Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)

религия.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев

(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и

идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас

фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил

повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако

сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и

бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн

есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те

столкновения кот и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории.

Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они

течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы

2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет

через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего

нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая

критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный

прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр

о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная

им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону,

отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление

злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он

неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие —

отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно

произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях

он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического

социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел

перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи

почвеничества, ля кот хар-но религ ориентированность фил осмысления

судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения

представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ -

миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его

взгляды б. влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии,

средневекового мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов.

Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества.

Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея

учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это

всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты.

Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками

безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или

воплощение абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость

божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов

является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль

освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и

божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель

мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого

человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном

между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др

человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная

Женственность, линый образ всеединства.

В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий

союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и

способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого

всеед явл объединение катол и правосл церквей.

В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду

религиозно фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие,

П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение

богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и

мистическим пониманием свободы и творчества.

Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова

19. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛ МАРКСИЗМА. ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные

для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не

принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир

предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством

труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни,

физ существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не

удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др

потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е.

свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел

с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для раб

представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род челов.

живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь -

деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство:

”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для раб труд -

лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р

относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий,

т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел

сущность.

4.Подневольный труд порождает отчежд между людьми. Раб чужды друг

другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М

указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел

становится отчужденным?

Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств -

основа экон жизни. На частнособственической экономике держится вся

история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов

жизни как таковой. “Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука,

искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его

всеобщему закону”. Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает

“частичными индивидами” или неразвитыми, недочелов существами.

“Чатсная собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что

какой-нибудь предет явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы

им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому

на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех

этих чувств - чувство обладания”.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчеждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М

связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе

имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет

производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд

станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих

лучших сторон.

Характеристика присвоения челов собственной сущности, или

превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же

параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и

его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присв

человеком труда общей родовой сущност 4.гармонизации отношений между

людбми.

Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов,

живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с

ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот

человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по

зак красоты. Внутренняя прир чел такжк преобразуется. Вместо

отчежденного недочеловека появляется чеовек, само природное развитие

есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут

реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык

ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в

качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности

необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.

20. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ.

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным

течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания

конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за

ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия

(онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и

умозрения как средства получ знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить

о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с

попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль,

Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз ,

Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной

филос” Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от

простого к сложному, при кот логическое производит историческое.

Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей

всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия,

физиология, социальная физика - социология)

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом

из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с

метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть

отвергнута.

3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы

мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется

буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится

субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления

научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр

мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие

этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее

человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты