8-10 раз [1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем
знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации
увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название
“информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о
начале века информации и включающих:
- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных
знаний;
- превышение материальными затратами на хранение, передачу и
переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса
(уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона
сблизились) [2].
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3].
Занятость
в ведущей отрасли
50% 1
2 3 4
...
время
1- материальном производстве (индустриальное общество),
2- сфере услуг (постиндустриальное общество),
3- сфере информационных услуг (информационное общество),
4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория
развития достаточно глубоко разработана западными исследователями:
Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером,
Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество
как “цивилизацию услуг”.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно
позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах
”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным
терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие
информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами
формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из
них.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие
этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева,
А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно
работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.
Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на
этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального
состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.
Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-
деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и
развития с помощью средств информатики с целью создания информационного
общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три
взаимосвязанных процесса:
- медиатизацию[1] - процесс совершенствования средств сбора, хранения
и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и
обработки информации, а также
- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и
порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала
общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Специалистами отмечается [4], что , к сожалению, социальная
информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных
процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной
техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие ,
качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных
информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и
процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной
интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и
ее информационной среды.
При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны
учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в
концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его
структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного
общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и
нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к
отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование
информационной среды.
Что же такое информационное общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И. Ракитова [5] общество считается
информационным, если:
- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке
страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или
бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую
информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных
и социально значимых задач;
- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду,
группе или организации современная информационная технология;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание
национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания
постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического
прогресса;
- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер
и отраслей производства и управления;
- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием
которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к
информатизации общества:
- технократический, когда информационные технологии считаются
средством повышения производительности труда и их использование
ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как
важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для
производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического подхода,
отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация” носят как
объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники
вообще и , в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет
“агрессивный” характер. Субъективно же существует весьма значительное число
людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное
мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические
дивиденты.
Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым
развитием общества. Основа информационной экономики - знания или
интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые
преимущества по сравнению с материальными ресурсами - фундаментом
предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко
подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы
обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа -
порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества,
базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает
большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале
предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам
(“знания - порождают знания”).
Государственная политика в области информатизации России, получившая
новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные
направления:
- создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей
информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином
информационном пространстве России;
- формирование и защиту информационных ресурсов государства как
национального достояния;
- обеспечение интересов национальной безопасности в сфере
информатизации и ряд других направлений.
В Концепции формирования и развития единого информационного
пространства России определяются приоритеты пользователей государственными
информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия,
органы государственного управления.
Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности,
являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и
представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему
информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных
интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
2. Семантические основы информации
2.1 Информология - общая теория информации
Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его
содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация. Очевидно, что
"обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда
речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических
построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а следовательно,
сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую
можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о
процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования
информации.
Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов
нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана
попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам
связи.
Рассмотрим простую игровую ситуацию. До получения сообщения о
результате подбрасывания монеты человек находится в состоянии
неопределенности относительно исхода очередного броска. Сообщение партнера
дает информацию, снимающее эту неопределенность. Заметим, что число
возможных исходов в описанной ситуации равно 2, они равноправны
(равновероятны) и каждый раз передаваемая информация полностью снимала
возникавшую неопределенность. Хартли принял "количество информации",
передаваемое по каналу связи относительно двух равноправных исходов и
снимающее неопределенность путем указания на один из них, за единицу
информации, получившую название "бит".
Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13