Появление информации в качестве потребительских благ ведет к
качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель
жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества особо
важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а
организационно-информационные факторы - “порядки”[9]. Уровень и образ жизни
начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды,
книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.
Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому,
что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия,
включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития
человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться
потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет
к деградации общества.
Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира[10].
Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности
преодолеть своеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф.Хирш
определил как феномен "позиционной экономики", в которой важен не
абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими
членами общества. В экономике, где важно не потреблять , а потреблять
больше других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья
обществу в целом. Например, важным становится не качество автомобиля, а его
относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком
обществе превращается в бесконечные "крысиные гонки". Неравенство из
средства стимулирования производителя превращается в самоцель.
Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть
всеобщая уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американец
соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новое
качество мотивации.
Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из
опорных элементов концепции постиндустриального общества И.Масуды,
некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная
теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа:
"материальные потребности - производство материальных благ - потребление -
удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальные
потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности
в достижении - производство информации - действие по достижению цели -
удовлетворение - развитие информационной производительной силы -
потребности в достижении".
Речь идет о новом качестве японской модели. Об этом, кстати, говорит
и то, что конкуренция на мировом рынке заставляет американские корпорации
все в большей мере использовать именно японский опыт.
Для преодоления опасности возникновения общества потребления
необходимо:
- систематически в масштабах государства необходимо производить поиск
и отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности, творческой
работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Эта направление
должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический
характер;
- формировать общественное мнение о необходимости трудовой
деятельности и творчества, воспитывать с детства установку на это.
- создавать гибкую, совершенную систему материального и морального
стимулирования деятельности как таковой.
Библиографический список
ГЛАВА 1
1. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.
2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.
3. Porat M. Global implications of information Society. J.Community, 1978,
Winter, p.76.
4. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или
научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с.153.
5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.
ГЛАВА 2
1. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции
общества. М.: МГСУ, 1996.
2. Шемакин Ю.И. Теоретическая информатика. М.: МГСУ, 1995.
3. Соколов А.В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник
ВОИВТ, 1990, № 3, с.45-51.
ГЛАВА 3
1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. “Слухи” как социальный
феномен // Социс, 1993, № 1, с.82-88.
2. Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция:
наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-
26.
3. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и
социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127.
4. Дьячков М.В. Языковая политика в современной России // Социс, 1993, №9,
с.101.
5. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987.
6. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995,
с.149.
7. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-
Петербург, 1994, с.54.
8. Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.
ГЛАВА 4
1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального
общества // Социальная информатика-94.
2. Юревич А.В., Агамова Н.С., Цапенко И.П. Куда ученому податься //
Независимая газета, 17 ноября 1994 года.
3. На пути к информационному обществу. ”Автоматизированные информационные
ресурсы России. Состояние и тенденции развития” (Национальный доклад) //
Вестник РОИВТ, 1994, № 4-5, с.5-66.
4. Башин М. Троянский конь на информационных полях // Деловой мир, 2 июля
1994 года.
5. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993, с.22.
6. Концепция системы баз и банков данных в СССР // Вестник ВОИВТ, 1990, №
4, с.28.
7. Бугроменко В.Н. TERRA SOCIUM // Социс, 1992, № 11, с. 70.
8. Гусева Т.И. Персональные компьютеры в сфере информационных ресурсов //
Социальная информатика. М., 1990, с.154.
ГЛАВА 5
1. Что за “ядерным чемоданчиком”? // Правда, 20 апреля 1994 г.
2. Ершов А.П.
3. Проблемы информатизации , № 3/4,1993, с.81-88.
4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с.217.
5. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию
цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993,
№ 1-3, с.35-45.
6. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская
газета, 22 февраля 1995 года.
7. PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г
ГЛАВА 6
1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального
общества // Социальная информатика-94. М., 1994.
2. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991.
3. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или
научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.
4. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября
1995 года.
5. Кулаков В. Мир портативных ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г., с.16-28.
6. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-
Петербург, 1994, с.56.
7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для
вузов) // Социс,1994, № 11, с.59.
8. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник
ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.
9. Выступление Ракитова А.И. в Миннауке , статистика по российскому
научному потенциалу.
10. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к
информационной культуре общества // Коммугист, 1988, № 2, с.82-92.
ГЛАВА 7
1. Концепция информационной безопасности РФ (проект) М. 1994, с.40.
2. См. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и
безопасности личности // Философская и социологическая мысль, 1991, № 4,
с.93-99; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества,
государства // Военная мысль, 1993, № 10.
3. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как
прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь
1994.
4. Лозинский Д.” Компьютерный вирус - это СПИД для машин. Но без резиновых
перчаток можно обойтись // Вечерний клуб, 1994, 20 октября.
5. См. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев
В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная
информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в
искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов
Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995.
6. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли.
М., 1990, гл.2. Область ИТ: услуги развлечения, с.147-157.
7. Домашний компьютер вытеснит телевизор с рынка multimedia // Компьютерра,
6 июня 1994 года.
ГЛАВА 8
1. Коптюг В. Корабль цивилизации надо суметь провести между Сциллой и
Харибдой // Правда, 1994, 13 апреля.
2. Уилсон И. Новая американская тенденция: индивидуализм, плюрализм,
децентрализация // Америка, 1982, май, с.4.
3. Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному обществу //
Вестник ВОИВТ, 1990, № 3, с.
4. Стьютвилл Дж. Новая волна предпринимательства (реферат) // США: ЭПИ,
1988, № 6, с.71-75; № 7, с.70-77.
5. Гай Д. “Лишних” денег у среднего американца нет // Вечерняя Москва,
1994, 23 сентября.
6. Вильховченко Э.Д. Технократические тупики развития наемного труда //
Социс, 1993, № 5, с.122-133.
7. Орехов А.М. Информатизация общества - информационное общество //
Социальная информатика - 93, М., 1993, с.32-35.
8. Перегудов С., Холодковский К. Политическая партия, мировой опыт и
тенденции развития // Свободная мысль, 19 91 , № 5.
9. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник
ВОИВТ, 1990, № 2,с.29-30.
10. Маляров И. Японский прорыв . Значение для советского общества //
Свободная мысль, 1991. N 15, с.102 - 110.
-----------------------
[1] - от лат. mediatus - выступающий посредником
[2] - от лат. cognitio - знание, познание
[3] от англ. relation - связь
[4] - от греч. - учение о знаках. Семиотика - учение о знаках,
свойствах знаковых систем (ее разделы - синтактика, семантика, прагматика)
[5] термин “безбумажная информатика” введен академиком Глушковым В.М.
[6] - широкий обмен мыслями, значениями, в которые вступает каждый
новый автор и каждый новый текст;
[7] - взаимодействие между текстами
[8] кадастр, регистр - свод сведений о чем либо;
государственная кадастровая информация об объекте представляет собой
обязательный блок данных в базе данных об этом объекте;
[9] от англ. host - главная машина.
[10] АСУ - автоматизированные системы управления
[11] - библейское морское чудовище, символ государства-монстра.
[12] По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от25-64
лет имеют высшее образование. Для сравнения: в Канаде - 30%, в Швеции -
21%, в Германии - 17%, в Италии -6%.
[13] зомби - восставший мертвец, автоматически выполняющий команды
[14] on-line - оперативно доступный
[15] нововведение
[16] саморганизующимися
[17] от лат. bifurcus - раздвоенный
[18] от англ. pool - общий котел
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13