Материалистическое решение психофизической проблемы, отвергавшее
теологический спиритуализм и религиозно-философский дуализм, отличалось
вместе с тем механицизмом. Однако механицизм французских материалистов не
следует трактовать буквально, упрощать их воззрения на человека. Последний
понимался не как обычный механизм или машина, а как инструмент природы,
наделенный способностью ощущать, чувствовать и мыслить. Поэтому особый
интерес проявляли философы-материалисты к физиологии, к изучению нервной
системы и мозга как материального субстрата психики. В еще большей степени,
чем Вольтер, французские материалисты подчеркивали чувственно-эмоциональную
природу человека, роль личного интереса в деятельности людей. Особенно
характерно это для Гельвеция. "Чувственные впечатления, себялюбие,
наслаждение и правильно понятый личный интерес, - писал Маркс о Гельвеции,
- составляют основу всей морали. Но было бы ошибкой считать, что человек
Гельвеция - это закоренелый эгоист и себялюбец. Ведь речь шла у него о
"правильно понятом личном интересе", который предполагает разумное
сочетание интереса отдельной личности, или "частного интереса", с интересом
общества, или "общественным интересом". Подобный "разумный эгоизм" вовсе не
исключал стремления человека к "общему благу", к "общественному счастью".
Таким образом, "эгоистическая мораль" французских материалистов 18 в., как
нередко ее именуют, не только не была чужда общечеловеческим нравственным
ценностям, а напротив, предполагала гуманизацию межличностных отношений.
Дидро занимал в этом вопросе несколько иную позицию. Важнейшим проявлением
морального чувства, которым природа наделила человека, Дидро считал
стремление к добродетели, к взаимной любви и поддержке. Но прирожденная
склонность к добру не исключает, по его мнению, необходимость морального
воспитания. Последнее развивает и укрепляет "естественную" добродетель,
формирует у людей высокие нравственные качества. В целом учение французских
философов-просветителей о человеке имело гуманистическую и демократическую
направленность, оказало значительное влияние на дальнейшее развитие
материалистической антропологии.
26. Революционные демократы 19 в.
ГЕРЦЕН - мыслитель-материалист, основоположник народничества. Гл.
стремление: исходя из высших достижений общественно-философской мысли,
создать новую, "реалистическую", научную теорию, ' к-рая явилась бы идейным
обоснованием грядущего со циального переворота. Идеи фр. утопического
социализма, романтической историографии эпохи Реставрации и нем.
классичесной философии 19 в. были критически переосмыслены и переработаны
Г. к началу 40-х гг.. в оригинальное атеистическое и материалистическое
мировоззрение, важной стороной к-рого явилась попытка материалистически
истолковать диалектику Гегеля. Позднее он назвал ее "алгеброй революции".
Г. "вплотную подошел к диалектическому материализму" (Ленин). Осн. тема
философских исканий Г. - доказательство единства бытия и мышления, практи
ки и теории, об-ва и личности. Г. стремился найти и сформулировать метод
познания, адекватный действительности и являющийся единством опыта и
умозрения, "эмпирии" и "спекуляции". В области философии истории Г. уделял
большое внимание проблеме общественного закона, к-рыи представляется ему в
конечном счете сочетанием стихийного хода истории (бессознательной жизни
народов) и сознательной деятельности индивидов (развития науки). В области
социально политической лозунг единства теории и практики ведет Г. к борьбе
за революционное просвещение народных масс, подготавливающее их к
социалистическому перевороту. Эта много сложная, но внутренне связанная
проблематика по-разному выступает на различных этапах идейного развития Г.
Значительные коррективы в его социально-философские вэгляды внесла
революция 1848 - 49, поражение к-рой явилось основой духовной драмы Г. Не
видя в западноевропейской действительности совпадения кода истории и
развития человеческой мысли, выдвинувшей и разрабатывавшей социалистический
идеал, Г. впадает в пессимистическое и скептическое настроение в отношении
возможных перспектив социального переворота на Западе. Попыткой преодоления
этого пессимизма была герценовская теория "русского", крестьянского
социализма: в крестьянской общине Г. усмотрел, как ему казалось, реальный
зародыш социалистического будущего. Дальнейший ход рус. истории мыслился Г.
как освобождение крестьян от всех феодально-самодержавных пут и соединение
патриархально-коллективистского быта крестьянства с социалистической
теорией. В этой связи Г. не только требовал радикального решения
крестьянского вопроса в России, но и ставил вопрос о возможности ' миновать
капиталистическую фазу развития. Однако события середины 60-х гг. все
больше убеждали Г., что и Россия заражается "буржуазной оспой".
Действительное преодоление духовной драмы Г. намечается лишь в конце его
жизни, когда, разрывая с анархистом Бакуниным, он начинает усматривать
гарантию осуществления социализма во вновь поднимавшемся в Зап. Европе
рабочем движении, руководимом 1 Интернационалом. БЕЛИНСКИЙ Виссарион
Григорьевич - рус. революционный демократ, основоположник рус.
реалистической эстетики. Идейное творчество Б. относится к периоду, когда
передовая рус. общественная мысль, осмысливая уроки декабризма, начинала
поиски новых путей борьбы с самодержавием и крепостничеством, поиски
научной теории общественного развития. Это обусловило чрезвычайно сложный и
интенсивный характер идейной эволюции Б. Сильно увлекаясь одно время
философией Гегеля, Б. истолковывал его положение "все действительное
разумно" в духе политического консерватизма, как идею примирения с
действительностью. Но даже и в этот период, закончившийся выдвижением Б.
идеи отрицания, принципа борьбы со всем отживающим, неразумным, гл.
тенденция его идейных исканий заключалась в стремлении понять, каким
законам подчиняется жизнь об-ва и человека. С начала 40-х гг. Б. постепенио
переходит на позиции материализма. При рассмотрении вопроса о единстве
материального и идеального Б. доказывает, что "духовное" есть "не что ииое,
как деятельность физического".
Он укаэывает вместе с там иа активную роль сознания в процессе
взаимодействия человека со средой. Подвергнув критике консерватизм системы
Гегеля Б. усмотрел в его диалектике основоположения метода научного
исследования, зародыш подлинной "философии истории". Идея объективной
закономерности конкретизируется Б. как идея необходимости общественного
прогресса, пробивающейся через совокупность различных форм деятельности
людей и находящей выражение, в частности, в деяниях ве-. ликих личностей.
Приветствуя социалистический идеал истинно справедливого об-ва, где "ие
будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья,
будут люди", Б. одновременно скептически относился к реформаторским
проектам нек-рых западноевропейских социалистов. Б. полагал, что новое об-
во вряд,ли установится временем, без насильственных переворотов, без крови;
однако сам он все же не пришел к научному обоснованию неизбежности
социализма. С этим была связана апелляция Б. к идеям первоначального
христианства как основы нравственности будущего. В. признавал
прогрессивность буржуазных порядков по сравнению со средневековыми и
считал, что ближайшей задачей общественных преобразований в России является
уничтожеиие патриархально-крепостнических форм жизни (и прежде всего
крепостного права), проведение ряда буржуазных демократических реформ.
Исходя из этого, Б. с позиций революционном просвещения вел беспощадную
борьбу о ретроградными идеями "официальной народности”, высмеивал
славянофильскую идеализацию патриархального прошлого России, резко
критиковал разного рода либеральные и рева-. люционно-утопические иллюзии
(полемика с Бакуниным). Вершиной революционного демократизма Б., его ду
ховным завещанием явилось письмо к Гоголю (июль 1847) - одно из лучших
произв. бесцензурной демократической печати России 19 в. Идея историзма
пронизывает и эстетические суждения Б. Усматривая сущность и специфику
искусства в образном воспроизведении действительности в ее типическим
чертах, Б. резко выступал против реакционного романтизма, дидактической
беллетристики, пропагандировал принципы реализма в творчестве Пушкина и
возглавлявшейся Гоголем натуральной школы . Указывая на связь понятий
народности и реализма в искусстве, Б. выдвинул важнейшие положения о
зависимости общественного значения литературы от преодоления пропасти между
т. наз. образованным об-вом и народной массой, о сочувствии современности,
т. е. 'прогрессу, как неотъемлемом качестве подлииного художника. Взгляды
В. на искусство сыграли большую роль в раэвитии эстетики. ОГАРЕВ Николай
Платонович - рус. революционер-демократ, философ. О. и Герцен
родоначальники рус. крестьянского утопического социализма, народничества.
Теория общинного' социализма О. и Герцена явилась выражением революционных
требований крестьянских масс, стремившихся к полному уничгожения
помещичьего землевла-. дения, к полному свержению поме щичьей власти.
О.один из создателей подпольной революционной организации "Земля и воля" 60-
х гг., идеи к-рой он изложил в статье "Что нужно народу?" (1861) и др.
работах. До 1840 О. стоял на идеалистически" позициях. Знакомство о
достижениями естествознания 19 в., о философией фр. материализма и особенно
с "Сущностью христианства " Фейербаха помогло ему стать на позиции
философского материализма и атеизма. Хотя О. и отдал дань антропологизму,
созерцательный характер философии Фейербаха его не удовлетворял. Вместе а
Герценом он критически перерабатывает и переосмысливает философию Гегеля,
особенно его диалектику, делая из нее революционные выводы, используя ее
для обоснования революции в России. О. высказано немало глубоких мыслей по
вопросам происхождения и развития сознания, соотношения абсолютной и
относительной истины, по проблемам противоречий в процессе развития природы
и об-ва. О. разрабатывал принципы материалистической эстетики, подчеркивал
общественную роль и народность искусства, боролся за его . высокую
идейность, решительно отвергая при этом идеалистическую теорию "чистого
искусства ". О. явился одним из предшественников рус. социал-демократии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15