Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали
неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть
формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр.
диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно.
В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции
как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции
богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как
условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему
обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем.
классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм.
действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти.
Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти
субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов.
Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил
в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в
познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об
антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как
только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.
Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель
впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса,
т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от
абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного
определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни
и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть,
согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и
предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную
связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое
ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и
Энгельсом.
Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе
материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения
реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д.
органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они
по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл.
материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение,
логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и
развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития,
и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом
смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д. как обобщенная
история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на свой предельно
общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией
материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она
вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ
ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем
перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки,
отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания,
повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния.
Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с
позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объ.
истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и
относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения
к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью,
делает ее орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать
историч. потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому
содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим
прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия
Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист.
называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-
ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь
умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат.
для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В
ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с
термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта,
Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и
гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник.
понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та
односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как
неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как
источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем,
что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало
природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и
дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,
рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле
антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как
правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения
термина М.
5. Предназначение философии, ее смысл и функции
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие
вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на
веру в сверхъест. или на науч. знания. Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.
След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва;
средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время:
пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва. Предметом ф. явл. всеобщ. св-
ва и связи (отн-я) дейст-сти - природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти
и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Чел-к пытается найти ответ
на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и
предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.?
Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст.
собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз.
мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к
миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер.,
что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-
я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл
сущ-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему
сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира. Дать
такую карт., предст. мир как целое - мировоззр-я F ф. В отл. от других наук
ф. искл. подробности, выдел. только наиб. общие св-ва и связи. Гносеол. F
состоит в изуч. отн-я “мир-ч-к”. Теория познания рассм. как отн-е объ. и
субъ-та познания, выявл. связь чувств. и рац-го, иссл. пробл. истины и др.
гносеол. вопр. Каждый ф. концепция явл. взгл. на мир., предст. собой метод
позн-я. Ф. разраб. всеобщ., обоснов. частные и общенауч. методы позн-я -
выполн. методологич. F. Ф. обощ. выводы спец. науук, объед. их на осн.
своих ф-й и методов поз-я - выполн. интегрир. F, распростр. ее и на др.
обл. дух. культуры, вкл. полит., правов., моральн., эстет., религ./атеист.
формы общ. созн-я. Ф. система не только выдвиг. и обосн. положения, но и
интерпр. их, дает оценку, формир. сист. ценностей - аксиологич. F. Подверг.
критич. оценке то, что не соотв. ф. системе - выступ. в критич. F.
6. Становл.древнегреч.ф. Милетская школа и Гераклит Эфесский
Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух.
самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.
Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и
сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до
н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа -
Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес -
считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю,
Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их
прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к.
принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо
сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д.
явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я
вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой.
Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия
первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ.
начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич.
Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они
перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр.
смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив.
солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от
рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за
пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в.
- огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл.
св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ.
на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело
обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не
биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн.
зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода
частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в
непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв.
мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос
един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух.
Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и
назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол.
гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания.
Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за
порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом.
Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15