Лекции по философии

причины событий (традиционная задача метафизики), сколько дать их точное

описание, выявить закономерности, найти количественные характеристики.

Ф. Бэкон (1561-1626гг.): философия должна быть исследованием природы,

натурфилософией. Основной предмет исследования природы – это свойства

вещей, например, ковкость, плотность, тяжесть, цвет. Бэкон называл их

«природы вещей». Каждая вещь представляет собой совокупность простых

«природ». Главная проблема понимания – причины или способы получения

свойств. Чтобы решить ее, надо сравнить три ряда вещей: вещи, у которых это

свойство есть, похожие вещи, у которых этого свойства нет, и вещи, у

которых свойство выражено в разной степени.

Традиционные философские категории Бэкон определил по-своему: субстанция

– это совокупность всех свойств, материя – это совокупность всех вещей,

формы – причины свойств вещей. Свойства вещей обусловлены их внутренней

структурой.

В дальнейшем развитии метафизики, как натурфилософии, можно выделить два

направления:

- Развитие философии в единстве с естествознанием. Стремление создать

общую, строгую и точную науку о природе. Борьба с отвлеченной метафизикой.

Основные принципы концепции этого направления:

Механицизм – объяснение всех закономерностей в мире на основе законов

механики. Трактовка любого природного объекта, человека и мира в целом как

«естественного автомата».

Деизм - представление о том, что Бог создал мир, но после этого мир

развивается исключительно по своим естественным законам.

Жесткий детерминизм (Лопласовский) – учение об абсолютности и

однозначности причинно-следственных связей в мире.

Метафизика Декарта (картезианство) – отвергает традиционную

метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две

субстанции – телесная и духовная – независимо друг от друга. Они соединены

только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и

согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство

духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность.

Т. Гоббс: «Субстанции вообще не существует; есть только тела, и главные

их свойства (атрибуты) – протяженность и фигура». Пространство и время

Гоббс определяет, как порядок и протяженность вещей. Все в мире имеет

причинно-следственные связи. Природа одна, и естественный порядок вещей

ничем не нарушается.

В XVIII веке в философии Локка и французских материалистов (Гольфак,

Дидро, Гельвеций) данное направление получает предельное выражение,

приходит к атеизму.

- Второе направление восстанавливает в правах метафизику, отделяя ее от

строгой, точной науки о природе. Паскаль: «Естествознание должно быть

строгим и доказательным, опирающимся на математику, но необходима также

метафизика, которая должна быть религиозной, т.к. человеку нужен живой

творящий Бог».

Лейбниц: метафизика нужна для борьбы с атеизмом и для обоснования всякого

знания, особенно научного. Основные понятия метафизики – это субстанция и

Бог. Бог един, его атрибуты – могущество, знание, воля. Субстанция

множественна и представляет собой совокупность единиц бытия. Сущность монад

не физическая, а духовная, каждая монада уникальна. Следовательно,

уникальна каждая вещь в природе.

Философское учение о множестве субстанций называется плюрализм.

Лекция 10. Становление современной онтологии.

1. Идея развития натурфилософии в XIX в.

2. Научна картина мира и научная революция.

3. Современное представление о субстанции и о предмете онтологии.

Главной проблемой для онтологии XIX в. становится проблема развития

природы, становления мира в целом, закономерностей и движущих сил этого

процесса. В абстрактной форме решение этой проблемы было предложено

классической немецкой философией. Это философская традиция, сложившаяся на

территории германских княжеств во II половине XVIII – I половине XIX вв. Ее

представители: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Фейербах.

Натурфилософия Шеллинга (1775-1854).

В фундаменте природы лежит полярность, т.е. нерасторжимое единство

противоположных сил. Исследуя некоторую область природы, мы обнаруживаем

противоположности: синтез и распад, притяжение и отталкивание. Основные

уровни организации определяются характером взаимодействия этих

противоположных начал.

1. Устойчивое равновесие – мир механических объектов.

2. Одна из противоположностей преобладает над другой – химически

активные объекты, мир химических реакций.

3. Подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается

– биологический мир, живые организмы.

Это три ступени отношения противоположностей, три этапа в развитии

природы - механический, химический и органический. Высшей целью развития

природы является возникновение мыслящего разума.

Натурфилософия Гегеля (1770-1831 гг.) В основе развития мира лежит

саморазвитие абсолютного духа, идеи. Абсолютная идея – это система с

бесконечно большим числом связей. Этап существования духа в самом себе и

его развертывание Гегель называет логикой. Момент воплощения идеи –

превращение в нечто внешнее называется отчуждением. Первым результатом

отчуждения является природа. Развитие природы – это реализация отношений,

заложенных в абсолютной идее. Но имеется некоторая граница – предел степени

сложности: не все связи воплощаются в природу. Второй результат отчуждения

– это человеческое общество. Абсолютная идея реализуется сначала в его

истории, а затем на уровне мышления.

Гегель открывает общие закономерности развития: изменение, происходящее с

объектами может носить как качественный, так и количественный характер.

Количественное – это изменение, высших параметров объекта, качественное –

изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но

происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда

количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит

качественный скачок. В основе развития объекта всегда лежит некое

внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. В процессе развития

объекта каждая последующая ступень отрицает предыдущую.

Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии

будет отрицанием предыдущего состояния и будет в свою очередь отрицаться

последующим состоянием, так что развитие в целом можно называть отрицанием

отрицания.

Учение об общих законах развития Гегель назвал диалектикой (диалог

противоречащих начал).

Идея развития послужила основой для формирования исторического подхода к

реальности в естествознании XIX века. Возникают науки: космогония, теория

геологических процессов, эволюционная биология. Но до определенного момента

накопление новых знаний еще не меняет научную картину мира (НКМ). НКМ –

совокупность фундаментальных постулатов и представлений об устройстве мира,

лежащих в основе конкретных научных исследований.

Нижний слой – фундамент – изменялся всего два раза.

Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех

основных постулатах:

1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц.

2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-

следственные связи.

3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства:

масса, плотность и протяженность.

Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в

близости познания природы к свершению.

Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ

века.

1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других

опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его

строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных

неделимых частиц.

2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле,

которое впоследствии рассматривалось как особая физическая

реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и

поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть

единственным и главным видом реальности.

3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности

показала в частности относительность основных механических свойств.

4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический

характер природных закономерностей.

Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались

опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!»

В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий

«субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве

новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм -

успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить

правильную и достоверную картину мира вообще.

Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность

договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного

периода.

Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово-

релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической

картиной мира.

Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии

в формировании картины мира и о предмете онтологии.

Пути развития онтологии в ХХ веке:

1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна

подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства

природы. Философия должна обосновать объективность познания и его

достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет

чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология.

2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и

субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос,

бытие. (Русский космизм, экзистенциализм).

3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не

связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках

этого направления материя – это философская категория для обозначения

объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом

направлении материей признается все, что существует реально, не

зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте.

Лекция 11. Направления развития современной онтологии.

1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты