Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)

результат, но не предпосылка истор процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и

методологии науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и

индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается

разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в

естеств науках). Существует контраст между состоянием естествозн и

обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на

месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь

социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в

социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это

теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность

физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ

предполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая

теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение

есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.

Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад

создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил , но без

метафизики. (т.к. метаф - это попэтка судитьо мире вещей, кот

непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции.

Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил

эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из

зак сознания., т.е. псих привычки человека.

Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток -

основа закона сохранения.

Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор

познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т

накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для

индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов

зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение

этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от

метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания -

экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя,

субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В

итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти

нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру

опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию),

различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ

реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог

эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы

наз памятью.

Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и

физического понимания того, что непостредственно дано нашему

сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.

- субъективный идеализм.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн,

Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но

если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и

видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп

выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на

основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф.

метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как

“логический анализ языка.”

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр

фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос

ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют,

что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это

мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не

может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать

никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож

науки, в кот выражаются знания о мире.

Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот

воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие

определ матем понятий он пришел к ыводу , что вся матем м.б сведена к

логике. Далее Р придал более шир значение методу лог анализа и

объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту

идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка.

Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы

фил почти вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.

Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл,

от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от

бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений

1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем

более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и

построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о

эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о

фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального

преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод -

верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании

конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и

устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе

его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту.

Предложения же типа “душа чел бесссмертна” бессмыслены т.к. не

могут быть проверены.

Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост

сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю,

материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего

воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или

идеальной это не повлияет на факт , что я чувствую ее аромат и она не

станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в проц верификации

можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и

данными ощущений или преживаний. Оказалось ,что ни один научный

закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б.

верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В

силу субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости

от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено

считать предлож верифицированным, если несколько авторитетных

исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие

исследователей.

Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать

его с друг предложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало

уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предложения

с системой др предложений., что не мб основой знания

21. ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. (Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об

абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это гуманизм”).

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая

фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс,

Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка

озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2

мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и

личной ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все

интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном

ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это

такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э

имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в

прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие

бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен.

Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных,

иррациональных путей для проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично

нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается

доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это

сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что

никогда ен становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на

себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е,

точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э

ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх

- это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном

счете это страх перед смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел.

сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из

бытия и не может превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как

переживание, не может найтись такого быытия, из кот оно могло бы

возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое

ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных

ситуации” - страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он

становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная

возможность, замысел , проект. Он свободно выбирает себя и несет

полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел.

существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не

поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб

вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание

индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода,

противопост необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой

формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж

действительности. Раб может быть свободным, соответственно

самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает

условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От

человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к

мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот

понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты