процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны
необход содержиться в своб в виде объективно даных истор
обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есь
осознанная необходимость.
Для того чтобы выявление законом и случ, своб и необходимого в
целях прогнозиров будущего было максимально приближено к конкретной
практике и свободно от субъект оценок, необхо использовать и такую
чрезвычайно важную пару категорий диалектики как возможность и
действительность, т.к. необходимоть, случайность и свобода явл
различными способами превращ возможного в действительное, ибо чел
осущ свою свободу в меру своих возможностей.
37. КАТЕГОРИЯ ЗАКОН. ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ПОЗНАНИЯ.
Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не
выростет, хоть ты его тресни.
Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость
явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного.
Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на
поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как
сист знания.
Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый
тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и
скорректированный относительно типологически классифицированных
условий своего проявления.
Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр
содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак
и есть основная зад. науки.
Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не
тождественно ему.. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений,
то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей,
рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания,
но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон
выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой
предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект
необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как
детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной
детерм настоящим.
Однако не все формулировки зак имеют причинную форму. В подавл
большинстве сл зак формулируются в виде какой-лтбо функц зависимости
или классиф соотношения, т.е в кон счете закон по форме тяготеет к
системной коррел, а не генетической причинности. Однако это не значит
что причинность отсутствует в тех связях, отражением кот явл
коррелятивные формулировки законов. Налицо противоречие: с одной
стороны, содерж категории зак формировалось в единстве с принципом
причинности, а с др - формулиров законов всегда осущ в виде разл
рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования.
Это породило многочисл споры о сущности кат закона.
Согласно религ-идеалист взглядам, в мире все течет по созданным
Богом путям, кот управляют всем выполняя волю всевышнего. Бог
управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках
вожжи всех событий Вселеной”. Согласно субъект идеализму законы
возникают лишь из-за любви чел к порядку.
Однако в силу того, что мир есть самоуправл система, законы в
ней явл еевнутренним самопроявлением.
С точки зрения сферы действия зак делятся на общие,
универсальные (зак сохр энергии) и частные, действ лишь в огран
области (зак общ развития).
По своему внутр содержанию зак делятся на законы строения ( в
основном зак, выраж необходимые коррелятивные связи в системаз), зак
функционирования ( причинная и системная детерминация) и зак развития
( обл причинной детермин) В силу диал необход и случайности зак
развития выступ как тенденции, кот прокладывают себе путь сквозь хаос
случайностей.
По форме своего проявления зак делятся на динамические и
статистич. Так любой брош камень вернется а землю в силу динам зак, а
кол- во очков на брош костях непредсказуемо, действует стат
закономерность.
Необход различать тенденци и стат вероятность: тенденц отражает
путь проявления однозначных динамических законов, а стат з.
предполагают альтернат вероятность конкретного события. Обычно в
случае динамического, хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят
о законе, в случ стат проявления - о закономерности. Однако и то и др
являются различными выраж необходимости. Но закономерность в отл от
закона отражает не жестко детермин характер объект необходимости, а
лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строен организма
подчиняется законам, однако обладает и массой индивид качеств, кот с
точки зрения общего зак есть случайности, через кот и проявл закон.
Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через
случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными
словами закономерность - это форса конкретного проявления закона.
В мире действуют законы , а не слепой рок. Это особенно верно
для социальных законов, т.к. зак общ развития не могут осущ без
деятельности людей, облад. достаточно высокой степенью творческой
свободы.
Итак все в мире нах во взаимной связи, кот порождает активный
импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвиж материи,
без самодвиж невозможно развитие. Раазвитие обусловлено различными
видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и
развития явл категория закона, катег не только объясняющая прошедшее,
но и частично прогнозирующая будущее.
38. ПОНЯТИЕ ПРАКТИКИ В ФИЛОСОФИИ.
Основной формой проявления жизни чел. является деятельность -
чувственно предметная, практаческая, и духовная, теоретическая. Чел -
активное существо. Он активно воздействует на окруж его вещи, придает
им форму и св-ва, необход для удовлетворения его обществ и личных
потребностей. Именно в преобразов мира челов придает
определенностьсвоему бытию.
Практика - это материальная, чувствнно предметная
целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием
освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая
всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под пр
прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел,
сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его
исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ
характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика включает
в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные
действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность,
средства достиж цели и р-т деятельности.
Общ практика находится в диалект единстве с познавательной
деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую
роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой,
дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом
приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью
познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование
действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-
третьих, практ служит критерием истинности рез познания.
Основными видами практ явл материально-произв деят людей и
социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная,
политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид
практики. Н. теория и практ составл такое единство противопол, в кот
практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не
ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический
материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики.
По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Если практ
предшествует теор в плане происхождения познания, то на уровне уже
развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход
внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными
моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к
практике., что открывает путь выходу теорет мышления из под власти
непосредств опыта.
История познания свидетельствует о том, что вслед за
применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв
области теории. Естеств и обществ науки, выходя на арену практ
применения, создают механизм обратной связи между теорией и
практикой. Этот мех позволяет осущ взаимокорректировку теорет и практ
деятельноси, кот и обеспечивает практике ее функцию быть критерием
истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ, четкость действия мех
обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе развития общества.
Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм
трактовал ее как деятельность духа. Гегель - практ есть волевая
деятельность идеи”. Субъект идеалисты поним под пр. деятельность
обусловленную волей, интуицией или подсозн началом., например
“религиозный опыт”.
Поскольку практ деятельность носит осознанный хар-р, постольку
дух начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя
разрывать единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более
противопоставлять их.
39. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.
Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это
адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного
или интелектуального постижения либо сообщения о нем и
характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как
субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность
знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не
объекта познания.
Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного
образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и
прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли
оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет.
Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он
опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах
целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.
Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта
познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть
сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное
отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ
ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают
людям возможность разумно организовывать свои практ действия в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22