быт страны старые традиции китайской культуры, как получают они право на
жизнь в современном китайском обществе с его бурными темпами экономического
развития, компьютерами, электроникой и ультрасовременными дискотеками.
Даосизм иногда называют национальной религией Китая, но это
определение не совсем верно. Во-первых, даосизм распространился и среди
некоторых других народов, живущих по соседству с китайцами. Во-вторых,
даосы не только не проповедовали свою религию в обществе, но, напротив,
тщательно скрывали свои секреты от непосвященных и даже не позволяли
мирянам присутствовать на наиболее важных молебнах. К тому же даосизм
всегда был разделен на множество самостоятельных сект, где «искусство Дао»
передавалось от учителя к ученику в тайне от посторонних.
Образованные верхи обращались чаще всего к философии даосизма, и его
древнему культу простоты и естественности, слияния с природой и свободы
самовыражения. Специалисты не раз отмечали, что каждый китайский
интеллигент, будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе,
подсознательно, всегда был немного даосом. Особенно это касалось тех, чья
индивидуальность была выражена более ярко и чьи духовные потребности
выходили за рамки официальных норм. Открывавшиеся даосизмом возможности в
сфере самовыражения мысли и чувств привлекали многих китайских поэтов,
художников, мыслителей. Но это не было оттоком от конфуцианства – просто
даосские идеи и принципы наслаивались на конфуцианскую основу и тем
обогащали ее, открывая новые возможности для творчества.
Необразованные низы искали в даосизме иное. Их прельщали социальные
утопии с уравнительным распределением имуществ при жесточайшей
регламентации жизненного порядка. Эти теории играли свою роль в качестве
знамени в ходе средневековых крестьянских восстаний проходивших под даосско-
буддийскими лозунгами. Кроме того с народными массами даосизм был связан
обрядами, практикой гадания и врачевания, суеверий и оберегов, верой в
духов, культом божеств и патронов, магией и лубочно-мифологической
иконографией.
Даосизм без преувеличения можно назвать подлинным фокусом китайской
культуры, ведь он обеспечивал преемственность между элитарной мудростью Дао
и верованиями простонародья, принципами внутреннего совершенствования и
всем жизненным укладом китайцев. Для даосов их религия была лишь чем-то
вроде «полезной иллюзии», ведь образы богов, как и весь видимый мир,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10