навязанной сверху программы. Аристотель определил человека, как
«политическое животное». «У человека три души – растительная (питание),
животная (эмоции), разумная (добродетель)». Добродетель по Аристотелю – это
1) середина между крайностями: расточительность – щедрость – скупость; 2)
знание, соединенное с привычкой. На вопрос «Что побуждает человека
стремиться к добродетели?» Аристотель отвечает: «Желание быть счастливым,
т.е. душевно спокойным, довольным жизнью».
Вывод: в ранней античной философии определились основные направления
исследования общества и человека. «В чем сущность человека?» «Из чего
складывается личность человека? Как соотносятся начала, ее составляющие?»
«Каковы правила человеческой жизни? Что побуждает им действовать?» «В чем
различие природной и социальной реальности?» «Какими законами управляется
социальная реальность? Можно ли ее рационально перестроить?» При этом
философская антропология и социальная философия еще остаются слитыми.
Содержательное разграничение этих областей исследования происходит в
эпоху эллинизма на основе разделения социального и индивидуального бытия.
Во II веке до н.э. Греция входит в состав Римского государства на правах
провинции. В этот период одновременно выдвигаются три философских
направления, определяющие, как человеку жить правильно.
Стоицизм. Возник в конце IV – начале III вв. до н.э. Его представители
Зенон Стоик, Хрисипп, Клеандр (греки) и Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
(римляне). В Риме стоицизм получил главное развитие в I в. до н.э. – I в.
н.э. Стоики говорили: «Человек должен быть в соответствии со своей
природой, т.е. жить по разуму, т.к. разум – главное в человеке. Разум
обнаруживает, что в мире господствует необходимость, все определяется
судьбой, роком». Стоики – первые фаталисты. Сенека: «Повинуется цепь
событий вечному вращению судьбы», «Мы не можем изменить мировых отношений;
мы можем только одно – обрести высокое мужество, достойное человека и с его
помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба». Идеал стоиков:
«мудрец, который давлеет себе», т.е. абсолютно владеет собой, не позволяет
никому собой управлять, в любых обстоятельствах делает то, что
соответствует его принципам – сильная личность.
Эпикуреизм. Основан Эпикуром на рубеже IV – III вв. до н.э. Развит в Риме
в I в. до н.э. – I в. н.э. Его представители Федон, Гай Юлий Цезарь,
Лукреций Тит Кар, Федр. Они говорили о том, что жизнь человека не должна
определяться соображениями общественного долга. Человек не должен бояться
богов и смерти, т.к. смерть – это переход в абсолютное небытие. «Все
хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений».
«Смерти не надо бояться: пока мы есть, ее нет, а когда она придет, нас не
будет». «Цель жизни – счастье, содержание счастья - удовольствие» -
гедонизм. Человек должен стремиться к полноте удовольствий. Это не
означает, что надо слепо следовать всем желаниям, необходим разум и мера.
Стоицизм ориентирован на идею долга и достоинства, а эпикуреизм – на идею
счастья. Оба направления рассматривают эти ориентации, как несовместимые.
Христианство. В I в. н.э. оно складывается как мировоззренческая система,
запрещенная религия. В IV веке оно становится общепринятой религией.
Христианство нашло способ соединить эти ориентации, восстановив тезис о
вознаграждении добродетели за пределами земного бытия. В результате этого в
христианстве появляется возможность обосновать нравственного поведения.
Впервые в христианстве 1) разрабатывается система нравственных норм, как
негативная, так и позитивная, 2) начинают оцениваться с моральных позиций
не только поступки, но и мысли, намерения, 3) возникает идея души, как
целостной основы поведенческих актов, 4) возникает концепция линейной
истории, направленного развития общества.
Августин Блаженный в трактате «О Граде Божьем» предлагает периодизацию
истории. Град Божий – это церковь, т.е. социальная организация, построенная
на любви к Богу. Ей противопоставляется государство – социальная
организация, построенная на любви к себе. Направлением истории должно быть
укрепление Града Божьего, преобразование человечества на началах любви. Эта
идея в дальнейшем будет основой христианских социальных философий. В
русской философии в конце XIX века В.С. Соловьев разработал учение о
богочеловечестве, т.е. о гармоничном единстве, достигнутом в процессе
сознательной духовной эволюции.
Лекция 18. Натуралистическая философия просвещения.
1. Формирование принципов гуманизма и натурализма.
2. Концепция природы человека и ее следствия.
В основе средневековой социальной философии и антропологии лежит
христианство.
В эпоху возрождения эта концепция начала по-новому интерпретироваться:
1. Человек - целостное существо, и душа и тело его могут быть прекрасны
и должны развиваться в гармонии.
2. Человек – царь природы, т.е. Бог дал ему хорошие возможности, и
человек ими умело воспользовался.
3. Человек – свободный творец. Его предназначение – активная
деятельность, созидание.
На этой основе возникает гуманизм, как целостная система взглядов.
Гуманизм определяет отношение к человеку, как к абсолютной ценности,
признает неотъемлемое право человека на свободу, счастье, развитие и
проявление своих способностей. Социальные институты оцениваются с точки
зрения блага человека. Благо человека – высший принцип.
Главная черта онтологии эпохи Просвещения – натурализм, т.е. взгляд на
мир, по которому природа выступает как единый, исключающий
сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего.
Центральной категорией социальной философии и антропологии становится
понятие природа человека – стойкие, неизменные черты, общие задатки и
свойства, присущие всем людям и во все времена, независимо от биологической
эволюции и исторического процесса.
Что входит в природу человека?
Просветители считали, что это:
1.Разумность – способность осмысленного отношения к миру и к самому себе.
Потенциальная способность развития разума у всех одинакова, но по-разному
развита в процессе воспитания и самовоспитания. «Разум необходимо
развивать, как только возможно, т.к. благоразумие – это лучший способ
решения практических и теоретических задач».
2.Духовность – тяга к прекрасному, умение чувствовать гармонию, отличить
красивое и оценить его. Это тоже потенциальная способность, которая по-
разному выражена у людей.РобРРРРРР
3.Этическая ответственность. Человек – общественное существо, и должен
поступать, руководствуясь интересами и установлениями общества.
Инстинктивно человек чувствует, что его деятельность должна регулироваться
правилами, и он способен их усваивать.
4.Биологическая основа человеческого существования: человек –
материальное природное существо, биологический организм. Все движения его
души связаны с телесными процессами и внешними физическими воздействиями.
5.Добр человек по своей природе или эгоистичен. Существует два мнения –
альтруизм (забота о других) и эгоизм (забота о себе). Вольтер: «Любовь к
себе – первопричина всех деяний». Гоббс: «Поскольку люди равны от природы,
неизбежно соперничество, столкновение интересов, следовательно, человек
эгоистичен». Шефтсбери: «Человеку от природы дано моральное чувство
стремления делать добро, иначе вообще необъяснимо, почему люди совершают
добрые поступки». Попытка синтеза этих точек зрения привела к построению
концепции разумного эгоизма. Стремясь выполнить свои личные интересы,
человек выходит в круг интересов своих близких, а из него в круг интересов
страны и общества.
6.Свободен ли человек по своей природе. Свобода – это возможность выбора
целей и средств деятельности. Человек свободен, т.к. обладает разумом и
волей. Человек не свободен, т.к. зависит от материальной среды и
собственной телесности.
Следствия из концепции природы человека:
1. Концепция естественного равенства всех людей от природы. Поэтому любая
иерархия, устанавливаемая по рождению и т.п. несправедлива и должна
быть отменена.
2. Концепция естественного воспитания. Ж.Ж Руссо «Эмиль или о
воспитании». Сущность правильного воспитания в следовании естественным
склонностям ребенка, в развитии его природной одаренности не должно
быть никакого навязывания знаний учителя.
3. Концепция естественного права человека – каждый человек имеет права,
на которые никто не может посягать: права на защиту жизни и
достоинства, безопасность, свободу, собственность, справедливое
рассмотрение спорных вопросов в суде. Политическая и правовая система
общества должна обеспечивать эти права. Просветительский идеал
государства – это «царство разума» - общество, продуманные законы
которого в точности соответствуют естественным правам человека. В
таком обществе исчезает глубокое имущественное, интеллектуальное,
моральное различие между людьми. Демократия, как форма правления,
отвечает этим требованиям.
4. Просветительская концепция истории. Первый этап – это «естественное
состояние», когда люди инстинктивно жили в согласии с природой. Второй
этап – гражданское общество, в котором существует государство, законы,
специальные силы, которые следят за их соблюдением. Переходом от
естественного состояния к гражданскому обществу было заключение
общественного договора. Люди заключили соглашение, обязавшись
подчиняться государству, отдав ему часть своей свободы в обмен на свою
защиту. Т.е. возникновение государства – это естественный акт, но в
дальнейшем он утратило первоначальный смысл, т.к. стало учитывать лишь
интересы части людей. Построение царства разума – это восстановление
истинной сущности государства.
Формирование социальной философии, как науки.
1. Проблема существования законов истории.
2. Философия истории Гегеля.
3. Материалистическое и идеалистическое понимание истории.
Натуралистическая социальная философия базировалась на идеях:
1. Существует природа человека, т.е. устойчивые, неизменные,
общечеловеческие качества.
2. Индивидуальные особенности человека – это результат воздействия
социальной среды.
С этих позиций оказалось невозможно объяснить, почему существуют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13