телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных
исследований психологов.
На повестке дня активное развитие научного направления -
информационной (компьютерной) психологии.
Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:
- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной
техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);
- “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с
ЭВМ, а не с людьми;
- утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.
Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто
находящиеся в виртуальной реальности.
Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ,
специалистов по эргономике, а также пользователей.
Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например,
люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л.Чижевским , насыщая
воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных
помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека,
снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой
жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что
снижает утомляемость глаз.
В социально-экономическом отношении очень важна практическая
реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно
использующим в своей работе компьютерную технику.
7.3. Варианты социализации различных социальных групп
В условиях информатизации все современные средства коммуникации и
компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не
нивелировать ее, стандартизуя человека.
Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в
условиях информатизации:
- проблема языковой коммуникации.
Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит,
электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть
естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях
России широкое распространение нерусифицированных программных средств,
формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации -
тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.
Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной
лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют
социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.
- информационная безопасность личности.
Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности
информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в
интересах граждан, организаций и государства[1].
Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на
получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком
из разных источников информация не препятствует свободному формированию и
развитию его личности.
В качестве воздействия на личность могут выступать:
- целенаправленное информационное давление с целью изменения
мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния
людей;
- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;
- использование неадекватного восприятия людьми достоверной
информации.
Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по
себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими
процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности
контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на
много порядков выше самой информации[2].
Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в
большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу.
Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не
представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который
будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять
“зомбирование”.
За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении -
компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в
информационных системах[3].
- компьютерная преступность, вирусы.
Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со
злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных
антивирусных программ - “AIDSTEST” - ее автор Д.Лозинский обновляет иногда
даже дважды в неделю.
Попытка создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать
себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться,
“прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.Лозинский
считает их жалкими созданиями[4].
7.4. Информационный образ жизни
Существует два смысла этого понятия:
1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни
в значительной степени пронизываются информационными отношениями,
базирующимися на современных информационных технологиях;
2. информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости
развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ
жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил
информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному
образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.
Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества
в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими
условиями.
Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в
том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой:
изменение одной из них ведет к изменению другой.
Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: - трудовая;
- общественно-политическая;
- учебная;
- бытовая;
-социально-культурная;
- досуговая деятельность.
Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для
совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.
- общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с
использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью).
Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной
связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм,
принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также
новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.
- учебная деятельность
Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами
создания и реализации концепции образования [5] людей, которым предстоит
жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования,
наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей,
гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических -
компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы
знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых
компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут
осуществить смену парадигмы образования: от “наполнения сосуда” к
“воспламенению факела”, т.е. раскрытию и развитию индивидуальных
возможностей человека.
Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих
мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового,
производственного (учебного) и экономического поведения .
Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно
использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование
индивидуализации обучения.
В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об
образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми
информационными технологиями в учебном процессе.
- бытовая деятельность
Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными
более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних
устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой
(домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном,
проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В
России под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная
модель.
Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в
домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-
справочных, игровых и других задач.
Важными областями применения бытовых компьютеров также являются:
- обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным
базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и
др.);
- автоматическое управление домашним хозяйством (управление
микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной
системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и
безопасности жилища и др.).
- социально-культурная деятельность
Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими
в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и
игре, но и на искусстве.
Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM
“Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х -
начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его
развития и так называемую “временную линию”, позволяющие вести анализ
развития русского искусства во времени и пространстве.
- досуговая деятельность
В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений”[6].
Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства
и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).
За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств.
Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения
интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В
четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при
одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения
логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13