Библию.
В XIII веке стала складываться общественная система образования.
Появились школы и университеты. В Париже открылся университет с четырьмя
факультетами: теология, медицина, философия, богословие.
Лекция 8. Проблема бытия в средневековой философии и культура.
1. Особенности средневековой философии и культуры.
2. Патристика, схоластика, аристотелизм.
Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов:
античной традиции и новых мировых религий (христианство I в. и ислам VII
в.)
Важные для философии идеи христианства:
1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога
единственным истинным бытием и источником всякого другого
существования.
2. Чисто духовная трактовка существования Бога – креационизм – идея
сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего.
(Противоположность ему - дарвинизм).
3. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий
промысел.
Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс
сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни.
Сакрализация познания проявляется, во-первых, в иерархии наук.
Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться
о том знании, которое ближе к спасению души.
1. Теология – наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния
Бога.
2. Философия, которая определяется, как «естественная теология»,
объяснение религии рациональными средствами (законами природы).
3. Тривиум: логика, риторика, грамматика.
4. Естественные науки. Природа – это воплощение замыслов творца,
следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий
и косвенный путь.
Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания. Высшим способом
считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее
близка к божественному откровению. Самый низкий уровень – это практическое
познание конкретных вещей.
Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и
поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению.
В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний,
а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого
познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды – «суммы».
Сумма – обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все
знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные
мнения.
Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она
состояла из трех частей: 1.Диалектика – излагалась аристотелевская логика;
2. Сумма против язычников; 3. Истинное изложение православной веры. Он
подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики.
Патристика – первая форма средневековой философии (от лат. патер - отец),
буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных
философских учений периода становления христианства, когда формировался и
уточнялся канон христианской веры (II-VIII вв.) Деятели этого периода:
Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный.
Учение Августина Блаженного: высшее в мире – Бог, главное его свойство –
бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях
существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и
пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в
небытие. Истина в Средние века – это сам Бог. Одно из важных достижений
Августина – психологическая концепция времени. Существует реально лишь
настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля.
Схоластика – вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе
определившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на
интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики,
как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все
необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав
соответствующий текст и правильно его интерпретировав.
К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви,
некоторые сочинения Платина и Аристотеля.
Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот,
кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса.
Определенность собственной точки зрения не важна.
Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет
собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема
соотношения общего и единичного – спор об универсалиях:
1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты – какие из них
важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному
классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?
2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным
существованием?
3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные
вещи?
В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и
реалистов.
Номиналисты – Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция:
реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а
имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Общие понятия
никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают
реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный
номинализм.
Реалисты – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из
Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи
– это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в
основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи –
это результат обличения сущности случайными свойствами». Умеренный реализм
полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний
реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от
вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор
схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как
религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви»
и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма
против язычников».
Философские идей Фомы Аквинского:
Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное
(неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное,
совершенное). Абсолютная потенциальность – слабейший вид бытия - материя.
Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских
категорий абсолютная актуальность – принцип и источник порядка и
организованности - форма.
Материя и форма соединяются в вещах. Форма – источник их общих черт.
Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у
Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и
совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения.
Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы. Аристотелизм
развивали также арабские средневековые философы Ибн-Сина и Ибн-Рушд.
Лекция 9. Проблема бытия в философии Нового времени.
1. Новый образ природы и рационального познания.
2. Дискуссии о субстанции и свойствах вещей.
Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках
повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика
средневековой учености, попытка восстановления античной культуры,
освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии –
секуляризация.
Первым проявлением секуляризации было возникновение нового образа Бога и
его отношение к природе – пантеизм. Идея пантеизма: традиционная религия
напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог – это внутренний
мировой порядок. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и
мира, отрицающее их существование, как отдельных противостоящих друг другу
сущностей. Существует два варианта пантеизма: мистический и
натуралистический.
Суть мистического пантеизма состоит в том, что природа священна, не
постижима для человеческого разума, к ней нужно относится как к Богу, она
требует религиозного поклонения.
Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться,
как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как
внутреннего порядка, материи. Отношение к природе, как высшей и
самодостаточной материи. Николай Кузацкий, Ж. Бруно – представители этого
направления. Ж. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во
всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах».
Пантеизм создает принципиально новую ситуацию для развития рационального
познания:
1. Основным объектом изучения становится природа.
2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами
реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная
наука о природе.
3. Природа впервые признается бесконечной. Паскаль: «Пусть человек
рассматривает природу в целом: Земля - это всего лишь точка, а ее
орбита – всего лишь черточка, по сравнению с орбитами других планет. А
затем пусть человек сравнит себя со всем этим».
Вывод: формируется идеология безграничного исследования природы. В XVII
веке она соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного
общественного строя. Это важность создания нового преобразования
творчества, индивидуальный характер судьбы человека, ценность земной жизни
и практического успеха.
В религии в этот период формируется протестантизм. Его важная идея
состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование
способностей каждого человека, служа Богу, человек должен добиваться
успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация
рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и
полезным, в отличие от античности, где знание – это игра разума, чистая
наука, не имеющая никакого отношения к практическому использованию.
Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают. Человек умеет и может
столько, сколько знает и понимает». Как следствие из этого изменяется
проблематика натурфилософии. Необходимо не столько выяснять отдаленные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13