Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)

процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны

необход содержиться в своб в виде объективно даных истор

обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есь

осознанная необходимость.

Для того чтобы выявление законом и случ, своб и необходимого в

целях прогнозиров будущего было максимально приближено к конкретной

практике и свободно от субъект оценок, необхо использовать и такую

чрезвычайно важную пару категорий диалектики как возможность и

действительность, т.к. необходимоть, случайность и свобода явл

различными способами превращ возможного в действительное, ибо чел

осущ свою свободу в меру своих возможностей.

37. КАТЕГОРИЯ ЗАКОН. ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ПОЗНАНИЯ.

Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не

выростет, хоть ты его тресни.

Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость

явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного.

Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на

поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как

сист знания.

Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый

тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и

скорректированный относительно типологически классифицированных

условий своего проявления.

Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр

содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак

и есть основная зад. науки.

Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не

тождественно ему.. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений,

то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей,

рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания,

но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон

выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой

предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект

необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как

детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной

детерм настоящим.

Однако не все формулировки зак имеют причинную форму. В подавл

большинстве сл зак формулируются в виде какой-лтбо функц зависимости

или классиф соотношения, т.е в кон счете закон по форме тяготеет к

системной коррел, а не генетической причинности. Однако это не значит

что причинность отсутствует в тех связях, отражением кот явл

коррелятивные формулировки законов. Налицо противоречие: с одной

стороны, содерж категории зак формировалось в единстве с принципом

причинности, а с др - формулиров законов всегда осущ в виде разл

рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования.

Это породило многочисл споры о сущности кат закона.

Согласно религ-идеалист взглядам, в мире все течет по созданным

Богом путям, кот управляют всем выполняя волю всевышнего. Бог

управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках

вожжи всех событий Вселеной”. Согласно субъект идеализму законы

возникают лишь из-за любви чел к порядку.

Однако в силу того, что мир есть самоуправл система, законы в

ней явл еевнутренним самопроявлением.

С точки зрения сферы действия зак делятся на общие,

универсальные (зак сохр энергии) и частные, действ лишь в огран

области (зак общ развития).

По своему внутр содержанию зак делятся на законы строения ( в

основном зак, выраж необходимые коррелятивные связи в системаз), зак

функционирования ( причинная и системная детерминация) и зак развития

( обл причинной детермин) В силу диал необход и случайности зак

развития выступ как тенденции, кот прокладывают себе путь сквозь хаос

случайностей.

По форме своего проявления зак делятся на динамические и

статистич. Так любой брош камень вернется а землю в силу динам зак, а

кол- во очков на брош костях непредсказуемо, действует стат

закономерность.

Необход различать тенденци и стат вероятность: тенденц отражает

путь проявления однозначных динамических законов, а стат з.

предполагают альтернат вероятность конкретного события. Обычно в

случае динамического, хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят

о законе, в случ стат проявления - о закономерности. Однако и то и др

являются различными выраж необходимости. Но закономерность в отл от

закона отражает не жестко детермин характер объект необходимости, а

лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строен организма

подчиняется законам, однако обладает и массой индивид качеств, кот с

точки зрения общего зак есть случайности, через кот и проявл закон.

Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через

случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными

словами закономерность - это форса конкретного проявления закона.

В мире действуют законы , а не слепой рок. Это особенно верно

для социальных законов, т.к. зак общ развития не могут осущ без

деятельности людей, облад. достаточно высокой степенью творческой

свободы.

Итак все в мире нах во взаимной связи, кот порождает активный

импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвиж материи,

без самодвиж невозможно развитие. Раазвитие обусловлено различными

видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и

развития явл категория закона, катег не только объясняющая прошедшее,

но и частично прогнозирующая будущее.

38. ПОНЯТИЕ ПРАКТИКИ В ФИЛОСОФИИ.

Основной формой проявления жизни чел. является деятельность -

чувственно предметная, практаческая, и духовная, теоретическая. Чел -

активное существо. Он активно воздействует на окруж его вещи, придает

им форму и св-ва, необход для удовлетворения его обществ и личных

потребностей. Именно в преобразов мира челов придает

определенностьсвоему бытию.

Практика - это материальная, чувствнно предметная

целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием

освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая

всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под пр

прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел,

сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его

исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ

характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика включает

в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные

действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность,

средства достиж цели и р-т деятельности.

Общ практика находится в диалект единстве с познавательной

деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую

роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой,

дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом

приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью

познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование

действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-

третьих, практ служит критерием истинности рез познания.

Основными видами практ явл материально-произв деят людей и

социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная,

политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид

практики. Н. теория и практ составл такое единство противопол, в кот

практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не

ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический

материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики.

По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Если практ

предшествует теор в плане происхождения познания, то на уровне уже

развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход

внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными

моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к

практике., что открывает путь выходу теорет мышления из под власти

непосредств опыта.

История познания свидетельствует о том, что вслед за

применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв

области теории. Естеств и обществ науки, выходя на арену практ

применения, создают механизм обратной связи между теорией и

практикой. Этот мех позволяет осущ взаимокорректировку теорет и практ

деятельноси, кот и обеспечивает практике ее функцию быть критерием

истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ, четкость действия мех

обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе развития общества.

Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм

трактовал ее как деятельность духа. Гегель - практ есть волевая

деятельность идеи”. Субъект идеалисты поним под пр. деятельность

обусловленную волей, интуицией или подсозн началом., например

“религиозный опыт”.

Поскольку практ деятельность носит осознанный хар-р, постольку

дух начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя

разрывать единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более

противопоставлять их.

39. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это

адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного

или интелектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как

субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность

знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не

объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного

образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и

прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли

оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет.

Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он

опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах

целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта

познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть

сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное

отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ

ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают

людям возможность разумно организовывать свои практ действия в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты