идеализма. Материализм рассматривает субстанцию как вещественное
первоначало, а идеализм – как духовное первоначало.
Лекция 6. Аристотель.
Аристотель родился в 384 г. до н. э. В Стагире, в семье врача. В 15 лет
он ушел из Стагиры в Афины к Платону. Поступил в платоновскую «Академию» и
пробыл в ней 20 лет. Умер в 322 г. до н. э.
Аристотель – самая известная и глубокая натура. Он создал и сформулировал
классическую философию.
Аристотель пытался создать целостную и единую систему наук, т.е. он не
только говорил о разных проблемах, но и связал их воедино: физика,
математика, учение о природе, этика, эстетика. Учение о природе и разуме
человека. Только в XVIII веке возобладал иной подход, и сложилась
классическая немецкая философия.
Аристотель впервые выделил философию, как метафизику. Он выделил ей
специальную роль: в ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и
пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблема
познания и различения истинного и ложного знания. Сегодня многие
направления философии вышли из нее, как самостоятельные области знания:
этика, эстетика, история.
Конец IV в. до н. э. – период расцвета греческого общества, как
государства и одновременно период создания империи Александра Македонского,
воспитателем которого был Аристотель.
Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие.
Теоретические науки – философия, математика, физика. Именно они и в первую
очередь философия обнаруживают неизменные начала сущего. Аристотель не
сомневался в реальности мира. Аристотель: «Платон мне друг, а истина
дороже». «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований».
Все истолкования действительного мира можно охватить с помощью 10 понятий
– категорий - сущность, качество, количество, отношение, место, время,
положение, действие, страдание, обладание. Они выступают как
характеристики, описывающие реальные тела.
Аристотель разделил первые и вторые сущности. Первые сущности – это то,
что лежит в основе всех вещей, это индивидуальное, единичное, неделимое
бытие. Вторую сущность выражает не индивидуальное бытие, а роды и виды.
В «Рассуждении о бытии» Аристотель придавал решающее значение категориям
движения, места, материи, формы, душе. По Аристотелю, место – это то, что
существует наряду с телами, т.е. тело находится в определенном месте и,
когда оно удаляется, то место остается. Однако, невозможно, чтобы место
было телом. Что можно считать местом? Предположим, что место есть форма
каждого тела, но форма и материя неотделимы от предмета, а место отделимо.
Аристотель предложил такое объяснение: «Место – это сосуд, который не имеет
никакого отношения к предметам, которые находятся в нем». Таким образом,
место существует объективно вне зависимости от познания человека. Место –
это граница, и Вселенная в целом есть первое место. Тела возникают,
превращаются, исчезают и уничтожаются, и при этом изменяются и границы
тела. Аристотель считал, что эти изменения можно обнаружить в категориях
время и движение. Время, по Аристотелю, - это движение в изменении, но при
этом время равномерно везде и во всем. Изменения могут убыстряться и
замедляться, а время равномерно. Время не связано с человеком, это
характеристика движения. Но время не есть само движение, хотя оно и не
может существовать без него. Во времени есть всегда предыдущее и
последующее, и мы распознаем время, когда разграничиваем движение,
определяя предыдущее и последующее. И это возможно сделать, т.к. движение
заключает в себе число, и важным фактором при этом является категория
«теперь». Время - это число перемещения, а «теперь», как и перемещение,
есть как бы единица числа.
Материализм Аристотеля проявляется в том, что для него не существует
движения, помимо вещей, и оно всегда было и во всякое время будет.
Что является источником движения? Аристотель не отрицал, что
существуют источники, как действие, одного тела на другое, но все тела
обладают самопроизвольностью, в том числе и многие неодушевленные предметы.
Самопроизвольность была определена Аристотелем, через существование первого
движения, которое осуществил «неподвижный двигатель» - Бог. Для человека
источником его движения выступают его потребности и интересы, как
необходимость внешнего предмета. Принципиальное место философии Аристотеля
заключено в учении о материи и форме. «Я называю материей то, из чего
возникает какая-нибудь вещь, т.е. материя – это материал вещи». Материя
неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия
определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена
жизни, целостности, энергии. Без формы материя – это возможность, с формой
она становится действительностью. Аристотель учил, что возможен и обратный
переход формы в материю. Аристотель пришел к выводу, что существует и
первая форма - форма форм -, и ею является Бог.
Учение о душе.
Душа не может быть без тела, но она не есть тело. Душа – это нечто,
присущее телу. Аристотель считал, что она находится в сердце.
Существует три типа души: растительная, чувственная и разумная. Первая
является причиной роста и питания, вторая ощущает, а третья познает и
думает.
Познание по Аристотелю.
Он уловил реальный процесс познания, который лежит в основе современной
гносеологии. Животные и человек обладают восприятием, но человек вещи,
тела, движение и т.п. через понятия и категории, в этом и есть сущность
разумной души.
Лекция 7. Этика Аристотеля. Учение о государстве. Средневековая
философия.
Этика – это наука о нравственности. Нравственность - это форма и условия
общения людей, основанные на национальных особенностях, на оценке поведения
людей. В этом смысле нравственно то, что обществом, людьми воспринимается,
как правильное, позитивное, приемлемое для людей. Аристотель учил, что то,
к чему стремится человек, есть благо. А благо – это цель, которую люди
желают не для себя, а ради самой цели, и, следовательно, высшим благом
является блаженство. Блаженство – это хорошая жизнь и правильная
деятельность. Оно не может состоять в материальном благе, а по своей сути
определяется особенностью и назначением человека. Основное назначение
человека – это деятельность и прекрасное ее выполнение. По Аристотелю,
жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельностной.
Добрые качества, остающиеся не обнаруженными, не дают блаженства.
Человеческая добродетель – это умение ориентироваться, выбирать надлежащий
поступок, определить место нахождения добра. Для этого Аристотель толковал
об общем принципе человеческой деятельности, который он определил как
середину. Ошибиться можно различно, а правильно поступить можно только
одним путем.
Для этики Аристотеля важен принцип справедливости, это принцип
хозяйственной деятельности, обмена хозяйственными благами. Поэтому
справедливость есть равное отношение к материальным благам. Аристотель
рассматривал две формы справедливости: распределяющая и уравнивающая. При
первой критерием выступает достоинство лиц, между которыми происходит
распределение. Аристотель исходит из того, что люди не равны по природе, и
распределяющая справедливость учитывает социальный статус личности. При
второй переход предметов из одних рук в другие определяется не
достоинством, а экономическими основами. Здесь действует арифметическая
пропорциональность: общество держится тем, что каждому воздается в
зависимости от его деятельности.
Аристотель, таким образом, впервые заговорил о стоимости, как
экономическом свойстве предметов обмена. Он считал, что все предметы должны
измеряться чем-то одним. Этим служит потребность, которая все соединяет.
Мера оценки возникает по общему согласию, и ей являются деньги.
Благо, добродетельность - это не телесные свойства, а раскрытие
человеческого. Для Аристотеля досуг является необходимым условием для блага
и созерцания.
Учение о государстве.
По Платону, государство – это поселение. Реальному государству
предшествует идеальное государство, в котором все равны. Конфликты в
человеческом обществе обусловлены неравенством. Платон был одним из первых
философов, который связал человеческое зло, социальные конфликты с частной
собственностью. И поэтому, стремясь к идеальному государству, Платон учил о
необходимости государственных мер по пресечению расширения имущества и
роста частной собственности. В решении этой проблемы Платон предполагал два
пути: 1. Воспитание детей в отрыве от семьи, т.к. при этом у них
складывается одинаковое сознание. Он также предполагал разрушить семью, как
форму длительного проживания людей. 2.Ограничение роскоши и расширения
личного хозяйства.
По Аристотелю, государство – это завершающая форма организации людей. Ему
предшествовали семья и поселение. Аристотель был согласен с тем, что
частная собственность – основа хозяйственного неравенства и социально-
политических конфликтов. Но в отличие от Платона, он считал, что частная
собственность вечна и незыблема. Аристотель считал, что у друзей все
должно быть общее. Его позиция: собственность должна быть частной, а
распределение - общественным. Поэтому Аристотель оправдывал рабство,
считая, что в государстве должны быть начальники и подчиненные. Лучшей
формой правления он называл монархию и аристократию и был противником
демократии, т.к. она легко перерастала в «охпократию» (охпо - толпа).
Аристотель делил государство на три сословия: аристократию, воинов и
мелких земледельцев, ремесленников. Лучше всех государством смогут
управлять всадники, т.к. они не обременены заботами о богатстве.
Средневековая философия.
Средние века – это время, когда единство Европы обеспечивалось
католической церковью и Папой Римским, как олицетворением Великой Римской
Империи.
Раннее средневековье (VI-IХвв. н.э.) характеризуется отвоевыванием
европейских земель у арабов. Церковь обладала не только идеологической
властью, но и владела примерно третью всех земель и людской массой в
монастырях (монахи и монастырские крестьяне). Единственным образованным
слоем населения было духовенство. Поэтому юриспруденция и естествознание
приводились в соответствие учениям церкви. Мирянам запрещалось читать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13