Лекции по философии

разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует

принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил

постепенно и непрерывно увеличивает знание».

Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на

элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к

другому.

К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод

Бэкона, аналитический метод Декарта.

Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех

познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре

класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади,

театра.

Основное различие классической и современной методологии. Ранняя

методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук

метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно

зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные

методы и обосновывать границы применимости каждого.

Уровни методологии:

1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.

2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ,

синтез, аналогия.

3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент,

математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный

методы.

4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования,

используемые в отдельных науках.

5. Методики – способы реализации методов.

Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в

познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика

сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники

Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых

складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет

основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает

одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой

области знания – это не результат последовательного освоения одного за

другим, а вхождение в герменевтический круг.

Лекция 13. Познание как деятельность.

1. Активность субъекта в познании.

2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта.

Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание,

восприятие человеком воздействия внешнего мира.

Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в

познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств –

это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение

познающего человека как гносеологического Робинзона.

Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как

пассивное восприятие, а как активный процесс.

1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания

на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг

сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит

от вопроса, который мы задали».

2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий,

операций.

3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности,

б) предвидение и прогнозирование.

Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта –

имеет три составляющих:

1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом.

2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых

объект изучался.

3. Оценочный аспект – знание о возможном использовании объекта, отношение

человека к данному объекту.

Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От

воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий

аспекты определяются познающей стороной.

Современный взгляд на познание – это рассмотрение его как деятельности.

Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех

основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на

что направлена деятельность. Предмет – часть объекта, непосредственно

вступающая во взаимодействие. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность,

ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа.

Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование

субъекта познания. Субъект познания характеризуют:

1. Уровень исходных знаний.

2. Навыки и приемы познания.

3. Представление о возможных результатах познавательного акта и способах

их оценки.

4. Цели познания и представления о назначении знания.

Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями.

Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре

определенного тира и изменяются исторически, существует культурно-

историческая нагруженность субъекта познания.

Постановка проблемы культурно-исторических оснований процессов познания в

философской традиции первоначально была осуществлена в гипотезе о

существовании предпосылочного знания индивида, которое первоначально

рассматривалось как врожденное. В гносеологии Платона предположение о

природном знании базируется на онтологии. Главная идея онтологии: кроме

мира вещей существует мир чистых идей – эйдосов – и душа человека до

рождения странствует в этом мире. Познание это припоминание эйдосов под

воздействием вещей. Различные познавательные способности людей объясняются

различным опытом их душ в мире эйдосов.

Декарт высказал предположение, что наши идеи делятся на три класса:

1.полученные из опыта, 2. полученные из идей первого типа в процессе

интеллектуальной обработки, 3. Не полученные из опыта ни в какой мере, а

наоборот являющиеся основаниями всякого опыта, врожденные идеи.

И. Кант. (1724-1804 гг.)

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика

способности суждения»

Кант исследует три основные познавательные способности человека:

1. Чувственный опыт.

2. Рассудок – способность составлять суждение, житейское мышление,

здравый смысл.

3. Разум – логически организованное сложное мышление.

Основное противоречие познания: в познании существует всеобщность и

необходимость, т.е. основу наших зрений составляют законы науки, которые

выполняются всегда, когда имеют место соответствующие взаимодействия.

Но всеобщность и необходимость не могут происходить из опыта, т.к. в

опыте мы всегда имеем дело с единичными и конкретными вещами.

Следовательно, существуют доопытные или априорные основания познания, от

которых происходит всеобщность и необходимость. Познание является синтезом

этих априорных оснований и чувственного опыта. На уровне чувственного

понимания априорными основаниями являются представления о пространстве и

времени. На уровне рассудка априорными основаниями являются категории и

аксиомы их связи. На уровне рассудка априорными основаниями являются идеи

целостности души, космоса и Бога.

Лекция 14. Предпосылки познания и его достоверность.

1. Современная трактовка предпосылок познания.

2. Проблема познаваемости мира.

Предпосылки познания – это подготовленность субъекта к познавательной

деятельности. Субъективные факторы, участвующие в формировании

гносеологического образа.

Первоначально в гносеологии предполагалось, что предпосылки познания –

это некоторые особые врожденные знания (у Платона, Декарта). Современная

гносеология признает, что предпосылки познания – это в первую очередь

выработанные обществом стереотипы, которые усваиваются индивидом в процессе

социально-культурной адаптации.

Содержание предпосылок познания в основном раскрыто Кантом. Он указывал

на представление о пространстве и времени и на базовые, фундаментальные

понятия – категории.

Формы существования предпосылок познания начинаются с работ З. Фрейда

(австрийский врач-психолог, 1856-1939 гг.) Он ввел представление о том, что

в любой человеческой деятельности присутствует бессознательное.

Бессознательное – это более глубокий, чем сознание, слой психики, человеку

не вполне подконтрольный. (ОНО). Оно включает в себя наследуемые

инстинктивные стремления (к жизни, к агрессии) и впечатления, в т.ч.

детские, не попавшие в сознание или из него вытесненные. Таким образом,

знание делится на явное и неявное. Неявное знание участвует в деятельности

человека и в процессах принятия решения.

Макс Полони: предпосылки познания очень часто существуют именно на уровне

неявного знания, как не вполне осознаваемые ориентации.

Карл Юнг (последователь Фрейда) расширил понятие неявного знания, введя

понятие коллективного бессознательного – это общие стереотипы всего

человеческого рода, заложенные биологически в самой структуре мозга.

Единичная идея коллективного бессознательного называется архетип. Например,

архетип двоичности: в мире существуют противоположные начала, и мы привыкли

рассматривать все через противоположные определения (эта двоичность

определяется двуполушарностью нашего мозга).

Механизм передачи неявного знания попыталась раскрыть «философия

лингвистического анализа», ее основоположник Витгенштейн (1889-1951 гг.)

Резервуар неявного знания – естественный язык. Система терминов и

грамматические конструкции языка организуют и направляют познавательную

деятельность, задают человеку определенное восприятие мира. «Границы моего

языка – это границы моего мира». «Особенности национального языка могут

определять особенности восприятия мира, специфику национального характера».

В познании встречаются две стороны: познаваемая и познающая. И процесс

познания больше зависит от последней. Следовательно, гносеологический образ

объекта определяется субъектом познания.

Проблема влияния предпосылочного знания на результат познания определяет

новую постановку проблемы познаваемости мира:

- возможно ли достижение истинного и достоверного знания об объекте?

- возможно ли достижение такого знания о мире в целом?

- существуют ли проблемы, принципиально не разрешимые для человечества?

В философской традиции определяются три основных позиции:

1. Гносеологический оптимизм – наши познавательные способности в целом

обеспечивают достижение истинного и достоверного решения, в конечном

счете, любой конкретной проблемы.

2. Скептицизм – возможность достижения истинного и достоверного знания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты