разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует
принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил
постепенно и непрерывно увеличивает знание».
Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на
элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к
другому.
К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод
Бэкона, аналитический метод Декарта.
Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех
познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре
класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади,
театра.
Основное различие классической и современной методологии. Ранняя
методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук
метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно
зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные
методы и обосновывать границы применимости каждого.
Уровни методологии:
1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.
2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ,
синтез, аналогия.
3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент,
математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный
методы.
4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования,
используемые в отдельных науках.
5. Методики – способы реализации методов.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в
познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика
сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники
Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых
складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет
основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает
одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой
области знания – это не результат последовательного освоения одного за
другим, а вхождение в герменевтический круг.
Лекция 13. Познание как деятельность.
1. Активность субъекта в познании.
2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта.
Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание,
восприятие человеком воздействия внешнего мира.
Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в
познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств –
это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение
познающего человека как гносеологического Робинзона.
Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как
пассивное восприятие, а как активный процесс.
1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания
на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг
сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит
от вопроса, который мы задали».
2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий,
операций.
3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности,
б) предвидение и прогнозирование.
Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта –
имеет три составляющих:
1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом.
2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых
объект изучался.
3. Оценочный аспект – знание о возможном использовании объекта, отношение
человека к данному объекту.
Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От
воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий
аспекты определяются познающей стороной.
Современный взгляд на познание – это рассмотрение его как деятельности.
Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех
основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на
что направлена деятельность. Предмет – часть объекта, непосредственно
вступающая во взаимодействие. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность,
ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа.
Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование
субъекта познания. Субъект познания характеризуют:
1. Уровень исходных знаний.
2. Навыки и приемы познания.
3. Представление о возможных результатах познавательного акта и способах
их оценки.
4. Цели познания и представления о назначении знания.
Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями.
Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре
определенного тира и изменяются исторически, существует культурно-
историческая нагруженность субъекта познания.
Постановка проблемы культурно-исторических оснований процессов познания в
философской традиции первоначально была осуществлена в гипотезе о
существовании предпосылочного знания индивида, которое первоначально
рассматривалось как врожденное. В гносеологии Платона предположение о
природном знании базируется на онтологии. Главная идея онтологии: кроме
мира вещей существует мир чистых идей – эйдосов – и душа человека до
рождения странствует в этом мире. Познание это припоминание эйдосов под
воздействием вещей. Различные познавательные способности людей объясняются
различным опытом их душ в мире эйдосов.
Декарт высказал предположение, что наши идеи делятся на три класса:
1.полученные из опыта, 2. полученные из идей первого типа в процессе
интеллектуальной обработки, 3. Не полученные из опыта ни в какой мере, а
наоборот являющиеся основаниями всякого опыта, врожденные идеи.
И. Кант. (1724-1804 гг.)
«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика
способности суждения»
Кант исследует три основные познавательные способности человека:
1. Чувственный опыт.
2. Рассудок – способность составлять суждение, житейское мышление,
здравый смысл.
3. Разум – логически организованное сложное мышление.
Основное противоречие познания: в познании существует всеобщность и
необходимость, т.е. основу наших зрений составляют законы науки, которые
выполняются всегда, когда имеют место соответствующие взаимодействия.
Но всеобщность и необходимость не могут происходить из опыта, т.к. в
опыте мы всегда имеем дело с единичными и конкретными вещами.
Следовательно, существуют доопытные или априорные основания познания, от
которых происходит всеобщность и необходимость. Познание является синтезом
этих априорных оснований и чувственного опыта. На уровне чувственного
понимания априорными основаниями являются представления о пространстве и
времени. На уровне рассудка априорными основаниями являются категории и
аксиомы их связи. На уровне рассудка априорными основаниями являются идеи
целостности души, космоса и Бога.
Лекция 14. Предпосылки познания и его достоверность.
1. Современная трактовка предпосылок познания.
2. Проблема познаваемости мира.
Предпосылки познания – это подготовленность субъекта к познавательной
деятельности. Субъективные факторы, участвующие в формировании
гносеологического образа.
Первоначально в гносеологии предполагалось, что предпосылки познания –
это некоторые особые врожденные знания (у Платона, Декарта). Современная
гносеология признает, что предпосылки познания – это в первую очередь
выработанные обществом стереотипы, которые усваиваются индивидом в процессе
социально-культурной адаптации.
Содержание предпосылок познания в основном раскрыто Кантом. Он указывал
на представление о пространстве и времени и на базовые, фундаментальные
понятия – категории.
Формы существования предпосылок познания начинаются с работ З. Фрейда
(австрийский врач-психолог, 1856-1939 гг.) Он ввел представление о том, что
в любой человеческой деятельности присутствует бессознательное.
Бессознательное – это более глубокий, чем сознание, слой психики, человеку
не вполне подконтрольный. (ОНО). Оно включает в себя наследуемые
инстинктивные стремления (к жизни, к агрессии) и впечатления, в т.ч.
детские, не попавшие в сознание или из него вытесненные. Таким образом,
знание делится на явное и неявное. Неявное знание участвует в деятельности
человека и в процессах принятия решения.
Макс Полони: предпосылки познания очень часто существуют именно на уровне
неявного знания, как не вполне осознаваемые ориентации.
Карл Юнг (последователь Фрейда) расширил понятие неявного знания, введя
понятие коллективного бессознательного – это общие стереотипы всего
человеческого рода, заложенные биологически в самой структуре мозга.
Единичная идея коллективного бессознательного называется архетип. Например,
архетип двоичности: в мире существуют противоположные начала, и мы привыкли
рассматривать все через противоположные определения (эта двоичность
определяется двуполушарностью нашего мозга).
Механизм передачи неявного знания попыталась раскрыть «философия
лингвистического анализа», ее основоположник Витгенштейн (1889-1951 гг.)
Резервуар неявного знания – естественный язык. Система терминов и
грамматические конструкции языка организуют и направляют познавательную
деятельность, задают человеку определенное восприятие мира. «Границы моего
языка – это границы моего мира». «Особенности национального языка могут
определять особенности восприятия мира, специфику национального характера».
В познании встречаются две стороны: познаваемая и познающая. И процесс
познания больше зависит от последней. Следовательно, гносеологический образ
объекта определяется субъектом познания.
Проблема влияния предпосылочного знания на результат познания определяет
новую постановку проблемы познаваемости мира:
- возможно ли достижение истинного и достоверного знания об объекте?
- возможно ли достижение такого знания о мире в целом?
- существуют ли проблемы, принципиально не разрешимые для человечества?
В философской традиции определяются три основных позиции:
1. Гносеологический оптимизм – наши познавательные способности в целом
обеспечивают достижение истинного и достоверного решения, в конечном
счете, любой конкретной проблемы.
2. Скептицизм – возможность достижения истинного и достоверного знания
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13