причины событий (традиционная задача метафизики), сколько дать их точное
описание, выявить закономерности, найти количественные характеристики.
Ф. Бэкон (1561-1626гг.): философия должна быть исследованием природы,
натурфилософией. Основной предмет исследования природы – это свойства
вещей, например, ковкость, плотность, тяжесть, цвет. Бэкон называл их
«природы вещей». Каждая вещь представляет собой совокупность простых
«природ». Главная проблема понимания – причины или способы получения
свойств. Чтобы решить ее, надо сравнить три ряда вещей: вещи, у которых это
свойство есть, похожие вещи, у которых этого свойства нет, и вещи, у
которых свойство выражено в разной степени.
Традиционные философские категории Бэкон определил по-своему: субстанция
– это совокупность всех свойств, материя – это совокупность всех вещей,
формы – причины свойств вещей. Свойства вещей обусловлены их внутренней
структурой.
В дальнейшем развитии метафизики, как натурфилософии, можно выделить два
направления:
- Развитие философии в единстве с естествознанием. Стремление создать
общую, строгую и точную науку о природе. Борьба с отвлеченной метафизикой.
Основные принципы концепции этого направления:
Механицизм – объяснение всех закономерностей в мире на основе законов
механики. Трактовка любого природного объекта, человека и мира в целом как
«естественного автомата».
Деизм - представление о том, что Бог создал мир, но после этого мир
развивается исключительно по своим естественным законам.
Жесткий детерминизм (Лопласовский) – учение об абсолютности и
однозначности причинно-следственных связей в мире.
Метафизика Декарта (картезианство) – отвергает традиционную
метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две
субстанции – телесная и духовная – независимо друг от друга. Они соединены
только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и
согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство
духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность.
Т. Гоббс: «Субстанции вообще не существует; есть только тела, и главные
их свойства (атрибуты) – протяженность и фигура». Пространство и время
Гоббс определяет, как порядок и протяженность вещей. Все в мире имеет
причинно-следственные связи. Природа одна, и естественный порядок вещей
ничем не нарушается.
В XVIII веке в философии Локка и французских материалистов (Гольфак,
Дидро, Гельвеций) данное направление получает предельное выражение,
приходит к атеизму.
- Второе направление восстанавливает в правах метафизику, отделяя ее от
строгой, точной науки о природе. Паскаль: «Естествознание должно быть
строгим и доказательным, опирающимся на математику, но необходима также
метафизика, которая должна быть религиозной, т.к. человеку нужен живой
творящий Бог».
Лейбниц: метафизика нужна для борьбы с атеизмом и для обоснования всякого
знания, особенно научного. Основные понятия метафизики – это субстанция и
Бог. Бог един, его атрибуты – могущество, знание, воля. Субстанция
множественна и представляет собой совокупность единиц бытия. Сущность монад
не физическая, а духовная, каждая монада уникальна. Следовательно,
уникальна каждая вещь в природе.
Философское учение о множестве субстанций называется плюрализм.
Лекция 10. Становление современной онтологии.
1. Идея развития натурфилософии в XIX в.
2. Научна картина мира и научная революция.
3. Современное представление о субстанции и о предмете онтологии.
Главной проблемой для онтологии XIX в. становится проблема развития
природы, становления мира в целом, закономерностей и движущих сил этого
процесса. В абстрактной форме решение этой проблемы было предложено
классической немецкой философией. Это философская традиция, сложившаяся на
территории германских княжеств во II половине XVIII – I половине XIX вв. Ее
представители: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Фейербах.
Натурфилософия Шеллинга (1775-1854).
В фундаменте природы лежит полярность, т.е. нерасторжимое единство
противоположных сил. Исследуя некоторую область природы, мы обнаруживаем
противоположности: синтез и распад, притяжение и отталкивание. Основные
уровни организации определяются характером взаимодействия этих
противоположных начал.
1. Устойчивое равновесие – мир механических объектов.
2. Одна из противоположностей преобладает над другой – химически
активные объекты, мир химических реакций.
3. Подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается
– биологический мир, живые организмы.
Это три ступени отношения противоположностей, три этапа в развитии
природы - механический, химический и органический. Высшей целью развития
природы является возникновение мыслящего разума.
Натурфилософия Гегеля (1770-1831 гг.) В основе развития мира лежит
саморазвитие абсолютного духа, идеи. Абсолютная идея – это система с
бесконечно большим числом связей. Этап существования духа в самом себе и
его развертывание Гегель называет логикой. Момент воплощения идеи –
превращение в нечто внешнее называется отчуждением. Первым результатом
отчуждения является природа. Развитие природы – это реализация отношений,
заложенных в абсолютной идее. Но имеется некоторая граница – предел степени
сложности: не все связи воплощаются в природу. Второй результат отчуждения
– это человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его
истории, а затем на уровне мышления.
Гегель открывает общие закономерности развития: изменение, происходящее с
объектами может носить как качественный, так и количественный характер.
Количественное – это изменение, высших параметров объекта, качественное –
изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но
происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда
количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит
качественный скачок. В основе развития объекта всегда лежит некое
внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. В процессе развития
объекта каждая последующая ступень отрицает предыдущую.
Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии
будет отрицанием предыдущего состояния и будет в свою очередь отрицаться
последующим состоянием, так что развитие в целом можно называть отрицанием
отрицания.
Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (диалог
противоречащих начал).
Идея развития послужила основой для формирования исторического подхода к
реальности в естествознании XIX века. Возникают науки: космогония, теория
геологических процессов, эволюционная биология. Но до определенного момента
накопление новых знаний еще не меняет научную картину мира (НКМ). НКМ –
совокупность фундаментальных постулатов и представлений об устройстве мира,
лежащих в основе конкретных научных исследований.
Нижний слой – фундамент – изменялся всего два раза.
Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех
основных постулатах:
1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц.
2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-
следственные связи.
3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства:
масса, плотность и протяженность.
Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в
близости познания природы к свершению.
Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ
века.
1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других
опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его
строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных
неделимых частиц.
2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле,
которое впоследствии рассматривалось как особая физическая
реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и
поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть
единственным и главным видом реальности.
3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности
показала в частности относительность основных механических свойств.
4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический
характер природных закономерностей.
Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались
опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!»
В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий
«субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве
новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм -
успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить
правильную и достоверную картину мира вообще.
Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность
договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного
периода.
Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово-
релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической
картиной мира.
Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии
в формировании картины мира и о предмете онтологии.
Пути развития онтологии в ХХ веке:
1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна
подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства
природы. Философия должна обосновать объективность познания и его
достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет
чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология.
2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и
субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос,
бытие. (Русский космизм, экзистенциализм).
3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не
связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках
этого направления материя – это философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом
направлении материей признается все, что существует реально, не
зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте.
Лекция 11. Направления развития современной онтологии.
1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13