только в деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и
природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории
явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого
человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.
Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от
субъекта и от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В
чем зависимость эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст
ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула -
пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально
зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое
условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от
свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы
объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть
идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь
предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если
налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух
смысл - может состояться эстетическое событие.
Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы
опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел
тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает
себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это
опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и
возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря
труду возниклись и развились на зае чел истории музыкальное ухо,
чувств красоту формы глаз- короче говоря такие чувства, кот способны
к челов наслаждениям”.
Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей
имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для
развитого общ созания эстетическое тем и отличается от
прагматического, что предполагаетбескорыстное любование, жестко е
связанное с категорией пользы. Эстет переживание ценно само по себе.
Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы
(архитектурные сооружения)., это говорит о том, что е никакого
императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе
бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили
бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.
Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная
чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая
в себе процесс опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир
мира, которая воспринимается и переживается чел-ком как
самостоятельная жизенная ценность.
Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не
является одной только вещественной данностью. Все веществ
характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому
оно не только предметно, но и идеально.
Искусство и философия. Соотношение искусства и фил исторически
менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том,
что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку
живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог
миссия признаваласт и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту
эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому
оно шло рука об руку с философией.
Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического
строения здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше
науки, провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при
всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс
идеи его высшей формой - философией.
Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен,
Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет
полного внутреннего тождества. Совместно противостая на соврем этае
развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного
объекта позания, эти формы дух деятельности все же противопоставимы с
точки зрения своих познав средств, своей конечной цели и языка. Фил в
этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-поняийному
аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-
символические формы познания и выражения, кот не предполагают своей
рассудочной воспроизводимости.
Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные
формы общ сознания, которые, несмотря на близость своих
содержательных областей, свою направленность на предельно общие
вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Фил, в
сущности, м.б. растворена в понятиях и подана в безличной форме.
Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.
46. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и
разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ
мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно
вступали в союз с теологией, что выражается в формировании
утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз
оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже
призается различие между фил и рел как отдельными формами общ
сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.
Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил
неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в
качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация
была такова, что уже религия включала в себя фил.
Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло
лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и
зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в
идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы
влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была
официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека.
Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и
установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события
мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски
размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне
зав-ти от бога.
Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала
реально претендовать на замещение центрального места религиии.
Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот
будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом
структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со
стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для
удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании
устойчивых религ представлений.
Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и
фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и
аксиологическую.
Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент
достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в
склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что
достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи
подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с
научными представлениями.
Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы
нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и
истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии,
потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не
сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями тказ от
религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя
одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя
психологически обделенным в мировоззреии.
Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную
пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог
равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм
(М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого
фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития
природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно
развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е.
фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания
духовных абсолютов и норм.
47. МОРАЛЬ И ПРАВО.
Правосознание есть та форма общ сознания, в кот выражаются
знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юр законов
нормативов соц-эконом деятельности разл субъектов права - индивида,
предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промеж
положение между полит и нравственным сознанием: в отличии от полит
созн оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и
относится к гос-ву не как к субъекту полит власти, а как к вн
регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии
от нравств норм в правосознании понятия должного и справедливого
мыслятся как возведенные на уровень гос закона, наруш которого
сопровождается правовыми санкциями.
Правосознание внутренне близко с рационально-нравств
категориями. Это имеет свои истор причины. Первоначально законы
рассматривались как нравственая традиция. С образованием гос-ва
нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе с тем уже
в античности идей разумного права прочно связывалась с идеей
справедливого права, поэтому правовая и нравств формы общ созн
продолжали развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг
на друга. Правосознание не только отражает действующее
законодательство, но может нести в себе и элемент критики сущ юрид
системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теорет
идеал соц справедливости.
Так в средневековом мировоззр общ неравенство санкциоировалось
“божественным правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззр
идеал соц справедливости стал связываться с естественным правом,
согласно которому каждый человек должен меть равные с другими права.
Юрид право определяет меру социальной свободы индивида,
выступает в кач границы этой свободы, получающей благодаря
законодательному признанию официальную го защиту. Вместе с тем право
регламентирует и нормативно-обязательные эл-ты соц деятельности, что
явл обратной стороной меры соц свободы. Естественно, что само
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22