Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)

только в деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и

природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории

явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого

человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от

субъекта и от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В

чем зависимость эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст

ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула -

пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально

зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое

условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от

свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы

объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть

идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь

предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если

налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух

смысл - может состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы

опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел

тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает

себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это

опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и

возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря

труду возниклись и развились на зае чел истории музыкальное ухо,

чувств красоту формы глаз- короче говоря такие чувства, кот способны

к челов наслаждениям”.

Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей

имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для

развитого общ созания эстетическое тем и отличается от

прагматического, что предполагаетбескорыстное любование, жестко е

связанное с категорией пользы. Эстет переживание ценно само по себе.

Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы

(архитектурные сооружения)., это говорит о том, что е никакого

императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе

бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили

бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная

чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая

в себе процесс опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир

мира, которая воспринимается и переживается чел-ком как

самостоятельная жизенная ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не

является одной только вещественной данностью. Все веществ

характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому

оно не только предметно, но и идеально.

Искусство и философия. Соотношение искусства и фил исторически

менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том,

что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку

живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог

миссия признаваласт и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту

эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому

оно шло рука об руку с философией.

Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического

строения здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше

науки, провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при

всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс

идеи его высшей формой - философией.

Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен,

Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет

полного внутреннего тождества. Совместно противостая на соврем этае

развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного

объекта позания, эти формы дух деятельности все же противопоставимы с

точки зрения своих познав средств, своей конечной цели и языка. Фил в

этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-поняийному

аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-

символические формы познания и выражения, кот не предполагают своей

рассудочной воспроизводимости.

Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные

формы общ сознания, которые, несмотря на близость своих

содержательных областей, свою направленность на предельно общие

вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Фил, в

сущности, м.б. растворена в понятиях и подана в безличной форме.

Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

46. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и

разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ

мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно

вступали в союз с теологией, что выражается в формировании

утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз

оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже

призается различие между фил и рел как отдельными формами общ

сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил

неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в

качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация

была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло

лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и

зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в

идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы

влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была

официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека.

Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и

установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события

мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски

размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне

зав-ти от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала

реально претендовать на замещение центрального места религиии.

Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот

будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом

структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со

стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для

удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании

устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и

фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и

аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент

достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в

склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что

достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи

подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с

научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы

нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и

истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии,

потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не

сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями тказ от

религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя

одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя

психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную

пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог

равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм

(М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого

фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития

природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно

развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е.

фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания

духовных абсолютов и норм.

47. МОРАЛЬ И ПРАВО.

Правосознание есть та форма общ сознания, в кот выражаются

знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юр законов

нормативов соц-эконом деятельности разл субъектов права - индивида,

предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промеж

положение между полит и нравственным сознанием: в отличии от полит

созн оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и

относится к гос-ву не как к субъекту полит власти, а как к вн

регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии

от нравств норм в правосознании понятия должного и справедливого

мыслятся как возведенные на уровень гос закона, наруш которого

сопровождается правовыми санкциями.

Правосознание внутренне близко с рационально-нравств

категориями. Это имеет свои истор причины. Первоначально законы

рассматривались как нравственая традиция. С образованием гос-ва

нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе с тем уже

в античности идей разумного права прочно связывалась с идеей

справедливого права, поэтому правовая и нравств формы общ созн

продолжали развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг

на друга. Правосознание не только отражает действующее

законодательство, но может нести в себе и элемент критики сущ юрид

системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теорет

идеал соц справедливости.

Так в средневековом мировоззр общ неравенство санкциоировалось

“божественным правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззр

идеал соц справедливости стал связываться с естественным правом,

согласно которому каждый человек должен меть равные с другими права.

Юрид право определяет меру социальной свободы индивида,

выступает в кач границы этой свободы, получающей благодаря

законодательному признанию официальную го защиту. Вместе с тем право

регламентирует и нормативно-обязательные эл-ты соц деятельности, что

явл обратной стороной меры соц свободы. Естественно, что само

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты