- измерительная группа: меры;
- пространственные ориентиры;
- сигналы в контуре управления;
- обряды.
2) Письменная фаза
Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность
обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в
развитии).
Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма
моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом,
научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать
социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность
явилась семиотической революцией в знаковых способах организации
общества[3].
Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в
живом виде[4].
Проблема “левшей”, ее социальное значение.
“Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском возрасте уменьшает
возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект
нации.
Дорожные знаки - идиографическое письмо.
3) Книжная фаза
Станок Гутенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания.
Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров,
Петр Мстиславец - 1563-1564.
Появление возможности обеспечить сохранение авторства,
интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более
массовый и оперативный обмен информацией.
“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое сохраняло мысль
личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.
Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу
человека.
Избыточность текста (проза, поэзия).
Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е.
сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот
факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и
большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему
большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов
передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что
информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу -
информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов -
существенно ниже.
Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития
книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания,
например, обезличенная массовая коммуникация, опозиционная информационно-
документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном
кризисе.
Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется
противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными
читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче
открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они
еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных
и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).
Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических
средств для снятия информационного кризиса.
Книга в настоящее время приобретает электронную форму.
Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как
атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).
В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более
50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга.
Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской
национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М.Е.Салтыкова-
Щедрина, г. С.-Петербург).
4) Компьютерная фаза
Новый безбумажный[5] этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага
необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль
систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на
длительные расстояния взяла на себя техника[5].
Главное отличие электронного диалога от межличностной устной
коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в
опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или
промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте
общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” -
главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной
коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог
“человек - человек”[6].
Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из
компьютерной книги? [7]
Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных
информационных сетей компьютерная книга становится составной частью
глобального полилога[6] и интертекста[7].
Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и
оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к
диалогу с ней.
В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее
потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз
знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую
индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.
Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет
социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода
от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной
культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной
готовностью к трансформации.
Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе
информационного обмена.
Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной
сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.
Другой причиной популярности данных технологий является
предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных
информационных потребностей.
Блок-схема социальной коммуникации [8]
1 2
3
Восприятие
4
1-отправитель;
2- физический канал;
3- получатель;
4- обучение за длительное время.
- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).
Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты:
выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так
называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков
получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна
только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что
передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере
повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и
“статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу,
восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую
площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс
обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество
отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав
набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс
освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени.
Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают
в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому
развитию социальной культуры.
4. Информационные ресурсы общества
4.1.Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки,
содержание, симптомы в социальной практике, последствия
Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении
эффективности информационного обмена:
- резко возрос объем публикуемых данных;
- между группами разных специалистов стало трудно общаться;
- возрос объем неопубликованной информации;
- выросла проблема межязыкового обмена в мире.
Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кризиса -
явление информационного “тромбоза”, т.е. информационного “взрыва”
(лавинообразного роста объемов социоинформации), сопровождающегося
информационным “голодом” (физиологическими ограничениями человека в
восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной
информации из общего потока).
Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса стало
создание в 1971 микропроцессора.
Таким образом, самой актуальной и острой в мире является проблема
создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов
(ИР). Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного
ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других
ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени
связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры,
эффективностью формирования, размещения и использования информационных
ресурсов и продуктов.
4.2. Информационный ресурс общества - определение понятия
Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним из
ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого
понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные
информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на
рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные
информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно
развитых стран от источников информации (технической, экономической,
политической, военной), а также от уровня развития и эффективности
использования средств передачи и переработки информации.
Понятие ИР находится в стадии формирования, трудность его однозначного
определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как
“знания”, “информация”, “данные” и т.д.
ИРО могут быть определены как накопленные в обществе знания,
подготовленные для целесообразного социального использования [1].
Представим схему создания и развития ИРО :
Живое знание Информацион.
Информацион.
ресурс о-ва
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13