Информатизация общества: социально-философский аспект

- измерительная группа: меры;

- пространственные ориентиры;

- сигналы в контуре управления;

- обряды.

2) Письменная фаза

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность

обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в

развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма

моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом,

научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать

социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность

явилась семиотической революцией в знаковых способах организации

общества[3].

Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в

живом виде[4].

Проблема “левшей”, ее социальное значение.

“Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском возрасте уменьшает

возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект

нации.

Дорожные знаки - идиографическое письмо.

3) Книжная фаза

Станок Гутенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания.

Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров,

Петр Мстиславец - 1563-1564.

Появление возможности обеспечить сохранение авторства,

интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более

массовый и оперативный обмен информацией.

“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое сохраняло мысль

личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу

человека.

Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е.

сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот

факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и

большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему

большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов

передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что

информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу -

информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов -

существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития

книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания,

например, обезличенная массовая коммуникация, опозиционная информационно-

документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном

кризисе.

Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется

противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными

читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче

открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они

еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных

и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических

средств для снятия информационного кризиса.

Книга в настоящее время приобретает электронную форму.

Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как

атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более

50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга.

Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской

национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М.Е.Салтыкова-

Щедрина, г. С.-Петербург).

4) Компьютерная фаза

Новый безбумажный[5] этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага

необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль

систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на

длительные расстояния взяла на себя техника[5].

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной

коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в

опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или

промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте

общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” -

главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной

коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог

“человек - человек”[6].

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из

компьютерной книги? [7]

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных

информационных сетей компьютерная книга становится составной частью

глобального полилога[6] и интертекста[7].

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и

оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к

диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее

потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз

знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую

индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет

социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода

от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной

культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной

готовностью к трансформации.

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе

информационного обмена.

Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной

сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.

Другой причиной популярности данных технологий является

предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных

информационных потребностей.

Блок-схема социальной коммуникации [8]

1 2

3

Восприятие

4

1-отправитель;

2- физический канал;

3- получатель;

4- обучение за длительное время.

- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).

Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты:

выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так

называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков

получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна

только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что

передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере

повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и

“статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу,

восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую

площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс

обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество

отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав

набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс

освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени.

Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают

в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому

развитию социальной культуры.

4. Информационные ресурсы общества

4.1.Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки,

содержание, симптомы в социальной практике, последствия

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении

эффективности информационного обмена:

- резко возрос объем публикуемых данных;

- между группами разных специалистов стало трудно общаться;

- возрос объем неопубликованной информации;

- выросла проблема межязыкового обмена в мире.

Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кризиса -

явление информационного “тромбоза”, т.е. информационного “взрыва”

(лавинообразного роста объемов социоинформации), сопровождающегося

информационным “голодом” (физиологическими ограничениями человека в

восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной

информации из общего потока).

Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса стало

создание в 1971 микропроцессора.

Таким образом, самой актуальной и острой в мире является проблема

создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов

(ИР). Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного

ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других

ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени

связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры,

эффективностью формирования, размещения и использования информационных

ресурсов и продуктов.

4.2. Информационный ресурс общества - определение понятия

Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним из

ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого

понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные

информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на

рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные

информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно

развитых стран от источников информации (технической, экономической,

политической, военной), а также от уровня развития и эффективности

использования средств передачи и переработки информации.

Понятие ИР находится в стадии формирования, трудность его однозначного

определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как

“знания”, “информация”, “данные” и т.д.

ИРО могут быть определены как накопленные в обществе знания,

подготовленные для целесообразного социального использования [1].

Представим схему создания и развития ИРО :

Живое знание Информацион.

Информацион.

ресурс о-ва

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты