Основы философии

интерпретационные, дедуктивные.

52. Человек, его природа, сущность. Смысл человеческой жизни

Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. -

лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. -

обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое

существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы,

общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления,

отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного,

характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях,

противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного

класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин,

обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности

(лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых

черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф.

понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его

функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и

предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ.

отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2)

Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4)

Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц.

качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и

представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит

деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и

гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности

поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж.

себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той

мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности

можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность

человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное

усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение

обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ.

смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого

себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном

осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и

заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в

пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал,

что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв.

считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной

лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую

и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна

производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.

Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила

человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет

ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная

неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это

заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к

будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

40. Познание как система. Чувств. и рациональное в познании

Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим

реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от

сознания. Истина ограниченна, т.к. она отражает объект не целиком, а в

известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий

истины заключается в практике. Некоторое положение явл. истинным, если

можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. В процессе развития

истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном

единстве. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания.

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне

абстракций высоких порядков. Важнейш. методы научного познания: 1) Метод

восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда

связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным -

конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих

действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип

системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю,

заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах,

интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента

наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и

изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно

математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн.

этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в

зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны

припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк)

признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью

понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,

определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания.

Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн.

отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.

47.Соц.структ.о-ва.Классы,нации.Пробл.класс.и нац.отн-й совр.эпохи

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой

специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.

групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом

социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:

классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, по их отношению к

средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом

обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему

отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют

социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной

организации является феодальное общество с характерным для него различием

людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец

как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин -

представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились

по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц.

структура совр. общества также помимо основных классов включает и

определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда

относительны и подвижны. Общественная психология - частичный аналог

обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные

взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и

интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология -

частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций

определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц.

действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от

общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная

психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать

по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии

приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к

дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений

большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его

можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).

50. Наука и ее сущность, место в развитии общества

Наука явл. осн. формой чел. познания. Вып. социальные функции: 3 группы: 1)

культурно-мировоззр., наука как непоср. производ. сила, как социальн. сила

(использ. при реш. разл. проблем, возник. в ходе общ. разв-я). В этом

историч. порядке функции возникали и расширялись. Снач. в эпоху Возрожд-я -

борьба между теол. и наукой за право определ. мировоз-е. Пр-с превр-я науки

в произв. силу - созд-е и упрочение постоянных каналов для практ. использ-я

науч. знаний, появл. прикладных иссл-й. В совр. эпоху наука выступ. тж. в

кач. социальн. силы. Сл., многообразие наук об о-ве : 1) Этнография изучает

быт и культуру народов земного шара, их происхожд., расселение и культурно-

исторические связи. 2) Юридическая наука рассм. сущность и историю гос-ва и

права 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и

развития. 4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания,

образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и

задачами общества. 5) Литературоведение изучает художественную литературу,

специфику лит. творчества, общественое значение худож. лит-ры. 6) Экономика

изучает экон. отношения людей, законы, управляющие производством,

распределением и обменом материальных благ. Для науч. знания хар-но наличие

2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая

деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на

уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта

или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч.

знании. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя

исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч.

познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует

образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая,

обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая

целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория -

развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию

форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов

теорий, а также многообразие их классификаций.

51.Общ.прогр.,его сущн.,критерии.Единство/многообр. мир.истории

Общ. прогресс - направление развития чел. общества, рода "ч-к", хар-

зующиеся такими необратим. изменениями чел-ва со всеми аспектами его

жизнедеят-сти, в рез. кот. осуществл. переход чел-ва от низшего к высшему,

от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общ. пр. - развитие

всего общества как целостности, движение к совершенству всего чел-ва. В

наст.вр. нет единого ответа на гл. вопрос: каков общий социологический

критерий о.п.? Небольшое число авторов утверждают, что сама постановка

вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, т.к. чел. о-

во - сложный организм, развитие кот. осуществляется по разным линиям, что и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты