Информатизация общества: социально-философский аспект

телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных

исследований психологов.

На повестке дня активное развитие научного направления -

информационной (компьютерной) психологии.

Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:

- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной

техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);

- “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с

ЭВМ, а не с людьми;

- утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто

находящиеся в виртуальной реальности.

Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ,

специалистов по эргономике, а также пользователей.

Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например,

люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л.Чижевским , насыщая

воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных

помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека,

снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой

жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что

снижает утомляемость глаз.

В социально-экономическом отношении очень важна практическая

реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно

использующим в своей работе компьютерную технику.

7.3. Варианты социализации различных социальных групп

В условиях информатизации все современные средства коммуникации и

компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не

нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в

условиях информатизации:

- проблема языковой коммуникации.

Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит,

электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть

естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях

России широкое распространение нерусифицированных программных средств,

формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации -

тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной

лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют

социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.

- информационная безопасность личности.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности

информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в

интересах граждан, организаций и государства[1].

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на

получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком

из разных источников информация не препятствует свободному формированию и

развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное давление с целью изменения

мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния

людей;

- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной

информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по

себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими

процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности

контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на

много порядков выше самой информации[2].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в

большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу.

Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не

представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который

будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять

“зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении -

компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в

информационных системах[3].

- компьютерная преступность, вирусы.

Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со

злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных

антивирусных программ - “AIDSTEST” - ее автор Д.Лозинский обновляет иногда

даже дважды в неделю.

Попытка создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать

себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться,

“прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.Лозинский

считает их жалкими созданиями[4].

7.4. Информационный образ жизни

Существует два смысла этого понятия:

1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни

в значительной степени пронизываются информационными отношениями,

базирующимися на современных информационных технологиях;

2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости

развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ

жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил

информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному

образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества

в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими

условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в

том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой:

изменение одной из них ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: - трудовая;

- общественно-политическая;

- учебная;

- бытовая;

-социально-культурная;

- досуговая деятельность.

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для

совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.

- общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с

использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью).

Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной

связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм,

принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также

новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.

- учебная деятельность

Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами

создания и реализации концепции образования [5] людей, которым предстоит

жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования,

наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей,

гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических -

компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы

знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых

компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут

осуществить смену парадигмы образования: от “наполнения сосуда” к

“воспламенению факела”, т.е. раскрытию и развитию индивидуальных

возможностей человека.

Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих

мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового,

производственного (учебного) и экономического поведения .

Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно

использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование

индивидуализации обучения.

В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об

образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми

информационными технологиями в учебном процессе.

- бытовая деятельность

Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными

более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних

устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой

(домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном,

проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В

России под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная

модель.

Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в

домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-

справочных, игровых и других задач.

Важными областями применения бытовых компьютеров также являются:

- обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным

базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и

др.);

- автоматическое управление домашним хозяйством (управление

микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной

системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и

безопасности жилища и др.).

- социально-культурная деятельность

Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими

в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и

игре, но и на искусстве.

Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM

“Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х -

начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его

развития и так называемую “временную линию”, позволяющие вести анализ

развития русского искусства во времени и пространстве.

- досуговая деятельность

В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений”[6].

Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства

и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).

За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств.

Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения

интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В

четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при

одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения

логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты