Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и иследов программа. Люди стремятся познать

то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к

самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему

порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка

пробл в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее

устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее ,

он неизбежно разрабатывает и исследов программу, стороит план своей

деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой

вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдеие и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное,

направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и

отношений объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованым

приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв

с исследов прогамой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и

может быть многократно повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наьлюдателя:

наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование

требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится

искусственно, или ставится в определенным образом заданые условия,

отвечающие целям иссследования. В ходе экспер исследователь активно

вмешивается в исслед процесс.

В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент,

когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в

опред условия.

Экспер дусторонен. С одной стор он способен подтведить или

опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления

неожиданных новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет

основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы;

непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдеие; колич и кач анализ

рез эксперим, их теорет обобщение.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт,

от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление

материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием

нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления,

свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил

Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность.

Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются

опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид

показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.

очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной

достоверности факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть

подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они

включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому

основой для н анализа явл не просто еди факт, а множество фактов,

отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности

факты могут служить основанием для теорет обобщеия. Из соответственно

подобр фактов можно построить любую теорию.

Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется

описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его

достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и

эксперимента.

Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление

причинной зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности.

Объяснить - значит осмыслить объект в свете уже существующих,

исторически накопленных знаний, опред принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала

она сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она

проходит опред стадии формирования. Сначала это предположеие,

догадка, вытекающая из наблюд новых фактов. Она может подвергаться

изменениям, модификациям... В р-те формир сама гипотеза как наиболе

вероятное предположение. Гипотеза есть предположеие, исходящее из

фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще

недостаточно изученной области мира.

Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа

накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с

установлеными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть

установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее

оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и

предвидеии новых.

Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она

принципиально носит вероятностный характе. Степень цености гипотезы

определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из

мармелада).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически

непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на

существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи,

определяющие характер функционирования и развития опред области

реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и

фактов. Когда в рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое

в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории.

Сердцевину н теории составляют входящие в нее законы. В теории

выделяют такие сущ моменты: исходную эмпирич основу (факты, данные

эксперим,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику

теории, допустимые в рамках теор правила лог выводов и док-в;

совокупность выведенных утверждеий с их доказательствами; законы

наук, а также предвидение.

Различают описательные терии, математизированные,

интерпретационные и дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев

в науке выражаются в качеств изменении ее исходных принципов,

понятий, категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы.

Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном

сообществе нормы, образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие

характер убеждеий; способ выбора объекта исследования и объяснения

опред системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и

законов, образ логически непротиворечивую теорию.

43. ОБЩЕСТВО. ОСНОВНЫЕ ФИЛ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель

А.А.Богданов(1873-1928), например, рассматривал общество со стороны

организации и управления. “Всякая чел деятельность явл организацией

или дезорганизацией. Это значит: всякую чел деятельность - тех,

обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал

организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения” В основе

соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая

концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц

явлений исключительно действием прир закономерности: физич, географ,

биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц

науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть

теории всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти,

всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо

виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится

до уровня исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко

включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается маста

и концепция соц событий принимает фаталистическую окраску. В системе

Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. “Каждое

добровольное действие явл вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка

как некий социальный атом, а общество как механич агрегат таких

атомов, замкнутых исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную

субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество

призается, но в кач цементирующего начала берется или польза

(просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в

натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество

индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать

свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не

вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге

“Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая

дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает

следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц

объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью

определяется действием мирового разума или волевая активность

человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором -

обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел

и истории. Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой

активности.Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без

нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно

нравственным может быть тоько своб человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не

нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно

нравтенный мотив порождается своб волеизъявлением личности. Этот

мотив заключ в том, чтобы челов выполнил свой мор долг, не ожидая

компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела,

теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует

над бытием (будь это образ светлогшо будущего или всемогущей

техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость -

рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть

общество и явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем,

выступает и как объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения

основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей

зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что

“люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты