Лекции по философии

различные состояния общества, как перейти к рациональному общественному

устройству, как возможно появление реформатора, человека, который

противостоит социальной среде.

Таким образом, с позиций натуралистической социальной философии оказалось

невозможным рассмотреть динамику общественной жизни. В этой философии

рассматривались две группы факторов: люди и исторические события.

Сформулировать!!!

Альтернативный подход – это рассмотрение общества, как системы в целом, в

которой принципиальное значение имеют не только элементы и их свойства, но

и характер связи между ними и в этих связях возникают системные качества.

Только на этой основе социальная философия может стать научной, т.к. только

здесь можно вести речь о законах существования и развития общества.

В XIX веке вопрос о существовании и статусе законов общественной жизни

становятся предметом дискуссии. Возникают три альтернативных позиции:

1. Позитивизм – законы общественной жизни также строги, как законы

природы, и мы подошли к их открытию. Социология может и должна быть

такой же строгой, доказательной и предсказательной наукой, как

естествознание. Проблема позитивизма состоит в том, что доказать это

не удалось, т.к. законы природы вытекают из повторяемости однотипных

явлений, а в истории нет строгой повторяемости, каждое событие

обладает своеобразием.

2. Неокантианство – исторические события уникальны, следовательно, мы

должны оставаться на уровне их рассмотрения, как индивидуальных

действий. Метод наук о природе – генерализующий (обобщающий). Метод

наук о культуре – индивидуализирующий. Это две группы исследований

противоположны. Главный способ объяснения фактов в естествознании –

соотнесение с законом. Главный способ осмысления исторических явлений

– соотнесение с ценностями. Любое описание исторического процесса

неизбежно носит оценочный характер. Недостаток: принципиально

ограничивается возможность исторического познания. Оно оказывается

обращенным в прошлое, не имеет познавательного значения для настоящего

и будущего. Использовать знание об одном событии невозможно для

другого исторического события.

3. Это направление не имеет особого названия, развивается в немецкой

классической философии. Метод социальной теории должен отличаться от

метода естествознания, учитывая специфику объекта. Но основная задача

научного исследования совпадает: обнаружение сущности за явлениями,

теоретическая конструкция закономерностей которых проявляется через

совокупность конкретных событий. (Никакой буквальной повторяемости

событий нет и в естествознании.) Предпосылки: Л. Фейербах трактует

природу человека в основном натуралистически, но рассматривает ее не

просто как совокупность свойств, а как отношение человека к другому

человеку, «Я к ТЫ». Только в этом отношении раскрывается сущность

человека. На первое место впервые поставили не свойства, а отношения.

Кант сказал, что природа человека существует лишь потенциально.

Полностью она осуществляется не в индивиде, а в роде (человеческом),

поэтому определяется взгляд на историю, как на направленный процесс.

Философия истории Гегеля. По Гегелю в основе развития мира в целом и

общества в частности лежит деятельность мирового духа, т.е. абсолютного

духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному

самоосуществлению. В истории обнаруживается необходимость, независящая от

субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса

людей руководствуется в своих действиях стремлением осуществить только свои

интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более далекое,

что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их

сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен:

он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и

интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших

теми, которыми он пользуется». Вывод Гегеля: существует историческая

закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий,

но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне

соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те,

чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории –

это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного

народа.

Аналогичную идею в 40-х годах XIX в. выдвинул К. Маркс с одним

существенным отличием: фактором, развертыванием которого определяется ход

истории является не внешняя духовная сущность, а часть самой общественной

жизни – «производство материальных благ». В отличие от лозунгов и теорий

материальное производство имеет внутреннюю логику развития. Логика развития

производства определяет ход истории в целом.

Обоснование определяющей роли производства: это сфера, развитие которой

обеспечивает саму возможность существования общества. Концепция Маркса

называется «Материалистическое понимание истории», т.к. материальную

сторону общественной жизни (общественное бытие) он считает определяющим по

отношению к духовной деятельности (общественное сознание).

Соответственно идеалистическим пониманием истории будет любая концепция,

в которой определяющими общественную жизнь признаются духовные факторы.

Лекция 19. Общественно-экономические формации.

1. Основные сферы жизни общества.

2. Формационная концепция прогресса.

3. Субъективная сторона исторического процесса.

Если рассматривать производство как системообразующий фактор общественной

жизни, то можно выделить компоненты общества:

1. Производительные силы – это ресурсы, обеспечивающие производство. Они

включают: а) средства производства – техника и инфраструктура (дороги,

источники энергии, средства связи), б) трудовые ресурсы (специалисты), в)

технологии и способы организации производства. Общества отличаются друг от

друга в первую очередь по уровню развития производительных сил, которые

всегда принадлежат кому-то в исторически- конкретных формах.

2.Основное производственное отношение – это отношение собственности на

средства производства. Это отношение определяет другие группы

производственных отношений: а) отношение непосредственного производства

(расстановка людей в производственном процессе), б) отношение распределения

(кто и в каком объеме присваивает себе результаты производства), в)

отношение обмена, г) отношение потребления. Производственные отношения

определяются уровнем и характером развития производительных сил, т.е.

определенные производственные ресурсы предполагают определенные формы

собственности.

С точки зрения этого подхода можно объяснить: а) почему возникло личное

рабство, и почему оно должно было исчезнуть, б) почему земля оказывается в

частной, коллективной, затем снова в частной собственности, частично

становится государственной, в) почему некоторые отрасли промышленности

обычно национализируются, начиная с некоторого этапа, и чем определяется

выбор этих отраслей, г) почему и когда возникает понятие интеллектуальной

собственности, и начинают сохраняться права не владение продуктами

интеллектуального труда.

Существует обратное воздействие производственных отношений (форм

собственности в первую очередь) на производительные силы. Адекватные или

неадекватные формы собственности могут ускорить или затормозить развитие

производительных сил. Производственные отношения – это экономическая

структура общества.

3. Политические и правовые отношения, т.е. отношения в обществе по

поводу распределения власти. Характеристики: государственное устройство,

разделение властей и их полномочий, доступность власти для различных слоев

населения, господствующая идеология, соответствующее законодательство.

Политические и правовые отношения - это объективная структура общества, не

сводимая к личным качествам людей у власти. Политическая власть в любом

обществе, в конечном счете, оказывается принадлежащей тому, у кого в руках

экономическое могущество. Обратное воздействие состоит в том, что

организация и состав органов управления, уровень принимаемых законов

создает реальное условие экономической жизни общества, развития

производства.

4. Духовная сфера жизни общества, которая включает науку, религию,

философию, художественно-эстетическое творчество (все формы искусства,

литературы), мораль, систему образования и воспитания. В современном

обществе – это социальные институты, т.е. особые формы общественной

организации.

На основе понимания взаимосвязи основных сфер общественной жизни вводится

понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая

формация – это исторически-конкретный тип единства производительных сил,

производственных отношений, политической и правовой организации общества.

Примечание: в концепции Маркса общественная жизнь в целом разделяется на

сферы общественного бытия (производительные силы, производственные

отношения) и общественного сознания (политические и правовые отношения,

духовная сфера общества).

Общественное бытие – реальный процесс жизни людей. Общественное сознание

– отражение общественного бытия. Производственные отношения, политические и

правовые отношения Маркс рассматривает, как базис и надстройку.

Общественно-экономические формации Маркс рассматривает, как сменяющие

друг друга этапы жизни общества.

1. Первобытнообщинная формация.

2. Рабовладельческая формация.

3. Феодальная формация.

4. Капиталистическая формация.

5. Коммунистическая формация.

Через какие этапы проходит исторический процесс, и чем он определяется?

Предыстория исследования этой проблемы:

В древней философии признавались только частные изменения общественной

жизни. В главном она считалась неизменной, и поэтому история

рассматривалась, как круговорот. Идея развития истории, как направленного и

необратимого изменения появилась в средневековой философии под влиянием

христианства. Появляется идея линейности истории.

Начиная с эпохи Просвещения, признается, что развитие общества не просто

линейно, а направлено к лучшему состоянию. Кондорсе (XVIII в.) ввел понятие

«вертикальной истории».

Формационная концепция прогресса. Механизм развития общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты