своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а
поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается
переход от колич изменений в качественные, что источником развития
являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого
движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил
системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов.
Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за
противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания.
Посколльку же объективной основой его явл абс дух, а целью -
самопознание этого абс духа, постольку позание конечно, ограничено.
То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится
последей ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил
Гегеля. Т.о., противор методом и системой Г. есть противоречие между
конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично,
ибо не явл источником дальнейшего развития.
17. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л.ФЕЕРБАХА.
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 -
1872). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг критике ид. Канта
и Гегеля и продолжил традиции матер. Ф. - воинствующий материалист.
Ф родился в семье юриста. Поступил в богословский фак.
Гейдельбергского унив. Однако через год покидает его. Переезж в
Берлин, где слушает лекци Гегеля в унив.
С 1828 г. преподает в унив. но его увольняют за отрицание
личного бессмертия в работе “мысли о смерти и бессмертии”
С 1830г Ф. ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои
работы. К1839г. он уже окончательно порывает с идеализмом В 1841г
выходит гл. труд - ”Сущность христианства” . Затем он публикует
“Предвар тезисы к реформе фил”, “Основные положения фил. будущего”.
Осуждая идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел
сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть
вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел. Следов
фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть
антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого
этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.
Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в
чел организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы;
мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог.
деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и
природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил,
превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в
универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать
матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как
матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во
, выделяемое мозгом).
Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа
является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он
видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего
чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь
идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и
религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он
идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия
лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному,
нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл
единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и
благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.
Многообразие явл природы не может быть сведено к общей,
однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение
относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.
“У прир нет ни начала не конци. все в ней находится во
взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и
причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко
диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.
Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.
Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,
на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее
метафизично.
Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости
высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от
их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с
физическим не устраняет внутреннего различия между ними.
Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно
обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя
противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-
воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта
носит антрополог. хар-тер.
Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т
реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат
мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он
прав указывает на ее относительность.
Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф
материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я
понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот
человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово
практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест
внушений теистической веры - представляется непосредственно,
чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет,
электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное,
растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и
бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего
более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.
Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно
восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств
восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей
природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные
свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не
осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для
познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств
связи с вещами никогда нас не обманывают.
Однако он не включает в свое рассмотрение практическую
деятельность.
Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его
способности достичь более глубокого познания действительности. Зад
мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств
данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,
непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу
природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный
хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом
непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их
соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор
выводов с чувственными данными.
Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления.
В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и
мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея
Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, овозможности,
следовательно, конкр. мышления осталась чуждой дляФ.
18. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛ. 19 - нач. 20 в.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил.
Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально
културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла
огромную роль в становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -
1765). - гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил
позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и
существует по себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически
разрабатывал пробл человека.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев
(1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен
из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все
тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во
времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в
духе механисцизма, кот, однако, ограничивался миром физ явлений.
Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож
творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания
действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты
кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного,
как существо свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике
необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и
своб во многом строится и концепция фил истории Ч, связанная прежде
всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали.
В нач период он считал необходимым тотальное единство рода
человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем
взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность
Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро
овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей
пороков.
Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.
А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их
внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности
истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем
более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего
развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве
обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали
основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.
Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных
силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж
целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в
идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего -
бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность мира
м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой
“Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22