Основы философии

Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали

неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть

формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр.

диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно.

В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции

как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции

богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как

условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему

обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем.

классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм.

действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти.

Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти

субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов.

Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил

в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в

познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об

антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как

только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.

Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель

впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса,

т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от

абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного

определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни

и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть,

согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и

предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную

связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое

ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и

Энгельсом.

Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе

материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения

реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д.

органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они

по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл.

материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение,

логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и

развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития,

и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом

смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д. как обобщенная

история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на свой предельно

общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией

материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она

вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ

ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем

перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки,

отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания,

повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния.

Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с

позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объ.

истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и

относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения

к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью,

делает ее орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать

историч. потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому

содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим

прогрессу чел-ва.

Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия

Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист.

называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-

ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь

умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат.

для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В

ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с

термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта,

Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и

гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник.

понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та

односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как

неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как

источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем,

что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало

природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и

дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,

рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле

антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как

правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения

термина М.

5. Предназначение философии, ее смысл и функции

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие

вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на

веру в сверхъест. или на науч. знания. Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.

След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва;

средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время:

пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва. Предметом ф. явл. всеобщ. св-

ва и связи (отн-я) дейст-сти - природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти

и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Чел-к пытается найти ответ

на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и

предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.?

Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст.

собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз.

мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к

миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер.,

что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-

я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл

сущ-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему

сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира. Дать

такую карт., предст. мир как целое - мировоззр-я F ф. В отл. от других наук

ф. искл. подробности, выдел. только наиб. общие св-ва и связи. Гносеол. F

состоит в изуч. отн-я “мир-ч-к”. Теория познания рассм. как отн-е объ. и

субъ-та познания, выявл. связь чувств. и рац-го, иссл. пробл. истины и др.

гносеол. вопр. Каждый ф. концепция явл. взгл. на мир., предст. собой метод

позн-я. Ф. разраб. всеобщ., обоснов. частные и общенауч. методы позн-я -

выполн. методологич. F. Ф. обощ. выводы спец. науук, объед. их на осн.

своих ф-й и методов поз-я - выполн. интегрир. F, распростр. ее и на др.

обл. дух. культуры, вкл. полит., правов., моральн., эстет., религ./атеист.

формы общ. созн-я. Ф. система не только выдвиг. и обосн. положения, но и

интерпр. их, дает оценку, формир. сист. ценностей - аксиологич. F. Подверг.

критич. оценке то, что не соотв. ф. системе - выступ. в критич. F.

6. Становл.древнегреч.ф. Милетская школа и Гераклит Эфесский

Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух.

самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.

Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и

сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до

н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа -

Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес -

считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю,

Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их

прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к.

принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо

сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д.

явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я

вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой.

Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия

первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ.

начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич.

Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они

перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр.

смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив.

солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от

рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за

пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в.

- огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл.

св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ.

на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело

обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не

биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн.

зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода

частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в

непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв.

мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос

един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух.

Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и

назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол.

гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания.

Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за

порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом.

Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты