Информатизация общества: социально-философский аспект

Появление информации в качестве потребительских благ ведет к

качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель

жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества особо

важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а

организационно-информационные факторы - “порядки”[9]. Уровень и образ жизни

начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды,

книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.

Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому,

что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия,

включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития

человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться

потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет

к деградации общества.

Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира[10].

Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности

преодолеть своеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф.Хирш

определил как феномен "позиционной экономики", в которой важен не

абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими

членами общества. В экономике, где важно не потреблять , а потреблять

больше других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья

обществу в целом. Например, важным становится не качество автомобиля, а его

относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком

обществе превращается в бесконечные "крысиные гонки". Неравенство из

средства стимулирования производителя превращается в самоцель.

Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть

всеобщая уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американец

соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новое

качество мотивации.

Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из

опорных элементов концепции постиндустриального общества И.Масуды,

некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная

теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа:

"материальные потребности - производство материальных благ - потребление -

удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальные

потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности

в достижении - производство информации - действие по достижению цели -

удовлетворение - развитие информационной производительной силы -

потребности в достижении".

Речь идет о новом качестве японской модели. Об этом, кстати, говорит

и то, что конкуренция на мировом рынке заставляет американские корпорации

все в большей мере использовать именно японский опыт.

Для преодоления опасности возникновения общества потребления

необходимо:

- систематически в масштабах государства необходимо производить поиск

и отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности, творческой

работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Эта направление

должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический

характер;

- формировать общественное мнение о необходимости трудовой

деятельности и творчества, воспитывать с детства установку на это.

- создавать гибкую, совершенную систему материального и морального

стимулирования деятельности как таковой.

Библиографический список

ГЛАВА 1

1. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.

3. Porat M. Global implications of information Society. J.Community, 1978,

Winter, p.76.

4. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или

научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с.153.

5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.

ГЛАВА 2

1. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции

общества. М.: МГСУ, 1996.

2. Шемакин Ю.И. Теоретическая информатика. М.: МГСУ, 1995.

3. Соколов А.В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник

ВОИВТ, 1990, № 3, с.45-51.

ГЛАВА 3

1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. “Слухи” как социальный

феномен // Социс, 1993, № 1, с.82-88.

2. Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция:

наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-

26.

3. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и

социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127.

4. Дьячков М.В. Языковая политика в современной России // Социс, 1993, №9,

с.101.

5. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987.

6. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995,

с.149.

7. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-

Петербург, 1994, с.54.

8. Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.

ГЛАВА 4

1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального

общества // Социальная информатика-94.

2. Юревич А.В., Агамова Н.С., Цапенко И.П. Куда ученому податься //

Независимая газета, 17 ноября 1994 года.

3. На пути к информационному обществу. ”Автоматизированные информационные

ресурсы России. Состояние и тенденции развития” (Национальный доклад) //

Вестник РОИВТ, 1994, № 4-5, с.5-66.

4. Башин М. Троянский конь на информационных полях // Деловой мир, 2 июля

1994 года.

5. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993, с.22.

6. Концепция системы баз и банков данных в СССР // Вестник ВОИВТ, 1990, №

4, с.28.

7. Бугроменко В.Н. TERRA SOCIUM // Социс, 1992, № 11, с. 70.

8. Гусева Т.И. Персональные компьютеры в сфере информационных ресурсов //

Социальная информатика. М., 1990, с.154.

ГЛАВА 5

1. Что за “ядерным чемоданчиком”? // Правда, 20 апреля 1994 г.

2. Ершов А.П.

3. Проблемы информатизации , № 3/4,1993, с.81-88.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с.217.

5. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию

цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993,

№ 1-3, с.35-45.

6. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская

газета, 22 февраля 1995 года.

7. PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г

ГЛАВА 6

1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального

общества // Социальная информатика-94. М., 1994.

2. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991.

3. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или

научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.

4. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября

1995 года.

5. Кулаков В. Мир портативных ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г., с.16-28.

6. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-

Петербург, 1994, с.56.

7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для

вузов) // Социс,1994, № 11, с.59.

8. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник

ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

9. Выступление Ракитова А.И. в Миннауке , статистика по российскому

научному потенциалу.

10. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к

информационной культуре общества // Коммугист, 1988, № 2, с.82-92.

ГЛАВА 7

1. Концепция информационной безопасности РФ (проект) М. 1994, с.40.

2. См. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и

безопасности личности // Философская и социологическая мысль, 1991, № 4,

с.93-99; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества,

государства // Военная мысль, 1993, № 10.

3. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как

прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь

1994.

4. Лозинский Д.” Компьютерный вирус - это СПИД для машин. Но без резиновых

перчаток можно обойтись // Вечерний клуб, 1994, 20 октября.

5. См. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев

В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная

информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в

искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов

Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995.

6. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли.

М., 1990, гл.2. Область ИТ: услуги развлечения, с.147-157.

7. Домашний компьютер вытеснит телевизор с рынка multimedia // Компьютерра,

6 июня 1994 года.

ГЛАВА 8

1. Коптюг В. Корабль цивилизации надо суметь провести между Сциллой и

Харибдой // Правда, 1994, 13 апреля.

2. Уилсон И. Новая американская тенденция: индивидуализм, плюрализм,

децентрализация // Америка, 1982, май, с.4.

3. Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному обществу //

Вестник ВОИВТ, 1990, № 3, с.

4. Стьютвилл Дж. Новая волна предпринимательства (реферат) // США: ЭПИ,

1988, № 6, с.71-75; № 7, с.70-77.

5. Гай Д. “Лишних” денег у среднего американца нет // Вечерняя Москва,

1994, 23 сентября.

6. Вильховченко Э.Д. Технократические тупики развития наемного труда //

Социс, 1993, № 5, с.122-133.

7. Орехов А.М. Информатизация общества - информационное общество //

Социальная информатика - 93, М., 1993, с.32-35.

8. Перегудов С., Холодковский К. Политическая партия, мировой опыт и

тенденции развития // Свободная мысль, 19 91 , № 5.

9. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник

ВОИВТ, 1990, № 2,с.29-30.

10. Маляров И. Японский прорыв . Значение для советского общества //

Свободная мысль, 1991. N 15, с.102 - 110.

-----------------------

[1] - от лат. mediatus - выступающий посредником

[2] - от лат. cognitio - знание, познание

[3] от англ. relation - связь

[4] - от греч. - учение о знаках. Семиотика - учение о знаках,

свойствах знаковых систем (ее разделы - синтактика, семантика, прагматика)

[5] термин “безбумажная информатика” введен академиком Глушковым В.М.

[6] - широкий обмен мыслями, значениями, в которые вступает каждый

новый автор и каждый новый текст;

[7] - взаимодействие между текстами

[8] кадастр, регистр - свод сведений о чем либо;

государственная кадастровая информация об объекте представляет собой

обязательный блок данных в базе данных об этом объекте;

[9] от англ. host - главная машина.

[10] АСУ - автоматизированные системы управления

[11] - библейское морское чудовище, символ государства-монстра.

[12] По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от25-64

лет имеют высшее образование. Для сравнения: в Канаде - 30%, в Швеции -

21%, в Германии - 17%, в Италии -6%.

[13] зомби - восставший мертвец, автоматически выполняющий команды

[14] on-line - оперативно доступный

[15] нововведение

[16] саморганизующимися

[17] от лат. bifurcus - раздвоенный

[18] от англ. pool - общий котел

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты