Основы философии

гос-ва - обесп. счастья всем согражд. 6 форм гос-ва: 3 прав.:

монарх./аристокр./полития, 3 непр.: тир.?олиг.?демокр. Наил. - полития:

сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во олигархии.) А. - посл. греч. представ.

антич. фил.

11. Учение Платона о бытии и познании, концепц. идеальн.гос-ва

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.

стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-

к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть

суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел.

жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.

особого внимания, прежде всего у Сократа. Платон - уч-к Сократа. 1-й создал

концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру

вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и

постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен

(неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот.

формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам -

идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-

сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар,

в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к

наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл.

основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания

П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем

познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом

созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас.

телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к

душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к

знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага.

Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. -

не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие,

кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с

созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой

до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се

р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к

воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при

пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство

души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3

категории души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть

(воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу

гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. Политика - иск-во спасения души,

кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и

воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к

матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след.

регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального

гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во - рез-т осознания и

исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве

есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит.

форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в

тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципы

с реальн. дейст-стью. Право на упр. - с 50-60 л. Для 2й группы - общее имущ-

во, жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в

воспит. чувства умеренности и самоогранич. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о

гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.

13.Теоцентризм среднев.ф.Сущн.и знач.полемики номин./реализма

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание?. Начальн. пер-д р-я ф. хар-тся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.

След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва;

средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога. Длит. период: 5

(пад. Римск. имп.)-15 в. (Возрожд.). 2 осн. источника формир-я срв.ф.:

древнегреч. ф. и Свящ. писание, повернувш. эту ф. в русло христ-ва. На

смену языч. религиям многобожия пришли религ. единобожия, сл. становление

институтов религ. власти и рост религ. настроений. Христ-во сформир.

средневек. мировоззр. европейцев, кот. теоцентрично и опир. на 2 принцип.

полож-я: а) идею творения - основа онтологии хр.ф.; б) идея откровения -

фундамент учения о познании. Влияние хр.ц. распростр. на все сферы общ.

жизни, в т.ч. на духовную. Ф. вопросы мироздания, рациональности/иррац.

бытия затронула как ф., так и религ. В др.греч. ф. религ. не играла сущ.

роли в направл-сти ф. взглядов. Ф. мысль, своб. от внешн. огранич-й, была

напр. на иссл. природы, куда включ. все сущее, в т.ч. чел-к. Ф. ср. веков

оказ. в зав-сти от религии. В первую очер. евр. фил-я реш. вопросы в рамках

теоцентризма. Т. - такое понимание мира, в кот. источником и причиной всего

сущего выступ. Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало.

Принцип т. распрост. и на познание, где в соотв. с этим принципом на высшую

ступ. в системе знания помещ. теология - наука о Боге, ниже нее нах. ф..

Тж. в ср.в. ф. сущ. принцип, по кот. Бог из ничего сотворил жив. и нежив.

природу, преходящую, нах. в пост. изм-ии (креационизм). Всеми мировыми

событиями, в т.ч. историей и повед. отд. людей управл. божеств. провидение.

1й этап становл. срв. ф. - патристика: обоснование христ-ва, опир. на

античн. ф.(Платона)- Тертуллиан, Августин Блаж., Боэций. 2й этап становл. -

схоластика - тип философств-я, при кот. средствами чел. разума пыт. обосн.

принятые на веру идеи и формулы. Отлич. черта, символ ср.в. схоластики -

острая борьба реализма и номин. Вопрос: обладают ли общие понятия реальн.

существ-ем. Предст. реализма счит., что подлинной реальностью обл. не

единичн. вещи, а только общ. понятия - универсалии, сущ. вне сознания,

незав. от него и матер. мира. Крайний реализм: сторонники Платона, напр.

Ансельм Кентерберийский. Универсалии обр. особый идеальн. мир, пребыв. в

отрыве от конкр. вещей. Умер. р. - Фома Акв. Идеи Аристотеля. Признавали

реальность общ. понятий, но и не отрицали их присутствие в конкр. вещах.

Фома: универсалии сущ. до вещей (как идеи в божеств. разуме), в вещах

(неотъемл. формы единичного) и после вещей (понятия в человеч. разуме - рез-

т абстр. мышл-я). Противоп. напр. - номинализм. Полаг., что объект.,

реально сущ. единичн. вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозн.

вещи и сущ-е только в языке. Росцелин: звуки голоса, сотрясения воздуха.

Влияние номинализма сказалось в посл. века, что объясн. близостью к

материалист. взглядам и оринтацией на опыт. Традиции ср.в. н-ма во многом

восприняли Бэкон, Гоббс, Локк,Юм.

14.Р-е ф. св.мыслия и форм-е Возрожд. Идея ч. как творца сам.себя

Начальн. пер-д р-я ф. хар-тся космоцентризмом - стремл. понять мир как

целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-

ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как

творение Бога. В 14-16 в. происх возврат к ценностям античн. культуры и

принц. антропоцентризма в связи с р-ем светского гос-ва и возникн. светск.

культуры, деятели кот. пересматр. традиц. религиозн., нравств., эстетич.

взгляды ср.в. Новые разностор. запросы чел. личности нашли свое выр-е в

гуманизме, связ. с антиклерик. настроениями (против госп. духовенства).

Италия встала раньше всех на путь бурж. р-я и прониклась идеями В. Раннее

В.: Данте Алигьери, Петрарка; позднее: Платоновск. Акад., Ник.Кузанский -

ключевая фигура. К.: Бог - абсол. максимум, мир - огранич. минимум. Бог

противоречив, т.к. абс. макс. явл. бесконечностью, не страдает ни от каких

конечн. ситуаций, сл. Бог - абсол. минимум. Бог - единство

противоположностей. Совп. мин. и макс.: сл., Бог пребыв. во всем. Диалект.

поним. Бога - ослабляет творящие функции Бога, сближ. бескон. Бога и

конечн. мир. Роздн.: Патрици, БруноИдея ч-ка ка творца самого себя:

гуманист 15 в. Джованни Пико делла Мирандола, в “Речи о достоинстве”

рассужд., что Бог, сотворив ч-ка и поставив его в центре мира не дал ему ни

опр. места, ни образа, ни собств. лица, ни обязанности, чтобы ч-к мог их

определить по собств. желанию. Образ прочих творений определен. В отличие

от античн. фил., где границы ч-ка были опр. его природой, от него зависело,

последует ли он ей или отклонится от нее. Теперь природа подчинена ч-ку, ч-

к творит самого себя и этим отлич. от прочих прир. существ. В отл. от ср.в.

ч-к уже не нужд. в божеств. благодати для своего спасения. По мере того,

как ч-к осознает себя в кач-ве творца собств. жизни и судьбы, он оказ. и

неогранич. господином над прир. Поэтому символом В. стан. фигура худ.-

творца. Он не просто удовл. свои земные нужды, но и созидает новый мир,

созд. красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. В эпоху

В. ч-к стрем. найти точку опоры не в космосе, а в себе самом, в своей душе

и теле. Т.о. истор. зн-е этой ф. закл. в преодолении схоласт. догматизма

ср.в. и явл. фунд. для ф. мышл-я Нов. времени.

15.Фр.Бэкон-родонач.мат-ма ф.Нов.вр.Разраб.Б.индукт.метода позн-я

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник.

капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-

е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия

ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как

на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие

приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.

метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест

выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Одним из первых,

кто сознат. приступил к разраб. науч. метода на осн. наблюд-я и поним.

природы - Бэкон. Гл. произв. Б. “Новый Органон”: матер. взгляды на прир. и

обстоят. обоснов. индуктив. методу и его роли в позн. (2я важн. раб. -

утопия “Новая Атлантд.” - важн. роль науки и техники для р-я пр-ва и о-ва в

целом). Высш. задачей ф. Б. считал завоевание прир. и соверш-е чел. жизни.

Знание станов. силой, если оно опир. на иссл. явл-й природы и руководств.

познанием ее законов. Предметом ф. должна быть материя, а тж. разл. и

многообр. ее формы. Б. - родонач. материл-ма Н.вр. В поним. материи он не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты