др понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в
процесс наблюдения, восприятия таких объектов.
Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка
познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы
можем не замечать их роли. Но их роль стан очевидной при их
повреждении. Примеры, когда люди от прир лишенные возможности слышать
или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развив в себе
способности познания и рац мышления говорят о внутренней мощи чел
разума. А вот индивиды, выросшие со зверями - практически теряют
способность к познанию. Это означает, что челов чувственно -практ
деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственок познание по
самой сущности являются социально-историческими явлениями.
В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ
только человеку. Чел способен нашлядно представить не только то, что
видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает
образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до
определенной степени заменен результатами опыта ряда его
предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ.
эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти
неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное
значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при
помощи слов.
Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой
результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое
слово - уже обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-
челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует
несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как
совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав
деятельности человека.
Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др -
человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его
органы чувств и вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде
самостоятельно сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ
дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация белого цвета,
сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного
восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет
восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в
отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ,
восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых,
последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав
деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств
познания.
41. РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. РАЦИОНАЛИЗМ И
ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит
от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий
освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и
восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его
практ деятеьности. Однако эта зав не явл односторонней.
Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр
людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности -
все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе
таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов
смыслом.
Т.о. чувств и рац мышление нахлдятся в неразрывном единстве и
взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа
деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят ,
специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий,
т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда.
В хлде физ воздействия на конкретные предметы и явл. чел-во
приобретает многочисленные знания об отношениях. (между разл типами
мат объектов и процессов, между разл свойствами объектов). Поскольку
знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов,
между самими предм и процессами, данные отношения становятся
объектами познания. Процессы в ходе кот постепенно и последовательно
образуются понятия, отраж общие свойства предметов и явл окр мира,
измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет
обобщ форму и благодаря этому приобретет понят выражение, должны
милливарды раз осущ процессы сопоставления, сравнения, мысленного
рассечения и физ видоизменения объектов. Должны остаться в стороне
все несущ моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщ форму
и в том смысле, что оно должно приобрести объект значение для
множества людей.
Когда слово выступает в единства с более или менее полным
знанием общих свойств объекта, их отличия от др объектов, оно как раз
и выступает в форме понятия. Понятия- это такие воплощенные в словах
продуктыв социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют
общие существенныесвойства, отношения предметов и явлений. Если бы в
ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом
поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь,
факт , явление.
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц.
образовуания чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения,
сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще
необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуется
абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями.
Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ
2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств
объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется
их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при
этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности
чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа
познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение и понимание.
Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на
вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и
функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление,
почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При
этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн
других. Переход от более общих знаний к более конкретным и
эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат
основанием для объясн называются объясняющими. Знания, кот ими
обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут
выступать как зак так и отдельные факты.
Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых,
устанавливает более глубокие и прочные связи между разл системами
знаний. Во-вторых, позвляет осущ предвидение и предсказание будущих
ситуаций и процессов.
Чем же отлич понимание от объяснения? На всех этапах чел
деятельности мы сталкиваемся с чем0то неизвестным, знание о чем у нас
отсутствует. В данных сл мы говорим о том, что даное явление
непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты
из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необход решать
подобные проблемы возникла Герменевтика ( Ф.Шлейермахер, В.Дильтей,
Г.Гадамер, Э.Бетти, П.Рикер...) - наука о понимании. Чтобы понять
письменный или устный текст надо понимать значеие каждого слова,
предложеия или отрывка, кот им придавали авторы, Но с др стороны,
чтобы понять эти детали и части, необход понимать смысл и значение
содержащего их контекста. Эта ситуация получила назв -
“герменевтический круг”
Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс.
Мы постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом
осущ такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание
информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение
смысла и значения; ковергенция - объединение, слияние прежде
разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого
смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение
смысла и значения, их радикальное преобразование.
Понимание, следовательно представляет собой реализ многих
процедур, обеспечивающих преобразование информ при переходе от
незнания к знанию.
Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных
другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе
ряад сложных преобразований принципиально новых знаний, не
существовавших ранее.
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных
возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания
интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной,
лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в
частности явл экзистенциализм)
Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность
и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут
быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из
самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо
из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт
стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте,
Шеллинг.)
42. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Эмпирическое и теоретическое. В науке разл эмпир и теорет
уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. -
методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов.
Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований,
организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер
данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир
познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание -
это сущностное познание, осуществляемое на урове абстракций высоких
порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы,
гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только
этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания.
Эмпир исследование, выявляет все новые даные наблюд и эксперим,
ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к
дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание
ставит перед наблюдеием и эксперим все более сложные задачи.
Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения
какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22