Лекции по философии

Неспециализированное концептуальное знание – это теоретические системы

объяснения реальности на основе некоторой совокупности исходных постулатов.

Некоторые формы этого знания: мифология, религия, художественное познание,

частично философия. Например, религия дает общую картину устройства мира и

разрабатывает объяснение отдельных явлений. Исходный постулат религии:

разделение мира на естественный и сверхъестественный, причем первый

является некоторым отражением второго. Его логические особенности:

следование традиции, допущение чудес, как нарушения установленных

закономерностей, приверженность авторитетам, вера, т.е. нелогическое

принятие некоторых утверждений. Художественное познание (литература)

отражает реальность, выявляет закономерности и сущность происходящих

событий, общие принципы и варианты поведения людей, тенденции развития.

Логические особенности художественного познания: наглядность, представление

типичного через единичное, использование эмоционально-выразительных

средств, выявленность авторской позиции. Современная мифология существует в

следующих формах: приметы и поверья (превращенный магические ритуалы), так

называемые мифы массовой культуры, политические и околонаучные мифы.

Научное познание. Наука – это сфера человеческой деятельности, философией

которой является выработка и теоретическая систематизация объективных

знаний о мире. От других форм концептуального знания науку отличает

специализированный профессиональный характер. Логические особенности науки

рассматриваются в современной философии как критерии научности.

Эта проблема обозначается также как проблема демакрации науки и научного

знания. Демакрация – разграничение. Одним из первых эту проблему поставил

О. Конт. Он определил науку, как «позитивное знание», т.е. а) ясное в

противоположность смутному, б) определенное в противоположность

расплывчатому, в) достоверно в противоположность сомнительному, г)

полезное в противоположность бесполезному. Взгляд на науку, обоснованный

Контом называется позитивизм. Позитивизму присущ сциентизм – взгляд на

науку, как безусловно лучший и единственно достоверный из видов познания.

В ХХ веке сциентизм начинают критиковать. Выясняется, что научный способ

понимания мира имеет свои возможности и свои границы, а друге виды познания

устойчиво воспроизводятся. Исходя из этого, выдвигалось предположение

вообще отказаться от всякой демакрации науки и ненаучного знания и признать

равную ценность любого познания. Эту точку зрения поддерживал П.

Фейерабенд, его концепция –гносеологический анархизм.

Но большинство все же склоняется выдвинуть определенный критерий

научности:

1. Стремление к обоснованности, обязательное обоснование любого

выдвигаемого положения.

2. Стремление к объективности.

3. Стремление открывать за явлениями сущность как можно более глубокую.

4. Ориентация на всеобщность выводов – универсализм. Внешне эта

особенность науки выражается в формулировке законов.

5. Стремление к систематичности.

6. Выход на высокий уровень абстрактного мышления, конструирование мира

абстрактных объектов. Внешне эта особенность выражается в разработке

терминологий. Кроме того, выдвигаются единичные критерии научности,

т.е. очевидные отличительные признаки, по которым можно оценивать,

научна ли данная конкретная теория. К. Поппер предложил в качестве

такого единичного критерия рассматривать фильсифицируемость.

Социальная философия и философская антропология.

Социальная философия – учение об обществе, его структуре,

функционировании, закономерностях его развития.

Антропология – учение о человеке, его бытии и сущности. Философская

антропология рассматривает социальные характеристики человека.

Лекция 16. Становление философской антропологии и социальной философии.

1. Становление индийской антропологии.

2. Антропология в китайской предфилософии.

3. Различие восточной и античной антропологии.

Уже во II тыс. до н.э. в Древней Индии начинают обсуждаться проблемы

сущности и предназначения человека.

Основа восточной философии – идея гармоничного единства мира, в котором

каждая из сторон дополняет другие. Человек - часть этого единства, он

должен найти свою гармонию с миром. Идея даосизма в китайской философии:

«Зная, что Дао – одно для всех, поймешь, что нет ни другого, ни моего я, ни

смерти, ни жизни».

В индийской предфилософии основой антропологии является учение о сансара

– после смерти тела, которое смертно, душа воплощается в другие тела. Это

странствие души и есть сансара (колесо сансары). Воплощение, которое душа

получает, может быть более или менее высоким, это зависит от кармы. Карма

(поступок, судьба) – это сумма совершенного индивида во всех его рождениях.

Человек может путешествовать и вверх и вниз («по телам»), высшее воплощение

– это выход из колеса сансары, слияние с Атманом – высшим первоначалом,

универсальным. Тело ограничивает возможность души, она привязана к месту и

времени. Выход из колеса сансары – состояние свободной энергии, возможности

не ограничены. Состояние невоплощенной души в классическом индуизме

называется мокша, а позже в буддизме – нирвана. Чтобы достичь этого

существует два способа:

1. Следование дхарма – долг данного вида – у каждой человеческой касты

существовал свой предписанный образ жизни.

2. Соблюдение общих нравственных принципов, которые существуют для всех:

а)непричинение зла живому, т.к. все живое – участник круговорота душ,

б) отказ от материальных желаний, от богатства, от всего, что

привязывает человека к сансаре.

В буддизме появляется идея о том, что главный источник страдания – это

желания; и способ достичь счастья – это не следование желаниям, а отказ от

них. При этом человек должен активно действовать в окружающем мире и

смотреть на выполняемые действия только как на свой долг, следование

дхарма.

В древнекитайской философии даосов главный принцип поведения – принцип

недеяния (у-вэй). Никакое действие не должно идти в разрез с природными

процессами и сложившимися традициями. Недеяние – это умное действие,

которое продолжает ход естественных событий, минимально подталкивая их в

желаемом направлении. Это принцип в китайской предфилософии является

основой решения социальных проблем. Например, философия Конфуция

утверждает, что для идеального государства достаточно, чтобы правитель был

благородным мужем. Благородный муж противопоставлен благородному человеку.

Он следует традициям, соблюдает ритуалы, но не превращает их в абсолют. Он

живет незаметно, не стремясь к богатству и славе, но так, как сам считает

нужным. Его отношение к людям определяется принципом милосердия.

Вывод: ранняя восточная антропология была натуралистической. Человек

рассматривался как часть природного мира, космоса, не обладающая

самостоятельность и спецификой. Не было представления об обществе, как

особом типе реальности с собственными закономерностями, т.е. социальная

философия еще не возникла.

Античная философия обнаруживает различия природного и социального бытия.

Протагор: «Надо различать существующее по природе и существующее по

установлению, по закону, по разуму». Природное возобновляется и

поддерживается само по себе. Социальное надо постоянно поддерживать.

«Человек – есть мера всех вещей: существующих – что они существуют,

несуществующих – что они не существуют». Задача философии – изучать не

природу, а человека. Сократ: «Деревья и камни меня ничему не научили, не

то, что люди в городе».

Специфика размышлений античных философов о человеке определяется

выделением особой реальности. Определялся такой взгляд полисной

организацией античного общества. Человек в первую очередь – гражданин

полиса, это определяет его образ жизни и систему ценностей. Следовательно,

античная социальная философия стремится выделить наиболее рациональное

устройство государства.

Античная философская антропология вырабатывает образ человека, как

достойного гражданина, она ориентирована этически.

Лекция 17. Основание философской антропологии.

1. Этика и начало социальной теории в античной классике.

2. Антропологические альтернативы эпохи эллинизма.

3. Христианская концепция человека и ее историческая перспектива.

В ранней античной философской антропологии центральным становится вопрос

о добродетели и путях ее достижения.

Сократ утверждал, что добродетель основывается на знании. Люди не могут

найти правильный путь в сложных ситуациях, когда общие моральные понятия не

работают напрямую. Если человек глубоко и правильно понимает, что такое

честность, мужественность и справедливость, то он будет вести себя

соответственно. «Познай самого себя» - это главный вопрос философствования

Сократа.

С Сократом начинает спорить его ближайший ученик Платон: «Разум не может

обеспечить добродетельного поведения, т.к. разум – только одно из возможных

оснований человеческой деятельности. В человеке существуют три начала:

разум (способность рассуждать), благородные страсти, страстное начало

(смелость) и низменные страсти, вожделеющее начало (жалость)». Платон

впервые поставил проблему сложности человеческой психики. У каждого

человека одно из этих начал доминирует, поэтому существует три типа людей.

Люди с выраженной способностью рассуждать спокойные, хладнокровные, умные.

Обладающие благородной страстью – импульсивные, увлекающиеся, прекрасные.

Люди с низменными страстями поддаются желаниям, расчетливые и хитрые.

Обладание одним из трех начал – это врожденное качество человека. «В

государстве эти три типа образуют три сословия, необходимые для жизни

государства». Люди разумные – это правители и учителя, воины обладают

благородной страстью, а торговцы и работники, заботящиеся о выгоде –

низменной страстью.

Платон разрабатывает впервые проект идеального государства, в котором

люди оцениваются и занимают свои места в соответствии со своим типом. Это

первая социальная концепция социальной философии, построенная на основе

философской антропологии. Платон говорит о переустройстве реального

общества, исходя из рационально разработанного идеала.

Аристотель спорит с программой с программой переустройства, т.к.

считает, что государство должно развиваться естественно, подобно семье, без

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты