Лекции по философии

Библию.

В XIII веке стала складываться общественная система образования.

Появились школы и университеты. В Париже открылся университет с четырьмя

факультетами: теология, медицина, философия, богословие.

Лекция 8. Проблема бытия в средневековой философии и культура.

1. Особенности средневековой философии и культуры.

2. Патристика, схоластика, аристотелизм.

Средневековая философия формируется под влиянием двух основных факторов:

античной традиции и новых мировых религий (христианство I в. и ислам VII

в.)

Важные для философии идеи христианства:

1. Разделение бытия на земное и верховное, признание существования Бога

единственным истинным бытием и источником всякого другого

существования.

2. Чисто духовная трактовка существования Бога – креационизм – идея

сотворения мира. В христианстве мир возник из ничего.

(Противоположность ему - дарвинизм).

3. В мире действуют как естественные закономерности, так и божий

промысел.

Под влиянием мировых религий в средневековье происходит общий процесс

сакрализации культуры, т.е. проникновение религии во все сферы жизни.

Сакрализация познания проявляется, во-первых, в иерархии наук.

Теоретическое обоснование этого: Жизнь коротка, и следует больше заботиться

о том знании, которое ближе к спасению души.

1. Теология – наука о божественном, попытка объяснить сущность и деяния

Бога.

2. Философия, которая определяется, как «естественная теология»,

объяснение религии рациональными средствами (законами природы).

3. Тривиум: логика, риторика, грамматика.

4. Естественные науки. Природа – это воплощение замыслов творца,

следовательно, изучая ее можно прийти к познанию Бога, но это далекий

и косвенный путь.

Иерархия наук дополнялась иерархией способов познания. Высшим способом

считалась интуиция, т.к. она одно из проявлений сакрализации, она наиболее

близка к божественному откровению. Самый низкий уровень – это практическое

познание конкретных вещей.

Религия – это форма знания, принципиально ориентированная на сохранение и

поддержание некоторых базовых постулатов, не подлежащих сомнению.

В познании распространение ориентации на сохранение уже имеющихся знаний,

а не на производство новых внешне проявилось в возникновении особого

познавательного жанра, в котором начинают писаться научные труды – «суммы».

Сумма – обзорный энциклопедический труд, в котором сосредотачивается все

знание по некоторому предмету, подводится итог и устанавливаются истинные

мнения.

Первую сумму «Источник знания» написал Иоанн Дамаскин (675-753гг.) Она

состояла из трех частей: 1.Диалектика – излагалась аристотелевская логика;

2. Сумма против язычников; 3. Истинное изложение православной веры. Он

подвел итог развитию патристики и стал основоположником схоластики.

Патристика – первая форма средневековой философии (от лат. патер - отец),

буквально означает учение отцов церкви. Т.е. это совокупность религиозных

философских учений периода становления христианства, когда формировался и

уточнялся канон христианской веры (II-VIII вв.) Деятели этого периода:

Климент Александрийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный.

Учение Августина Блаженного: высшее в мире – Бог, главное его свойство –

бытие, существование. Таким образом, у Августина появляется идея об уровнях

существования. Свободным актом воли Бог создал из ничего материю и

пространство. Он продолжает творить все время, иначе мир провалился бы в

небытие. Истина в Средние века – это сам Бог. Одно из важных достижений

Августина – психологическая концепция времени. Существует реально лишь

настоящее, прошлое – это память, а будущее – это только его воля.

Схоластика – вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе

определившегося христианства. Схоластика, как метод познания, строится на

интерпретации и изучении канонических текстов. Базовый постулат схоластики,

как метода: существуют основополагающие тексты, в которых содержится все

необходимое знание. Можно решить любую проблему в познании, подобрав

соответствующий текст и правильно его интерпретировав.

К каноническим текстам были отнесены Библия, труды отцов церкви,

некоторые сочинения Платина и Аристотеля.

Характерная особенность средневекового образования: ученым считался тот,

кто хорошо знал тексты и мог подобрать их для обоснования любого тезиса.

Определенность собственной точки зрения не важна.

Большинство проблем, обсуждавшихся в средневековой схоластике, не имеет

собственного значения за ее пределами, кроме одной. Это проблема

соотношения общего и единичного – спор об универсалиях:

1. В вещах существуют как общие, так и единичные черты – какие из них

важнее: те, которые определяют принадлежность вещи к определенному

классу, или те, которые характеризуют ее индивидуальность?

2. Откуда берется общее в вещах? Обладает ли оно неким самостоятельным

существованием?

3. Общие понятия (универсалии) более или менее понятнее, чем конкретные

вещи?

В споре об универсалиях определились философские течения номиналистов и

реалистов.

Номиналисты – Беренгар, Росцелин, Пьер Абмер, У.Оккам. Их позиция:

реальны только конкретные вещи. Общие понятия – это всего лишь их имена, а

имя – это всего лишь набор звуков, «колебания воздуха». Общие понятия

никакой реальностью не обладают – крайний номинализм, или обладают

реальностью лишь потенциально, как возможные идеи нашего разума – умеренный

номинализм.

Реалисты – Эриугена, Ансельм Киндерберийский, Аделард Батский, Гильом из

Шамю. Их позиция: По-настоящему реальны только универсалии. Конкретные вещи

– это результат случайных видоизменений общего. Например, все люди в

основном похожи. Индивидуальность – это случайные черты. Эриугена: «Вещи –

это результат обличения сущности случайными свойствами». Умеренный реализм

полагал, что универсалии образуют вещи, соединяясь с материей. Крайний

реализм допускал также, что универсалии могут существовать отдельно от

вещей в чистом виде. Представителем умеренного реализма был систематизатор

схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат). Он был основателем томизма, как

религиозно-философского учения. Он получил прозвища «Пятый Учитель Церкви»

и «Ангельский Доктор». Его работы называются «Сумма теологии» и «Сумма

против язычников».

Философские идей Фомы Аквинского:

Необходимо различать телесное и духовное бытие, как потенциальное

(неустановившееся, колеблющееся) и актуальное (реализованное, полное,

совершенное). Абсолютная потенциальность – слабейший вид бытия - материя.

Актуальным существованием обладает только Бог. В системе философских

категорий абсолютная актуальность – принцип и источник порядка и

организованности - форма.

Материя и форма соединяются в вещах. Форма – источник их общих черт.

Материя вносит отличия. Фома использует терминологию Аристотеля. Но у

Аристотеля материя и форма характеризовались, как соединенные в вещах и

совечные. У Фомы материя сотворена Богом в первом акте творения.

Существовали и существуют нематериальные бестелесные формы. Аристотелизм

развивали также арабские средневековые философы Ибн-Сина и Ибн-Рушд.

Лекция 9. Проблема бытия в философии Нового времени.

1. Новый образ природы и рационального познания.

2. Дискуссии о субстанции и свойствах вещей.

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках

повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика

средневековой учености, попытка восстановления античной культуры,

освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии –

секуляризация.

Первым проявлением секуляризации было возникновение нового образа Бога и

его отношение к природе – пантеизм. Идея пантеизма: традиционная религия

напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог – это внутренний

мировой порядок. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и

мира, отрицающее их существование, как отдельных противостоящих друг другу

сущностей. Существует два варианта пантеизма: мистический и

натуралистический.

Суть мистического пантеизма состоит в том, что природа священна, не

постижима для человеческого разума, к ней нужно относится как к Богу, она

требует религиозного поклонения.

Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться,

как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как

внутреннего порядка, материи. Отношение к природе, как высшей и

самодостаточной материи. Николай Кузацкий, Ж. Бруно – представители этого

направления. Ж. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во

всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах».

Пантеизм создает принципиально новую ситуацию для развития рационального

познания:

1. Основным объектом изучения становится природа.

2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами

реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная

наука о природе.

3. Природа впервые признается бесконечной. Паскаль: «Пусть человек

рассматривает природу в целом: Земля - это всего лишь точка, а ее

орбита – всего лишь черточка, по сравнению с орбитами других планет. А

затем пусть человек сравнит себя со всем этим».

Вывод: формируется идеология безграничного исследования природы. В XVII

веке она соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного

общественного строя. Это важность создания нового преобразования

творчества, индивидуальный характер судьбы человека, ценность земной жизни

и практического успеха.

В религии в этот период формируется протестантизм. Его важная идея

состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование

способностей каждого человека, служа Богу, человек должен добиваться

успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация

рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и

полезным, в отличие от античности, где знание – это игра разума, чистая

наука, не имеющая никакого отношения к практическому использованию.

Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают. Человек умеет и может

столько, сколько знает и понимает». Как следствие из этого изменяется

проблематика натурфилософии. Необходимо не столько выяснять отдаленные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты