предметная среда”[7] реализует социопространственный (территориальный)
аспект жизнедеятельности людей. Должен стать общеизвестным, а также
постоянно отслеживаться в динамике, например, следующий норматив: каждый
взрослый человек должен в год проехать с социально-культурными целями -
8000 км. (горожанин) или 6000 км. (селянин). Сегодня же горожанин в среднем
проезжает 3700 км. в год, а селянин всего 2100 км.
Очевидно, что необходимо научная проработка и фактографическое
наполнение на современном уровне и такого важного понятия как “социальное
время”.
Электронизация фактографических баз социальных данных в целом
находится в России лишь в начальной стадии.
Только наличие всего спектра ЭВМ от персональных до супер, обладающих
соответствующих своему классу ресурсами, наличие развитых средств связи, а
также современное программное обеспечение (как резидентное, так и
распределенное) даст практическую возможность коллективного использования
информационных ресурсов внутри страны и активного обмена с зарубежными
базами и банками данных[8].
Решение комплекса социальных и технических проблем активизации
информационных ресурсов России, иначе говоря, увеличения ее информационного
потенциала, позволит создать необходимую для прогрессивного развития
информационную среду общества.
5. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия
Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в
обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации.
Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой
происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации -
реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием
информатизации.
Необходимо отметить, что понятие “социальное” трактуется в широком и в
узком смысле слова:
- “социальное” в широком смысле слова тождественно понятию
“общественное”. Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок
информатизации - это анализ реального и необходимого состояния всех сфер
жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать
информатизацию;
- “социальное” в узком смысле слова. При этом подходе рассматриваются
информационные особенности существования различных социальных групп,
уровень их готовности к процессу информатизации, а также изучается
социальная структура в ее соотношении с процессом информатизации.
5.1. Технический аспект социальных условий и предпосылок
информатизации
Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов
информатизации. Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу
развития. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств,
позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации
(“Минск-32”, далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались АСУ[10] воздушным и
ж/д транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом[1]. 2-я фаза - 1983
год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию
средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (ответ на “вызов” Японии,
заявившей о создании машин пятого поколения). В 1989 году уточнялась
программа информатизации до 2005 года в связи с необходимостью отражения в
ней средств персональной информатики. 1993 год - начало 3 этапа.
Необходимость создания после распада СССР концепции информатизации РФ.
Техническая база информатизации существенно ослабла из-за принадлежности
ныне ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники
Украине и другим странам СНГ.
Рассматривая технический аспект условий информатизации в России
отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при
разумной конверсии позволяет решить технический аспект проблемы
информатизации. В качестве обнадеживающих тенденций можно отметить:
приближение качества так называемых “красной” и “желтой” сборок компьютеров
, тот факт, что в 1993 году уже каждый третий проданный в России
персональный компьютер был собран на ее территории, а также начало работ по
мелкосерийному производству супер-ЭВМ “Эльбрус”.
В обществе создается и динамично наращивает свои возможности развитая
коммуникационная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и
линиями связи. По состоянию КС можно оценить на каком этапе информатизации
(начальном, срединном, завершающем) находится то или иное общество. Этап
наступает при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение которых позволяет
раскрыть многоаспектность проблемы информатизации. А.П. Ершовым предложена
следующая метрика[2]:
- ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении
действующей в нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10
оп/сек/чел. (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной
сети);
- завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению
упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и
оперативный информационный контакт между членами общества по принципу
"каждый с каждым").
Средние темпы прироста вычислительной мощности КС в условиях
"нормального" развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие.
Весь этап информатизации общества в целом занимает около 7 десятилетий.
Примерный необходимый парк технических средств для обеспечения работы
узлов КС общества "полной информатизации" численностью населения порядка
100 млн.чел., таков:
Телефонные аппараты - 200 млн.ед.
Персональные компьютеры - 100 млн.ед.
Мини-компьютеры - 400 тыс.ед.
Средние ЭВМ - 40 тыс.ед.
Супер-ЭВМ - 400 ед.
Сравнительные данные начало 90-х годов:
- в России развернута телефонная сеть на 30 млн. аппаратов, т.е.
существенная для информатизации техническая предпосылка - уровень
телефонизации - весьма невысок. Количество телефонов на 1000 жителей в ряде
стран (по состоянию на 1991г): Швейцария - 1289; США - 650; Великобритания
- 521; СССР -111... Турция -55. По состоянию на 1993 год Россия по уровню
оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам
экспертов, в России работают около 7-8 млн. ПЭВМ, а их ежегодное пополнение
отечественной продукцией не превосходит 1 млн.ед.;
- в США функционирует более 250 млн. телефонных аппаратов и около 40
млн. ПЭВМ.
К 2000 году число пользователей в мире достигнет 1 млрд. и количество
купленных ПК превысит число купленных телевизоров.
Таким образом, Россия находится на начальной стадии информатизации,
США - в ее срединной фазе.
5.2. Экономические условия и предпосылки информатизации
Основной экономической предпосылкой является демонополизация
экономики.
Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств
различаются на три порядка (стоимость супер-компьютера - около 15-20 млн.
$). В стране продолжается экономический кризис. Стихийный процесс конверсии
не позволяет использовать возможности военной сферы для нужд
информатизации. Сегодня реальные финансовые средства для информатизации
имеют регионы.
Для производства недостающих России 300 млн. телефонных аппаратов
необходима радикальная перестройка целого ряда отраслей промышленности ,
что потребует громадных капиталовложений. Решение проблемы телефонизации в
России осуществляется преимущественно за счет систем космической связи
(введение системы “Экспресс”, имеющей в 3-4 раза большую чем у ныне
действующей системы “Горизонт” пропускную способность, совместная
эксплуатация военных спутников и т.д.).
Объем продаж в США "информационной" электроники в 80-х годах рос с
темпом в 10 раз за десятилетие.
5.3. Политические условия и предпосылки информатизации
Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось, является
демократизация. Лишь демократии нужна совершенная информационная среда.
При анализе политических условий информатизации в России важно
отметить, что в России весьма неглубоки корни демократии как нормы
политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации России связаны
с нелегитимным характером современной власти.
Отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в
Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на
информатизацию.
Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере.
1) степень мотивационной готовности населения к использованию новых
технологий информатизации. По данным социологов общая готовность россиян к
внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%,
практическая же готовность - 57,2%[3].
2) компьютерная грамотность россиян не соответствует необходимости
обеспечения высоких темпов информатизации, не говоря уж об информационной
культуре.
3) информационный образ жизни еще не является нормой жизни в России, а
информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей.
Новое информационное сознание находится в стадии становления (ценность
интеллекта человека в лучшем случае на одном уровне с его материальным
достатком).
4) достижение высокого культурно-духовного потенциала, составляющими
которого являются накопленные обществом знания, овеществленное духовное
богатство и люди, носители знаний. К сожалению, конкурентоспособность
отечественных научных разработок падает (1980г. - 9,1%, 1985г. - 7,4%,
1987г. - 5%), в России в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень
информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем американского
коллеги.
5.4. Исходные условия и альтернативные варианты развития процесса
информатизации в России
Сегодня в России идет процесс разрушения складывавшихся предпосылок
информатизации, соответствующих классическому подходу к информатизации
общества. Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть
технологическое отставание России от передовых стран мира, например:
- заимствование передовой информационной технологии с одновременным
обеспечением информационной безопасности России;
- определение образующих черт социальных преобразований будущего
(например, гармонизация информационного и экологического начал общества);
- использование в качестве основополагающего принципа информационного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13